Город «Исчезающий Иркутск» «Исчезающий Иркутск»: Возрождение особняка Бутиных

«Исчезающий Иркутск»: Возрождение особняка Бутиных

История дома актёра с собственным привидением и прекрасными людьми.

В тени Иркутского драмтеатра притаился роскошный одноэтажный деревянный дом с куполами, нежной лепниной и окошечками-иллюминаторами под крышей. По всему фасаду он схвачен паутиной тонких и частых морщин – трещин и потёртостей. Некогда здесь жил известный купец, золотопромышленник и винодел Михаил Бутин. Сейчас здание спасают иркутские театральные деятели. На начало 2019 года запланирована масштабная реставрация.

Портал «ИрСити» и руководитель Клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров запустили совместный проект о деревянных домах «Исчезающий Иркутск» в октябре 2014 года. С тех пор рассказано более 70 историй о заброшенных, полуразрушенных памятниках архитектуры и просто знаковых для города зданиях. Некоторые из них уже исчезли с карты Иркутска.

Особняк Бутина, в котором живёт Дом актёра, расположен в Хасановском переулке – маленьком Г-образном проезде, отделяющем драмтеатр от клуба «Эстрада». Раньше этот переулок назывался Театральным проездом, он получил это имя ещё в те времена, когда здесь стояло деревянное здание городского театра. К этому проезду относился и особняк иркутского архитектора Владимира Рассушина, который, кстати, так похож своими иллюминаторами на Бутинский дом, его сейчас занимает медуниверситет. В 1920 году название сменили на Коммунистический переулок, а в 50-е он стал Хасановским – в честь столкновения Японии и СССР из-за территории у озера Хасан и реки Туманная.

Гений бизнеса

Владельцем дома в Хасановском переулке был Михаил Дмитриевич Бутин. Он родился в 1835 году в забайкальском Нерчинске, известном приграничном торговом городе. Окончил местное уездное училище, а потом вместе со своим братом Николаем работал у состоятельных нерчинско-заводских купцов Кандинских приказчиком – «мальчиком на побегушках». Братья очень быстро накопили денег, выкупили долю у хозяина и основали своё дело - фирму «Торговый дом братьев Бутиных». Параллельно Михаил Дмитриевич изучал золотые месторождения, и уже к 40 своим годам стал крупнейшим золотодобытчиком Восточной Сибири, а также владельцем солеваренного, железоделательного и винокуренного завода.

1 из 2

В 1873 году Бутин ездил в Америку, где посетил Нью-Йорк, Колорадо, Сан-Франциско и Сакраменто. После этого он начал внедрять на своих золотых приисках новые технологии, отчего его прозвали «сибирским американцем».

В 1880-х после засухи и неурожаев фирма Бутиных стала несостоятельной. Большую часть капиталов братьев составляли кредиты, полученные в Москве, Нижнем Новгороде и за границей. Иркутские и московские кредиторы начали «администрацию по делам братьев Бутиных», потребовав погасить долги досрочно. Более 10 лет Михаил Дмитриевич доказывал свою платёжеспособность и в конце концов выиграл дело, но администраторы уже успели распродать важнейшие предприятия. После смерти брата Николая в 1892 году фирма закрылась.

«Дорогой друг»

В 1879 году, то есть в 44 года, Бутин получил звание коммерции советника, которое всем его потомкам фактически давало дворянство. Но не смог этим воспользоваться, ведь детей у него не было, хотя прожил больше 70 лет.

Зато у него была прекрасная жена, его «дорогой друг» – Мария Александровна. Она была на 20 лет моложе Бутина, родилась в многодетной семье отставного полковника Александра Кирилловича Шепетковского, происходившего из дворян Санкт-Петербургской губернии. После выхода в отставку её отец сначала служил полицмейстером в Костромской и Архангельской губерниях, затем переехал в Красноярск, где и родилась Мария. К тому моменту Шепетковский владел несколькими приисками в Минусинском крае.

Михаил и Мария Бутины

Семья, в которой было девять детей, водила интересные знакомства, например, Александр Кириллович служил вместе с известным художником Павлом Федотовым, да и сам, по некоторым сведениям, увлекался рисованием. Сестра Марии Екатерина дружила с художником Василием Суриковым и позировала для его картин «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова» и «Сибирская красавица». А брат Александр был героем русско-турецкой войны 1878 года. Сама Мария Александровна была чудесным человеком, хлебосольной и радушной хозяйкой.

