Российские власти взялись за самолетостроение. Они готовы выделить производителям более 280 миллиардов рублей на возвратной основе, чтобы те выпустили до 2030 года более 600 отечественных лайнеров. В распоряжении правительства сказано, что это будут 142 самолета SSJ-New, 270 лайнеров МС-21, 115 машин Ту-214, 70 бортов Ил-114 и 12 самолетов Ил-96.
— В условиях санкций собственный современный воздушный флот имеет важнейшее значение для связанности регионов нашей большой страны, — заявил председатель Правительства России Михаил Мишустин.
Казалось бы, документ подписан, осталось только освоить деньги Фонда национального благосостояния и выпустить то, что хотят чиновники. Но всё не так просто.
— Это не те самолеты, которые сегодня нужны России, — сообщил глава Союза пассажиров России Кирилл Янков. — Как мы видим, три города-миллионника — Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар уже два года живут без гражданской авиации и никакого экономического застоя там не случилось. В общем, куда летает SSJ, туда и поездом можно доехать. Во-первых, нам нужны дальнемагистральные самолеты, чтобы летать в Хабаровск, Владивосток и другие отдаленные города. А Ил-96 планируют выпустить всего 12 штук. Во-вторых, нужны самолеты для северных регионов и бездорожья. Там до сих пор летают Ан-24 и Ан-26. В-третьих, нужны маленькие самолеты. И чем заменять Ан-2 и Л-410, которые по чешской лицензии выпускали, тоже неизвестно.
«В общем, делают не то, что нужно нашему авиапарку, а то, что, видимо, могут обещать сделать. Да и то вряд ли получится»
Кирилл Янков не уверен, что в нынешних условиях реально собрать 600 самолетов до 2030 года. Сомнения гложут и других экспертов.
— Нам обещают до 2030 года построить 115 самолетов Ту-214, — рассказал авиаэксперт и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Но если взять самолеты Ту-204 и Ту-214, то увидим, что за минувшие 30 лет их средние темпы производства на двух заводах составляли три самолета в год. За всё это время их меньше сотни произвели. Какое-то чудо технологическое на базе прошлого века, где строят самолеты, что ли, произойдет?
«Только в 2023 году обещали построить три самолета, а результат — ни одного»
Авиаэксперт уточнил, что производство самолетов — это не автомобильный конвейер, поэтому его невозможно разогнать мгновенно до больших мощностей. Он уверен, что просто рабочих рук не хватит, чтобы в десять раз увеличить производство самолетов.
— В последние несколько десятилетий в России гражданская авиация была полностью импортной отраслью, — объяснил транспортный аналитик Владислав Булгаков. — Все отечественные самолеты, кроме SSJ-100, не были в крупносерийном производстве. Ту-214 выпускали маленькими партиями, а МС-21 только готовят к запуску в серийное производство. И при выпуске этих самолетов есть серьезная проблема — всё упирается в двигатели. Они уже российские, но разработанные с нуля и проходят процедуру испытаний в ускоренном режиме.
«Если случится катастрофа на серийном лайнере с неисправным двигателем, это будет такая подмоченная репутация. И отмыться получится очень нескоро»
Эксперт уточнил, что рассчитывать на массовое пополнение парков авиаперевозчиков SSJ сейчас также не стоит, так как завод в Комсомольске-на-Амуре в первую очередь заточен на выпуск военных самолетов. И во время спецоперации приоритеты там будут не в пользу гражданских лайнеров.
— Пока еще запас прочности иностранных лайнеров достаточно высокий, — добавил Булгаков. — Более того, рынок б/у самолетов вполне себе доступен для России. И есть все возможности либо решать вопросы, ну, путем, либо в конце концов можно решать вопросы путем каннибализации деталей, что сделала, например, компания «Победа», решив сократить парк на треть.
«Летать будем. Но парк будет устаревать, будет уменьшаться количество техники. В общем, авиация будет не такой доступной, как раньше»
Напомним, в конце 2023 года опытный образец самолета Ил-96–400М совершил первый полет. Ранее мы писали, на чём будем летать, пока МС-21 не пустят в серию. А еще рассказывали, что такое Ту-214 и может ли он выпускаться полностью на российских деталях.