Р!
14 АПРЕЛЯ 2021
13 апреля 2021
12 апреля 2021

Западные санкции иркутскому МС-21 не помеха

Экономические санкции Европы и США в отношении России не повлияют на проект по созданию нового пассажирского лайнера МС-21, который корпорация «Иркут» будет собирать в Иркутске. Соответствующее заявление на авиасалоне в Фарнборо-2014 сделал замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь. В действительности МС-21 – продукт международной кооперации, а выход из проекта хотя бы одной иностранной компании грозит как минимум затягиванием сроков с выкаткой лайнера.

Лайнер МС-21 (в будущем, очевидно, будет называться Як-242) создаётся на замену отечественным Ту-154 и Ту-134, которые сейчас практически не используются в России. Самолёт планируется выпускать в трёх модификациях — соответственно, лайнер будет вмещать от 150 до 210 пассажиров. Первой Иркутский авиазавод (входит в «Иркут») соберёт модификацию МС-21-300, рассчитанную на перевозку 180 пассажиров: два образца – для летных испытаний, один – для статических. В 2015 году ожидается выкатка первого самолета, испытания предполагается завершить до 2017 года, потом «Иркут» начнёт поставки заказчикам. У производителя сейчас законтрактованы 175 самолетов, еще на 50 есть опционы. Крупнейшие заказчики – «Аэрофлот», «ВЭБ-Лизинг».

«Иркут», основная специализация которого – военные самолеты, тщательно готовился к проекту МС-21. В 2004 году он договорился с Airbus о сотрудничестве, которое подразумевало сборку в Иркутске ниш передней стойки шасси, направляющих закрылков и килевых балок для лайнера А320. Таким образом «Иркут» получил первый опыт международный кооперации. Позже пришлось готовить мощности иркутского авиазавода для сборки МС-21. «Иркут» обратился к опыту западных коллег, применил «технологию бережливого производства», пригласил немецкую Durr Systems GmbH, которая разработала и поставила полный комплект технологической линии, обеспечивающей сборку самолета МС-21.

Новейший российский лайнер – это, по сути, продукт международной кооперации. Кроме российских поставщиков, в его создании, к примеру, участвуют французские Ratier-Figeac (органы управления в кабине экипажа), Zodiac (блоки пассажирских кресел), американская Rockwell Collins (авионика, совместно с российским «Концерном «Авионика»). Наконец, один из ключевых партнёров «Иркута» – американская Pratt & Whitney, которая поставит для МС-21 двигатель PW-1400G. Следует отметить, что еще одной силовой установкой для МС-21 станет отечественный, пермский двигатель ПД-14. Таким образом, заказчикам лайнера «Иркут» предоставит силовую установку на выбор. Американцы уже заявили, что их PW-1400G сократит потребление топлива самолетом на 21–24% «за счёт сочетания нового редуктора и усовершенствованного газогенератора».

Слюсарь заявил в Фарнборо журналистам, что, несмотря на санкции со стороны Запада по отношению к России, работа над МС-21 продолжается. «Госдепартамент США уже выдал лицензию на экспорт одной из наиболее чувствительных частей двигателя. Надеемся, что они будут поставлены в срок, за них уплачены большие деньги. Если нет — скажем «деньги возвращайте» и будем судиться», — процитировало Слюсаря РИА Новости.

В свою очередь, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, в ее состав входит «Иркут») Михаил Погосян в Фарнборо пояснил «Интерфаксу», что доля российских комплектующих в МС-21 будет намного больше, чем у Sukhoi Superjet 100. По его словам, «ключевые узлы и агрегаты для МС-21 будут производиться в России». Погосян при этом предположил, что МС-21 будут покупать в первую очередь те российские авиакомпании, которым понравился Sukhoi Superjet 100 – новый ближнемагистральный самолет – его сборка ведется в Комсомольске-на-Амуре, в филиале «Сухого».

Довод с Sukhoi Superjet 100 выглядит спорным. Этот лайнер эксплуатируется перевозчиками с 2011 года, по данным из открытых источников, с того времени с ним произошло 10 инцидентов, связанных с отказом оборудования: отказ реверса, неисправность шасси, разгерметизация салона. Пилоты называют такие проблемы «детскими болезнями», а в авиакомпаниях Superjet считают не очень надёжным, хотя официально никогда об этом не скажут.

Интерес заказчиков к МС-21, очевидно, связан не столько с патриотизмом и желанием поддержать российского производителя, сколько с тем, что «Иркут» обещает, что операционные расходы в связи с использование лайнера будут на 15% ниже, чем у аналогов, а топливная эффективность – на 6-8% выше. Для авиакомпаний это способ снизить общие издержки в условиях дорожающего аэропортового обслуживания и авиакеросина.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