«15 марта 1891 года Михаила Дмитриевича Бутина арестовали в Петербурге по делу «Торгового дома братьев Бутиных». Его жена Мария Александровна написала огромное количество писем, воспользовавшись всеми своими связями. И в результате Бутина через 3 дня отпустили», - рассказал Алексей Петров.

Иркутская история

В Иркутск Михаил Дмитриевич впервые приехал в 70-е годы, в Иркутской губернии у него был Николаевский железоделательный и Ново-Александровский винокуренный заводы.

Он купил участок в Театральном проезде в 1872 году, но дом построен намного позже - в 1896-1897 годах. Архитектором был Алексей Иванович Кузнецов. «Дом относится к элементу деревянного модерна, строился почти год, о нём хорошо отзывались в местной прессе», - заметил историк.

Михаил Дмитриевич не просто занимался бизнесом, он трижды становился гласным Иркутской городской думы, в 1893 году пожертвовал 2 тысячи рублей на строительство иркутского городского театра. Выделял деньги на развитие Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества, поддерживал деятельность первого иркутского детсада, был директором иркутского комитета о тюрьмах, постоянным членом Благотворительного общества. Также он писал статьи. Например, одна его работа называлась «Сибирь и её дореформенные суды» и была опубликована в Санкт-Петербурге дважды – в 1898-м и 1900 годах.

Портрет Марии Бутиной, автор - художник Константин Маковский

Узнав о воспалении почки, в 1904 году Михаил Дмитриевич написал завещание, в котором, в частности, говорилось и про особняк в Иркутске: «…иркутский дом с землёю, постройками и движимостью оставить в ведении жены». Всё своё состояние – почти 2 миллиона рублей – Бутин передал нерчинскому общественному управлению на устройство и содержание 10 сельских школ в Забайкалье, реального училища и детского приюта. Родственникам он оставил только 150 тысяч. Последние годы Михаил Дмитриевич жил в родном Нерчинске, где умер в 1907 году. Мария Александровна несколько раз приезжала в Иркутск, но жила в основном в Санкт-Петербурге. Она умерла в 1933 году.

После смерти Бутина дом в Иркутске перешёл в городскую собственность. Историк Алексей Петров нашёл несколько интересных объявлений начала XX века, связанных с особняком. «Объявление от 1907 года: «Во дворе дома Бутина продаются по дешёвым ценам морская трава, носилки с тюфяками фабрики Москвина, баки для воды, ванны с кипятильниками, кухни походные, палатки и эвакуационные ящики», - зачитывает историк. В 1910-м в этом доме жила некая акушерка Попова, которая искала работу и «была готова на отъезд».

В декабре 1917 года после девятидневных боёв с силами контрреволюции в Иркутске Павлом Постышевым, Валерианом Дмитриевским и другими в этом доме было подписано перемирие. После освобождения Иркутска от белогвардейских войск в особняке разместили центральный штаб рабоче-крестьянских дружин интернационалистов. В 1918 году здесь жил начальник Сибвоенкомата Александр Таубе. После 1922 года помещение передали губернскому совету физкультуры, а с 1935-го дом купца Бутина превратился в коммуналку. Известно, что до 1978 года здесь жило около 15 семей с общей кухней и удобствами на улице.

С 24 марта 1980 года особняк стал называться Домом актёра, здесь же находится местный Союз театральных деятелей.

Дом актёра

Дом был построен в конце XIX века, позднее к дому добавили пристрой, дворовую галерею и веранду. Они были утрачены после 1920-х годов. Кирпичная галерея соединяла особняк с винным подвалом, где сейчас располагается ресторан «Узбекистон». Особняк окружала ажурная металлическая ограда на каменном основании с воротами. В 1974 году у дома снимали сцену из фильма «Звезда пленительного счастья» о судьбе декабриста Анненкова.

Дом актёра является камерной сценой иркутского музтеатра. За почти 40 лет здесь бывали многие российские актёры и актрисы, известные литераторы, свои спектакли ставили Вячеслав Кокорин, Сергей Болдырев и Иван Вырыпаев. В доме по вторникам и воскресеньям занимаются дети - для них организована театральная студия. Самые способные даже выходят на сцену музыкального театра.

Несколько лет назад в особняке частично обвалилось деревянное перекрытие, пришлось быстро заменять конструкции. О масштабной реконструкции особняка Бутиных заговорили в 2017 году, тогда на проект реставрации выделили почти 5 миллионов рублей из областного бюджета. В этом году стало известно, что реконструкция займёт 2 года, начало работ намечено на февраль 2019-го. «Проектом предусмотрено проведение комплексной реставрации объекта культурного наследия с организацией цокольного этажа, а также реконструкции всех инженерно-технических систем», - поясняли в минкульте региона. Сумма затрат не озвучивалась.

