Совсем недавно стало известно, что Иркутская область вошла в число регионов, где на 1 тысячу женщин приходится самое большое количество абортов. Об этом 5 июля заявляла вице-премьер РФ Татьяна Голикова во время правительственного часа в Совете Федерации. Мы решили выяснить, что об этом думают эксперты, и спросили у клинического психолога и гештальт-терапевта Ларисы Ермолаевой, так ли на самом деле серьезна эта проблема и в чем кроется причина, по которой женщины в основном решаются на этот шаг.
Из доклада Голиковой следует, что самые высокие показатели абортов на тысячу женщин фертильного возраста отмечены в Якутии, Сахалинской, Свердловской, Псковской, Иркутской областях, в Красноярском крае, Республике Марий Эл и ряде других регионов. Чиновница связала это с не организованной должным образом работой по доабортному консультированию.
Как рассказала корреспонденту «ИрСити» Лариса Ермолаева, из высказываний вице-премьера непонятно, о каких цифрах идет речь: сколько абортов на тысячу женщин приходится в Иркутской области и какие цифры у регионов-аутсайдеров этого рейтинга. Поэтому определить масштаб проблемы и в принципе понять, а проблема ли это, достаточно сложно. Однако, по мнению эксперта, главное в этой ситуации даже не количество абортов, а причины, из-за которых женщины решаются на эту процедуру.
— Для меня аборты никогда не были какой-то особой проблемой. Да, я занимаюсь тем, что осуществляю предабортное консультирование. Придерживаясь политики государства, я пытаюсь отговорить женщину от принятия такого решения. Но надо всегда помнить, что каждая история индивидуальна. И своей задачей в первую очередь я вижу помощь женщине в кризисной ситуации. Я помогаю увидеть какой-то ресурс, который сами беременные могут не замечать, и после этого они, возможно, изменят решение. А еще я оказываю моральную поддержку. Женщина часто говорит на приеме, мол, всё понимаю, убийца и всё такое. Нам внушается, что аборт — узаконенное убийство. Поэтому я помогаю им эмоционально разгрузиться и удостовериться в их решении, — отмечает Лариса Ермолаева.
По словам эксперта, современному обществу не хватает информации о том, чем может быть опасен аборт. Лариса Валерьевна заметила, что этот вопрос они недавно обсуждали со взрослой дочерью и поняли, что этот аспект обычно освещают плохо.
— Да, есть понимание, что аборт — это опасность, а последствием может стать бесплодие. Но у нас, например, нет в публичном поле статистики о том, сколько женщин становятся бесплодными после абортов. Даже у меня, у человека, который сидит на предабортном консультировании, ее нет. Вместе с тем есть еще одна проблема — все противозачаточные средства у нас достаточно дорогие. Даже банальные презервативы. А вот аборт бесплатный. Поэтому иной раз женщине проще сходить на аборт и сделать его бесплатно, чем тратить немалую сумму на контрацепцию, — продолжает Лариса Ермолаева.
По мнению собеседницы портала, проводить предабортное консультирование, конечно, нужно, но еще важнее профилактическая работа. Нужно еще больше рассказывать людям о методах контрацепции и о всех негативных последствиях, которые могут случиться. Потому что работать с женщиной, которая уже решилась на аборт и пришла на прием к психологу перед самой процедурой, часто бывает просто поздно.
— По моему опыту, не очень много беременных женщин можно переубедить не делать аборт. У меня, конечно, статистики нет, ее никто не ведет и мне не предоставляет, сколько женщин уходят от меня со справкой прерывать беременность, но меняют решение и встают на учет по беременности. Иногда в кулуарах коллеги мне говорят, что ваша девушка передумала. А вообще специально никто учет не ведет. Так что я бы сказала, что процент таких посетителей крайне мал. Да и я встречала научные данные о том, что если женщина дошла до кабинета психолога перед абортом, то повлиять на нее почти невозможно. Хотя некоторые до нас не доходят, возможно, они передумывают и встают на учет, — рассуждает собеседница портала.
Лариса Ермолаева говорит, что в ее кабинете женщинам не дают ответ на вопрос, какой путь верный, а какой нет, рожать ей ребенка или сделать аборт.
— В предабортном консультировании нет правильных или неправильных решений, и в этом моя четкая позиция. Я всегда на стороне женщины, чтобы ей было максимально комфортно. Да, иногда я показываю тот ресурс, который она не видит, и тогда ее решение меняется. Потому что довольно часто женщины называют причиной аборта материальную, мол, у меня ипотека, большой кредит и, если я сяду в декрет, не смогу платить. И тут уже имеет место недостаток информации о мерах поддержки материнства. Многие не знают, чем они могут пользоваться и на что имеют право в декрете, — делится наблюдением эксперт.
Однако даже это — не главная причина большинства абортов. По словам собеседницы, всё так или иначе сводится к тому, что женщина не может положиться на своего мужчину.
— Это самое главное на самом деле. Я очень часто слышу фразу: «Я на своего мужика не могу положиться». И сейчас я достаточно часто слышу про мужчин, которые лежат, плюют в потолок и даже работу не ищут. Понятно, что женщина не может опереться на такого человека и не хочет рожать ему ребенка. А есть еще истории, в которых отцом становится какой-то случайный мужчина или отец исчезает, узнав о беременности. Таких историй невероятно много. Да вообще почти все причины, озвучиваемые женщинами, сводятся к тому, что дело в мужчине, — заключила Ермолаева.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.