Перейти к мобильной версииПерейти к версии для ПК
НОВОСТИ
22 АВГУСТА
21 августа
20 августа
19 августа

Крестовоздвиженская церковь в колесе истории

Три столетия и с десяток войн, отмена крепостного права, отечественная революция, религиозные гонения, репрессии, возрождение – всякое историческое для страны и Иркутска событие прошло сквозь стены одной из старейших в городе православных церквей – Крестовоздвиженской, чей утренний колокольный звон вместе с морозным воздухом залетает сквозь приоткрытые окна домов на Тимирязева и Дзержинского, делает круг по Центральному рынку, льётся через Центральный парк к музтеатру и стихает в начале своего пути.

Журналисты портала «ИрСити» в рамках проекта «Город изнутри» перед рождественскими праздниками посетили старинную церковь и узнали, как в православном искусстве смешалось итальянское барокко и буддийский круг сансары, а также поговорили с псаломщиком церкви, магистрантом ИГУ Сергеем Кульпиновым о том, что прихожане путают православие с магией, а уроки религии в школе могут воспитать поколение гонителей церкви.

Фото: Кирилл Фалеев

Внутренне убранство и история

Крестовоздвиженская церковь состоит из двух частей – зимней и летней. Одна построена в 50-е, вторая – в 70-е годы XVIII века. На момент нашего визита летняя часть была закрыта на ремонт, а зимняя предстала в обновлённой лепнине и росписи в стиле итальянского барокко.

Фото: Кирилл Фалеев

В собрании икон совершенная эклектика, Кульпинов говорит, тут можно найти как произведения классицизма, так и романтизма. Связано это с тем, что в 1933 году священное место назвали антирелигиозным музеем и собрали в нём экспозицию предметов православия. Не будь этого музея, кануло бы, возможно, всё в плавильный котёл Советского Союза. В 1943-м – в разгар Великой Отечественной войны – Крестовоздвиженская открылась первой в городе и области. На рождественскую службу 1944 года туда стеклось 15 тысяч человек.

Центральная часть церкви в 2017 году и 1933-м. Архивное фото предоставлено Сергеем Кульпиновым.

«Территория церкви была полностью забита людьми, они стояли до самого лютеранского кладбища, где сейчас находится скульптура Бабра. Тогда открыли окна и вели службу одновременно в двух частях церкви», — делится историей собеседник.

Кульпинов отметил, что история храма долгое время оставалась малоизученной – много писали об архитектуре, которая вобрала в себя элементы сибирского барокко в смеси с восточноазиатскими узорами, но не о людях, которые служили здесь. До определённого момента и не думалось как-то, что в 1812 году в Крестовоздвиженской зачитывали манифест об объявлении войны, в 1861 – обращение об отмене крепостного права, в конце 40-х церковь сопереживала людям в новую волну репрессий, в 1945 году шёл благодарственный молебен в честь победы над Германией. Это место справедливо можно назвать ниточкой отечественной истории, на которую из века в век незримая рука нанизывает всё новые и новые бусины-события.

Фото: Кирилл Фалеев

В XX веке, например, служил в церкви священник Семён Телятьев, сын которого в 1918 году погиб на стороне юнкеров во время восстания против Красной армии. Телятьев пережил вместе с Крестовоздвиженской и революцию, и Гражданскую войну. Ушёл со службы в 1933-м, когда иконы стали предметом антирелигиозной пропаганды.

Гордятся в церкви официально канонизированым священником Михаилом Околовичем, который служил несколько лет в Иркутске, но впоследствии был не единожды арестован, сослан и в итоге в 1938 году расстрелян за религиозную деятельность.

Фото: Кирилл Фалеев

В центральной части церкви Кульпинов посоветовал обратить внимание на две особенные иконы Господа Вседержителя и Сергия Радонежского. Одна была написана до или после празднования юбилея дома Романовых в 1913 году, так как у ног Господа справа изображён патриарх Никон, официально не канонизированный, но считавшийся другом царской семьи. Радонежский приехал в Иркутск из Сергиева Посада – икону перевезли в Сибирь в пик антирелигиозной пропаганды.

