Наступающий пожароопасный сезон – чрезвычайно важный момент для губернатора Иркутской области Сергея Левченко, ведь именно борьба с лесными пожарами стала одним из ключевых моментов в его предвыборной кампании в 2015 году. Левченко в пух и прах раскритиковал действующего тогда главу региона Сергея Ерощенко, назвав его беспомощным перед лицом реальных проблем Иркутской области. Между тем, к нынешнему сезону Приангарье подходит примерно с такими же результатами, как и в прошлом году. Как изменились оценки Левченко работы предыдущей команды за полгода на посту и какие ошибки надо учесть новому правительству – в материале «ИрСити».
Оценка Рослесхоза
Говоря о пожароопасном сезоне, в первую очередь стоит вспомнить прошлый год, в котором, по оценке Рослесхоза, площадь пожаров на землях лесного фонда в Иркутской области составила 283 тысячи гектаров, по оценке «Гринпис», превысила 500 тысяч гектаров. Общая площадь пожаров в Сибири составила, по информации Рослесхоза, 2,3 миллиона гектаров. «Мы фиксируем эту площадь как рекордную», - сказал 21 марта начальник департамента лесного хозяйства по СФО Александр Гура на совещании в Иркутске.
В Иркутской области, Забайкальском крае, Бурятии, Тыве были зафиксированы наибольшие площади пожаров, в общей сложности 93% от общей площади по СФО. По информации Гуры, это совпало с тем, что эти же регионы весной 2015 года были признаны частично готовыми к лесопожарному сезону. В этом году они же вошли в число не готовых к пожароопасному периоду. Стоит отметить, что в 2016-м по указанию правительства России Рослесхоз сменил оценку субъектов Федерации, и частично готовых регионов попросту нет.
Как отметил Гура, пожароопасный сезон в Иркутской области не был закрыт в 2015 году из-за горящих в Усольском районе торфяников, которые не были потушены и перешли в 2016-й, и департамент Рослесхоза по Сибирском федеральному округу отмечает низкую эффективность тушения.
Оценка Левченко
За последние полгода пребывания в губернаторском кресле оценка Сергеем Левченко прошлогодней ситуации с лесными пожарами претерпела некоторые изменения, по крайней мере, в присутствии заместителей полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе.
Летом 2015 года, наверное, каждый житель Иркутской области запомнил фотографию, где Левченко, тогда ещё кандидат в губернаторы региона, позировал с лопатой на фоне дымящегося леса. Приведём несколько цитат от кандидата в губернаторы, датированных августом 2015-го:
«Ответственность за всё происходящее в области несёт её высшее должностное лицо. Сегодня — это врио губернатора Сергей Ерощенко. Считаю, что он полностью не справился с возложенными на него государством обязанностями и показал свою полную беспомощность перед лицом реальных трудностей, вставших перед областью», — процитировало 13 августа ИА «Альтаир» слова Левченко.
«Позор тем, кто допустил такое распространение лесных пожаров. Имеющихся сил едва хватает, чтобы как-то сдерживать огонь и не допускать его распространения на крупные населённые пункты. Теперь ситуацию, по большому счёту, может спасти лишь сильный дождь, который, согласно прогнозам синоптиков, ожидается в Ольхонском районе только через несколько недель», - приводит его слова официальный сайт регионального КПРФ.
На совещании 21 марта губернатор Левченко был не столь категоричен в своих оценках. Глава региона не отрицает того, что прошлый лесопожарный сезон был тяжёл, однако отмечает, что ситуация находилась под контролем, благодаря чему не было допущено перехода лесных пожаров и пала сухой травы на населённые пункты и объекты экономики. Губернатор также отметил «успехи» Иркутской области: количество пожаров уменьшилось на 572 случая, а площадь возгорания – на 377 тысяч гектаров. Казалось, ещё немного и Левченко похвалит экс-губернатора Ерощенко за прохождение прошлогоднего лесопожарного сезона, но обошлось. Видимо, на уровне полпредов президента риторика про беспомощность его предшественника и тяжёлое наследство не котируется, и нынешняя команда «бережёт» её для жителей региона.
Сергей Левченко также отчитался о подготовке к пожароопасному сезону. Если резюмировать его выступление, правительство начало подготовку к нынешней весне и лету ещё осенью 2015 года, профилактические мероприятия в населённых пунктах проведены до наступления холодов, в муниципалитетах созданы межведомственные группы по тушению возгораний, их составы сейчас уточняются, работать они будут не только на своей территории, но и при необходимости у соседей. Кроме того, ведётся работа по привлечению сельских старост и волонтёров к работе по профилактике и тушению лесных пожаров. Иными словами, всё хорошо, прекрасная маркиза, правда, при этом непонятно, почему к середине марта регион не получил от Рослесхоза оценку «готов».
Кстати, по словам самого Левченко, оценка Рослесхозом дана исходя из того, что в этом году ведомство отказалось от категории «частично готов»: «Мы должны дорабатывать до 100%, а не до 90 или 95%. На сегодня проверка ещё идёт, и мы постараемся к началу пожароопасного периода, то есть через пару недель, подготовиться».
Иными словами, если бы решения об однозначной оценке – готов/не готов – не было принято на федеральном уровне, в этом году Иркутская область получила бы ту же метку, что и в прошлом году – «частично годен». Интересно, а если бы Левченко до сих пор был бы кандидатом в губернаторы, его бы свой собственный ответ устроил?
Глава Иркутской области бесконечно много говорит о важности координации усилий всех сил, средств и служб в борьбе с лесными пожарами. Однако министерство лесного комплекса, обещанное им в ноябре 2015 года, до сих пор не создано и будет организовано только в мае 2016 года, фактически в разгар пожароопасного сезона. Сможет ли правительство скоординировать усилия при условии кадровых перестановок и реорганизации? Да и будет ли вообще новое министерство заниматься лесными пожарами, ведь, по словам Левченко, одна из его важнейших задач – увеличить налоговые сборы.
Губернатору Левченко в лесопожарном периоде 2016 года никак нельзя ударить в грязь лицом: на кону не только заявления губернаторской предвыборной кампании-2015, но и думская кампания-2016, в которой Левченко может стать «паровозом» регионального партийного списка КПРФ. Причём позирование на фоне лесного пожара в камуфляже и с лопатой уже не будет столь эффективным, ведь Левченко теперь высшее должностное лицо в Иркутской области и, по его же словам, несёт ответственность за всё происходящее в регионе.