«Не знаю, чем он очаровал губернатора, но корпорация шла совершенно не по тому пути», - сказал председатель правительства Иркутской области Александр Битаров на сессии заксобрания области 5 октября о недавно уволенном гендиректоре Корпорации развития региона Владимире Перетолчине. Этот человек, который проработал на посту чуть меньше года и ни разу не отчитался о работе перед депутатами, стал своеобразной притчей во языцех в светских беседах последнего времени, а затем исчез, как будто его и не было.
Корпорация развития Иркутской области была основана правительством региона как акционерное общество в 2013 году. Организация должна была искать и реализовывать проекты в сфере производства. На её счёт положили 2 миллиарда рублей, отдали в собственность угледобывающее предприятие, земли. Спустя три года, в июне 2016, на комитете заксобрания по бюджету выяснилось, что за 3 года многообещающая для экономики региона корпорация не реализовала ни одного проекта, в учреждении за столь короткий срок сменилось шесть глав.
Её последний директор Перетолчин, приехавший в Приангарье ради этой должности из Москвы (там он возглавлял ЗАО «Фарм-Синтез»), ни разу не явился в заксобрание. Депутат Олег Кузнецов предложил ему отказаться от зарплаты из-за неэффективной работы, а парламентарий Геннадий Истомин предложил вовсе сократить уставной капитал и ликвидировать неудавшееся предприятие.
Фигура Перетолчина, его работа и даже внешность так и остались загадкой для депутатов. На заседании 5 октября зампред правительства региона Антон Логашов отчитался об увольнении этого человека и согласился ответить на все вопросы по работе корпорации за него.
По его словам, примерно месяц назад правительство начало проверку работы организации: из 23 проектов, которые фигурировали только на бумаге, было, предварительно, отобрано 10 жизнеспособных, из них один проект наиболее готов к реализации – филиал диагностического центра Иркутска в Братске.
Первый за 3 года – это уже говорит о многом. Этот проект, по данным Логашова, может начать реализовываться в конце 2016 года. Корпорация в данном случае выступила заёмщиком средств на строительство медучереждения.
Кроме того, в списке перспективных, но ещё сырых – строительство и модернизация нескольких тепличных хозяйств, создание этнотуристического комплекса, завода по производству базальтового утеплителя, реконструкция системы теплоснабжения посёлка Новая Игирма, производство гипохлорита кальция и другие, строительство микрорайонов в Шелехове и Саянске.
Как заметил депутат Сергей Бренюк, почти все эти идеи были озвучены ещё 1,5-2 года назад, чем занималась организация всё это время, непонятно.
Логашов объяснил: в корпорации ничего не работало, кроме угольного разреза, который и приносил прибыль. Не работало настолько, что, как заметил депутат Александр Балабанов, территория военного городка (в посёлке Чистые ключи Шелеховскго района – ред.), переданного на баланс корпорации для развития, была полностью разворована и опустошена – «там осталась только казарма без крыши и окон».
«Мы, по сути, начинаем всё сначала. Уровень принятия решения тогда отсутствовал, сейчас мы должны создать инструменты и начать работу заново», - сказал Логашов вместо оправдания за предыдущую работу корпорации.
Депутаты, а также председатель правительства Александр Битаров заметили, что некоторые из проектов вызывают недоумение – почему корпорация, призванная инвестировать в производство и экономику, занимается медучреждениями и строительством экономического жилья. Понимает ли кто, зачем создано акционерное общество?
Оказалось, что с 2013 года организация работала по принципу «инвестиции возможны для всех». То есть, не было никакого приоритетного списка производств, направлений малого и среднего бизнеса, куда корпорация должна была вкладываться. За 3 года даже это список не был определён.
Логашов заверил, что всё будет: директора найдут по открытому конкурсу, направления определят, работа закипит. Он добавил, что ликвидировать структуру будет ошибкой, ведь, например, в Республике Саха (Якутия) есть такая же организация только с 50 миллиардами на расчётном счёте и 160 уже реализованными проектами. А мы чем хуже? – Надо только подобрать профессионалов.
Битаров согласился с Логашовым в том, что дело не в структуре, а в кадрах: «Лично у меня абсолютно разнилась точка зрения на управление в корпорации, на методы её работы. Повстречавшись дважды с её директором, я попросил губернатора избавить меня от общения с данным человеком. Губернатор сделал правильный вывод и освободил его от должности».
Работе Перетолчна возмутилась депутат Ольга Носенко: «Год работал, получал зарплату, ездил в командировки – это, наверное, миллионы рублей потрачены на одного человека, где результат его деятельности в этих командировках? Что он оттуда принёс? Просто так отпустить, не сделав выводов, по меньшей мере, неправильно».
Логашов ответил, что и этот анализ будет произведён, а информацию о командировках и деятельности прошлого руководства предоставят в депутатский корпус.
Как справедливо заметила заместитель председателя областного парламента Наталья Дикусарова, очень жаль, что на сессии отвечал за работу корпорации один Логашов, а не истинный виновник такой горячей дискуссии.
«Человек посмеялся над Иркутской областью, помахал рукой и поехал», - с огорчением добавила депутат Анастасия Егорова.
В конце заседания депутаты решили взять ход дальнейшей работы корпорации на особый контроль и уже в ноябре-декабре ещё раз на сессии обсудить промежуточные итоги её работы. Удастся ли правительству исправить ситуацию, отработать три потерянных года и реализовать хоть один проект, действительно важный для развития области, – большой вопрос.