Фото: Кирилл Фалеев

В 2015 году в Крестовоздвиженской начались масштабные ремонтные работы. В летней части рабочие вдруг обнаружили место, где, предположительно, в конце XVIII века находился алтарь. Примечательно, что на плане здания 1804 года этого объекта уже не было. Значит, алтарь прятался в кладке столетиями. Кульпинов, говорит, в планах его восстановить, но уже не в первозданном виде – он утерян.

Ещё одна особенность, мимо которой никак не пройти, — соединение стилей Запада и Восточной Азии. Если приглядеться, то вы увидите купола, схожие с куполами восточноазиатских храмов, характерные востоку витиеватости по периметру церкви, по правую сторону от главного входа внимательный глаз обязательно приметит узор в виде стилизованного круга сансары.

Фото: Кирилл Фалеев

«Посредством адаптации христианства к местным символам служители церкви пытались привлечь местное население в христианство, показать, что мы не против их культуры, предлагаем иную религию, но не отрицаем их наследия», — объяснил Кульпинов, добавив, что Крестовоздвиженская в Сибири – один из самых ярких примеров такого смешения стилей.

Крестовоздвиженская сегодня

Штат церкви состоит из духовенства – это три человека, церковного хора – от пяти до 10 человек, нескольких женщин в лавке при церкви, уборщиц и обязательного бухгалтера.

У церковнослужителя нет выходных – богослужения и таинство крещения проходят каждый день. Подготовка к службе начинается за час – к утренней, например, в 8.00. Каждый день приходит 10-15 человек, в выходные и праздники 200-300, а то и более тысячи горожан.

Кульпинов отмечает, что многие не понимают правил богослужения: «Узнают, что в Пасху надо зайти и помолиться. Приходят, молятся, ставят свечку и уходят. Таких людей очень много». Если в 90-х, когда массово начали открываться церкви, наблюдался подъём интереса к религии, то сейчас стремление многих к богу превратилось то ли в традицию, то ли в магический ритуал.

«Кто-то считает, что нужно креститься, чтобы ребёнок не болел, чтобы не навели порчу. Если в 90-е люди приходили искренне, то сейчас уже проходят те, у кого наблюдается подмена христианства магизмом и фетишизмом. Люди ставят материальные вещи на место Бога. Так не только в России, это тенденция. В первую очередь это связано с тем, что мы находимся в обществе постмодернизма, и любой источник информации, по сути, говорит, что нет единой универсальной истины. Все учения обобщаются, а люди теряются. Когда они теряются, то возвращаются к самому примитивному, исконному верованию в магию», — поясняет церковнослужитель.

Фото: Кирилл Фалеев

По его словам, в церкви планируется открыть воскресные школы для взрослых и детей – преподавать историю христианства и основы богословия. Кульпинов выразил осторожную надежду на то, что у нас, как сейчас в Москве, церковь сможет бесплатно преподавать курсы иностранных языков. Тогда, например, горожане смогли бы изучать одновременно сакральные тексты, и английский, немецкий или французский.

Инициатива ввести уроки православной культуры в школе, по мнению церковнослужителя, хорошая, но тут очень важно избежать перегибов.

«В царской России имелась такая практика, сейчас она имеется во многих средних учебных заведениях Запада. Важно, чтобы этот курс был культурологическим, а не миссионерским, нельзя путать одно с другим. Нужно дать человеку свободный выбор, а не заставлять верить. Когда людей заставляют, это вызывает ненависть к вере. Ничего кроме ехидного отношения к церкви тогда не воспитаешь. В худшем случае будет воспитано поколение преследователей», — размышляет собеседник.

Фото: Кирилл Фалеев

При церкви существует своеобразный реабилитационный центр. Люди бездомные, недавно освободившиеся с мест заключения, алкоголики могут прийти туда и трудиться, как в артели. Им дают еду, одежду и работу по уборке и благоустройству территории, заработанное выплачивают только через 2-3 месяца, «чтобы не сорвался человек».

Другим бездомным, что неизменно скапливаются у порогов церкви, раздают бесплатно продукты, раз в неделю и по праздникам кормят комплексным обедом. Тут важно отметить, что обедом кормят вообще всех прихожан.

Фото: Кирилл Фалеев

Рождество – один из самых важных праздников православной церкви. Подготовку к нему начинают с середины декабря. На территории появляется ель, ледяные скульптуры, гирлянды на берёзах. Непосредственно перед праздничными службами сам храм украшается живыми цветами, и всё приобретает торжественный вид.

Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда