Р!
12 МАЯ 2021
10 мая 2021
09 мая 2021
08 мая 2021
07 мая 2021

«Город изнутри»: Крестовоздвиженская церковь в колесе истории

Три столетия и с десяток войн, отмена крепостного права, отечественная революция, религиозные гонения, репрессии, возрождение – всякое историческое для страны и Иркутска событие прошло сквозь стены одной из старейших в городе православных церквей – Крестовоздвиженской, чей утренний колокольный звон вместе с морозным воздухом залетает сквозь приоткрытые окна домов на Тимирязева и Дзержинского, делает круг по Центральному рынку, льётся через Центральный парк к музтеатру и стихает в начале своего пути.

Журналисты портала «ИрСити» в рамках проекта «Город изнутри» перед рождественскими праздниками посетили старинную церковь и узнали, как в православном искусстве смешалось итальянское барокко и буддийский круг сансары, а также поговорили с псаломщиком церкви, магистрантом ИГУ Сергеем Кульпиновым о том, что прихожане путают православие с магией, а уроки религии в школе могут воспитать поколение гонителей церкви.

Внутренне убранство и история

Крестовоздвиженская церковь состоит из двух частей – зимней и летней. Одна построена в 50-е, вторая – в 70-е годы XVIII века. На момент нашего визита летняя часть была закрыта на ремонт, а зимняя предстала в обновлённой лепнине и росписи в стиле итальянского барокко.

В собрании икон совершенная эклектика, Кульпинов говорит, тут можно найти как произведения классицизма, так и романтизма. Связано это с тем, что в 1933 году священное место назвали антирелигиозным музеем и собрали в нём экспозицию предметов православия. Не будь этого музея, кануло бы, возможно, всё в плавильный котёл Советского Союза. В 1943-м – в разгар Великой Отечественной войны – Крестовоздвиженская открылась первой в городе и области. На рождественскую службу 1944 года туда стеклось 15 тысяч человек.

Центральная часть церкви в 2017 году и 1933-м. Архивное фото предоставлено Сергеем Кульпиновым.

«Территория церкви была полностью забита людьми, они стояли до самого лютеранского кладбища, где сейчас находится скульптура Бабра. Тогда открыли окна и вели службу одновременно в двух частях церкви», — делится историей собеседник.

Кульпинов отметил, что история храма долгое время оставалась малоизученной – много писали об архитектуре, которая вобрала в себя элементы сибирского барокко в смеси с восточноазиатскими узорами, но не о людях, которые служили здесь. До определённого момента и не думалось как-то, что в 1812 году в Крестовоздвиженской зачитывали манифест об объявлении войны, в 1861 – обращение об отмене крепостного права, в конце 40-х церковь сопереживала людям в новую волну репрессий, в 1945 году шёл благодарственный молебен в честь победы над Германией. Это место справедливо можно назвать ниточкой отечественной истории, на которую из века в век незримая рука нанизывает всё новые и новые бусины-события.

В XX веке, например, служил в церкви священник Семён Телятьев, сын которого в 1918 году погиб на стороне юнкеров во время восстания против Красной армии. Телятьев пережил вместе с Крестовоздвиженской и революцию, и Гражданскую войну. Ушёл со службы в 1933-м, когда иконы стали предметом антирелигиозной пропаганды.

Гордятся в церкви официально канонизированым священником Михаилом Околовичем, который служил несколько лет в Иркутске, но впоследствии был не единожды арестован, сослан и в итоге в 1938 году расстрелян за религиозную деятельность.

В центральной части церкви Кульпинов посоветовал обратить внимание на две особенные иконы Господа Вседержителя и Сергия Радонежского. Одна была написана до или после празднования юбилея дома Романовых в 1913 году, так как у ног Господа справа изображён патриарх Никон, официально не канонизированный, но считавшийся другом царской семьи. Радонежский приехал в Иркутск из Сергиева Посада – икону перевезли в Сибирь в пик антирелигиозной пропаганды.

В 2015 году в Крестовоздвиженской начались масштабные ремонтные работы. В летней части рабочие вдруг обнаружили место, где, предположительно, в конце XVIII века находился алтарь. Примечательно, что на плане здания 1804 года этого объекта уже не было. Значит, алтарь прятался в кладке столетиями. Кульпинов, говорит, в планах его восстановить, но уже не в первозданном виде – он утерян.

Ещё одна особенность, мимо которой никак не пройти, — соединение стилей Запада и Восточной Азии. Если приглядеться, то вы увидите купола, схожие с куполами восточноазиатских храмов, характерные востоку витиеватости по периметру церкви, по правую сторону от главного входа внимательный глаз обязательно приметит узор в виде стилизованного круга сансары.

«Посредством адаптации христианства к местным символам служители церкви пытались привлечь местное население в христианство, показать, что мы не против их культуры, предлагаем иную религию, но не отрицаем их наследия», — объяснил Кульпинов, добавив, что Крестовоздвиженская в Сибири – один из самых ярких примеров такого смешения стилей.

Крестовоздвиженская сегодня

Штат церкви состоит из духовенства – это три человека, церковного хора – от пяти до 10 человек, нескольких женщин в лавке при церкви, уборщиц и обязательного бухгалтера.

У церковнослужителя нет выходных – богослужения и таинство крещения проходят каждый день. Подготовка к службе начинается за час – к утренней, например, в 8.00. Каждый день приходит 10-15 человек, в выходные и праздники 200-300, а то и более тысячи горожан.

Кульпинов отмечает, что многие не понимают правил богослужения: «Узнают, что в Пасху надо зайти и помолиться. Приходят, молятся, ставят свечку и уходят. Таких людей очень много». Если в 90-х, когда массово начали открываться церкви, наблюдался подъём интереса к религии, то сейчас стремление многих к богу превратилось то ли в традицию, то ли в магический ритуал.

«Кто-то считает, что нужно креститься, чтобы ребёнок не болел, чтобы не навели порчу. Если в 90-е люди приходили искренне, то сейчас уже проходят те, у кого наблюдается подмена христианства магизмом и фетишизмом. Люди ставят материальные вещи на место Бога. Так не только в России, это тенденция. В первую очередь это связано с тем, что мы находимся в обществе постмодернизма, и любой источник информации, по сути, говорит, что нет единой универсальной истины. Все учения обобщаются, а люди теряются. Когда они теряются, то возвращаются к самому примитивному, исконному верованию в магию», — поясняет церковнослужитель.

По его словам, в церкви планируется открыть воскресные школы для взрослых и детей – преподавать историю христианства и основы богословия. Кульпинов выразил осторожную надежду на то, что у нас, как сейчас в Москве, церковь сможет бесплатно преподавать курсы иностранных языков. Тогда, например, горожане смогли бы изучать одновременно сакральные тексты, и английский, немецкий или французский.

Инициатива ввести уроки православной культуры в школе, по мнению церковнослужителя, хорошая, но тут очень важно избежать перегибов.

«В царской России имелась такая практика, сейчас она имеется во многих средних учебных заведениях Запада. Важно, чтобы этот курс был культурологическим, а не миссионерским, нельзя путать одно с другим. Нужно дать человеку свободный выбор, а не заставлять верить. Когда людей заставляют, это вызывает ненависть к вере. Ничего кроме ехидного отношения к церкви тогда не воспитаешь. В худшем случае будет воспитано поколение преследователей», — размышляет собеседник.

При церкви существует своеобразный реабилитационный центр. Люди бездомные, недавно освободившиеся с мест заключения, алкоголики могут прийти туда и трудиться, как в артели. Им дают еду, одежду и работу по уборке и благоустройству территории, заработанное выплачивают только через 2-3 месяца, «чтобы не сорвался человек».

Другим бездомным, что неизменно скапливаются у порогов церкви, раздают бесплатно продукты, раз в неделю и по праздникам кормят комплексным обедом. Тут важно отметить, что обедом кормят вообще всех прихожан.

Рождество – один из самых важных праздников православной церкви. Подготовку к нему начинают с середины декабря. На территории появляется ель, ледяные скульптуры, гирлянды на берёзах. Непосредственно перед праздничными службами сам храм украшается живыми цветами, и всё приобретает торжественный вид.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила