Простая инициатива депутатов заксобрания Иркутской области по продлению программы предоставления регионального материнского капитала на 2 года неожиданно стала предметом ожесточённого спора парламентариев с губернатором и правительством региона. При том, что позицию последних нельзя назвать чёткой. С одной стороны, председатель правительства Александр Битаров утверждает, что власти за продление программы, с другой, просит отложить рассмотрение этого вопроса до второго полугодия. Из слов Битарова непонятно, что изменится во втором полугодии, если правительство принципиально «за» продление программы. Возможно, что речь идёт о желании подготовить путь отступления при провальной финансовой ситуации и не продлять программу. О том, как повздорило правительство и депутаты заксобрания, - в материале «ИрСити».
Региональный материнский капитал выплачивается семьям при рождении третьего и последующих детей. Его размер составляет 100 тысяч рублей. Его можно потратить или на улучшение жилищных условий (в любой момент), или на обучение детей (по достижении ребёнком 3 лет). Программа действует с 2012 года. До решения сессии 16 марта она должна была закончиться 31 декабря 2016 года, то есть, в неё вошли бы семьи, в которых третий ребёнок родился до этой даты. Соответственно, воспользоваться маткапиталом они могли бы до 31 декабря 2019 года. Депутаты заксобрания продлили программу до 2019 года, включив в неё семьи, третий ребёнок в которых родится до 31 декабря 2018 года, воспользоваться маткапиталом они смогут до 31 декабря 2021 года.
Впервые вопрос продления программы возник на заседании комитета заксобрания по социальной политике и здравоохранению при обсуждении соответствующего законопроекта. Как сообщил председатель комитета Андрей Лабыгин, отзыв губернатора на законопроект пришёл позже установленных законом 30 дней (этот факт депутат несколько раз подчеркнул и позже на сессии). По словам Лабыгина, по закону, если отзыв губернатора не поступает в течение установленного срока, то автоматически считается положительным. Между тем, то письмо, которое пришло депутатам от главы региона, вряд ли можно назвать положительным отзывом. Впрочем, нельзя его назвать и однозначно отрицательным. Цитату из заключения губернатора Лабыгин привёл на сессии:
«Хотел бы обратить внимание на один из абзацев, в котором написано: «За период действия закона Иркутской области №101 коэффициент рождаемости в Иркутской области вырос с 1,96 в 2012 году до 2,06 в 2015 году, что выше сложившего в Российской Федерации 1,75. Следовательно, обозначенная цель правового регулирования закона Иркутской области №101-ОЗ на сегодняшний день достигнута». Соответственно, я понимаю, что это и есть отрицательное заключение на то, чтобы продлить, раз цель достигнута»,— сказал Лабыгин.
Именно это цитата из отзыва губернатора, которую Лабыгин озвучил и на комитете, произвела в конце прошлой недели эффект разорвавшейся бомбы в социальных сетях. В результате на пресс-конференции 15 марта председатель правительства Александр Битаров и руководитель аппарата губернатора Дмитрий Чернышов были вынуждены доказывать, что СМИ ошиблись, соцсети не так поняли, а на самом деле губернатора «за» продление программы регионального маткапитала, более того, предлагал увеличить сумму, а отложить рассмотрение этого вопроса на второе полугодие из-за нестабильной экономической ситуации попросил Битаров. Основные тезисы председатель правительства озвучил ещё раз на сессии.
Битаров начал с того, что рассказал депутатам о неуклонном росте госдолга области. По его словам, к 2016 году он составит 28 миллиардов рублей, а в 2017-м достигнет 33-34 миллиардов. Потом председатель правительства напомнил о негативных тенденциях российской и мировой экономики, плачевной ситуации в бюджете Иркутской области и припугнул депутатов секвестром, а также дистанцировал губернатора от решения вопроса по маткапиталу.
«Ни я, ни правительство не волшебники. Повлиять серьёзно на экономику невозможно. Я просто довожу до вашего сведения и ещё раз напоминаю, что мы с вами несём консолидированную ответственность за состояние бюджета Иркутской области. У меня очень серьёзные опасения, очень серьёзные, что в июне, возможно, будет секвестр. Поэтому при таких прогнозах рассматривать вопросы с дополнительными расходными обязательствами рискованно. Я ещё раз повторюсь, на формулироваках ответа (отзыва губернатора на законопроект – ред.) фактически настоял я. Я попросил губернатора прописать все те тяжести… В рамках работы рабочей антикризисной группы мы видим на сегодня, что нам при всех наших стараниях удастся сделать довольно мало», — сказал Битаров.
Поддержку губернатору и председателю правительства на сессии ожидаемо выразили депутат от КПРФ Илья Сумарков и депутат от «Гражданской платформы» Владимир Матиенко.
«А что мы спешим? Этот год у нас очень серьёзный. Что будет у нас в середине года, в конце года? Нельзя ли отложить на полгода? Хорошая инициатива, я даже думаю, что этих 100 тысяч мало, потому что сегодня страшная инфляция, надо предусмотреть больше. Нет ли возможности вернуться через полгода и проработать вопрос дополнительно? Что сегодня об этом говорить? Мы не знаем, что будет с 31 декабря, мы не знаем, что будет с 30 июня», — сказал Сумароков.
«Я, естественно, поддерживаю и поддерживал всегда те решение, которые принимались и президентом нашей страны, и у нас здесь, в Иркутской области, по материнскому капиталу. Больше того, я знаю и сам слышал, как губернатор Иркутской области на совещании говорил о том, что было бы хорошо, если бы могли увеличить материнский капитал с учётом кризисной обстановки, которая складывается в области и в стране, на последующие годы. Я знаю, что губернатор относится к этому очень внимательно, как и правительство Иркутской области. И губернатор планирует и планировал рассмотрение этого вопроса в начале второго полугодия этого года. Мы всегда все говорим, что мы должны работать в тесной связке, по-деловому, стабильно, с губернатором и правительством Иркутской области. Почему мы сегодня не прислушиваемся к позиции и мнению губернатора, который за этот закон и, единственное, просит его рассмотреть в начале второго полугодия этого года? Здесь мне непонятно», — возмутился Матиенко.
Надо отдать должное представляющему законопроект Андрею Лабыгину – он не стал менять тему дискуссии на увеличение размера маткапитала и указал депутатам, что губернатор Иркутской области такой же субъект законодательной инициативы, а значит во втором полугодии сможет сам внести законопроект об увеличении размера материнского капитала, если посчитает нужным это сделать. Кроме того, он объяснил и необходимость продления программы материнского капитала именно сейчас.
«Если мы сейчас не примем законопроект о продлении материнского капитала, тогда мы вообще ставим вопрос о стимулировании рождаемости с 1 января следующего года. Я считаю, что мы должны идти в ногу с решением президента, и считаю, что временной лаг для наших жителей, которые захотят иметь в семье третьего и последующих детей, мы должны исключить. Как известно, по биологическим параметрам 9 месяцев, которые остаются до окончания года, – как раз то время, которое позволит исключить этот лаг», — сказал Лабыгин.
В результате дискуссии сессия заксобрания приняла законопроект о продлении программы регионального маткапитала до 2019 года, при этом ни один депутат не высказался против: 31 проголосовало «за» и семь человек воздержались.
Конечно, накануне выборов в Госдуму, правительство региона вряд ли решилось бы на такой непопулярный шаг как отмена регионального материнского капитала. Это слишком чувствительный удар по имиджу народного губернатора, намеренному возглавить партийный список КПРФ, которой надо как-то выигрывать выборы в своём «красном поясе». С этим же наверняка связано и дистанцирование Левченко от этого вопроса: глава региона не то что ни разу не высказался по этой теме, но ещё и Битаров тщательно акцентирует внимание на своём влиянии на позицию правительства. Однако при этом не стоит забывать, что в июле заксобрание уходит на традиционные летние каникулы и собирается только в конце сентября, уже после единого дня голосования. Соответственно, в случае переноса обсуждения на второе полугодие, скорее всего, этот вопрос был бы поднят в конце сентября или вообще в октябре, когда угроза выборов уже бы миновала.
Понятно, что в вопросе продления материнского капитала больше политики, чем демографии, однако он довольно чётко демонстрирует полупанические настроения экономического блока правительства и модель взаимодействия «прокоммунистического» правительства Левченко и единороссовского заксобрания. Как показала последняя сессия областного парламента, его можно охарактеризовать двумя словами – «холодная война».