Дух цокает каблучками

Особняк молит о ремонте – его фасад испещрён трещинами, а под крышей виднеются следы подтёков. Внутри Дома актёра тепло. Просторно и вполне симпатично. Нам рассказывают, что не так давно внутреннюю отделку обновили, поэтому бело-синие стены кажутся чистыми и почти праздничными.

1 из 5

Внутреннюю планировку улавливаем урывками, из небольшого холла вверх уходит крутая лестница на антресольный этаж, вправо - двери в зрительный зал, а налево проём вглубь дома. В смежной комнате просторно, стоит чёрный рояль, висят портреты актёров и актрис, отсюда ведёт ещё несколько дверей в небольшие помещения и коридор к «чёрному» входу.

Работник Дома актёра, встретивший нас на пороге, говорит, что здание требует реконструкции и перепланировки - например, гардеробная находится на втором этаже, и зрителям преклонного возраста порой очень сложно подниматься по крутой лестнице. Ступеньки и впрямь высокие, и если подниматься по ним несложно, то спускаться уже страшновато.

1 из 7

Второй этаж низенький, тесный. Время сюда добралось почти беспрепятственно и теперь с удовольствием потихоньку расшатывает пол и стены, размазывает по потолку желтоватые водяные пятна. Гардеробная выглядит обычной каморкой с вешалками. В стене сделаны маленькие окошечки, прикрытые металлическими задвижками, - вероятно, через них можно было проецировать фильмы.

- А дух Михаила Дмитриевича Бутина чувствуется? - спрашивает Алексей Петров.

- Вот духа Михаила Бутина нет. Но есть другой дух, женский, цокает каблучками. Один раз придремал, и кто-то начал по голове гладить - было не очень приятно. Ребята ночью рассказывают, что кто-то играет на рояле. Но я к этому отношусь иначе, я считаю, это дороги, она рядом, вот и вибрирует.

1 из 5

На первом этаже за одной из дверей находятся административные кабинеты. Здесь холодные стены, неровные полы с уклоном, нет ни пышного убранства, ни театральных декораций. А за второй нам скрывается волшебный мир – библиотека.

Сделать как при Бутине

В слабо освещённой комнатке мало места – большую часть пространства занимают тесно выставленные стеллажи с книгами. За небольшим столом у окна, склонившись над небольшой книжкой, сидит маленькая женщина в розовой накидке. Это Валентина Григорьевна, изящная, добрая, вдохновлённая.

Она родилась в 1934 году, закончила Московский институт культуры и должна была работать в библиотеке имени Ленина, но из-за своего характера оказалась в 1958 году в Иркутске.

1 из 4

- У меня единственной был вызов в библиотеку Ленина, - улыбнулась Вера Григорьевна. - Раньше нам же была готова работа, и вот я выхожу перед комиссией с профессорами. А кто-то из них говорит: «А, у неё вызов есть!» А до этого руководительница моей дипломной работы сказала, что у меня по блату всё будет. И я так разозлилась! И сказала профессорам: «Не поеду я в библиотеку Ленина, вот скажите мне, какой в вашем списке город самый дальний от Москвы». Им оказался Иркутск. Помню, был там один профессор по фамилии Шпиталле. Он вышел из-за стола, обнял меня и сказал: «Детка, ты сошла с ума».

1 из 3

Валентина Григорьевна могла погибнуть, когда 9 марта 1953 года оказалась в давке на похоронах Иосифа Сталина. А в 1957 году участвовала во Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве. Она сопровождала делегацию из Новой Зеландии. После своего переезда в столицу Восточной Сибири эта чудесная женщина 6 лет проработала в библиотеке, 30 лет отдала иркутскому телевидению, а в Доме актёра - уже 12 лет. Она сочиняет стихи, прозу, пишет сценарии. Например, специально для актёра иркутского драмтеатра Александра Братенкова написала сценарий к постановке «Мой Вертинский», спектакль всегда идёт с аншлагом.

Женщина мечтает, чтобы дом Бутиных сделали таким, каким он был ещё при купце: «Чтобы это сделать, нужно, во-первых, огромное количество денег, а во-вторых, искусные мастера. Вот мастера, я думаю, найдутся, но найдутся ли желающие вернуть то, что здесь было?»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
ТОП 5
Мнение
«Эффект „вау“ давно прошел». Иркутянка переехала в Казань — она рассказала, почему не жалеет об этом
Анонимное мнение
Мнение
Джек Воробей на минималках: почему фильм «Огниво» совсем не огонь
Анонимное мнение
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Рекомендуем
Объявления