Перейти к мобильной версииПерейти к версии для ПК
НОВОСТИ
21 АВГУСТА
19 августа
18 августа
17 августа

Разваленная лавка и старинное фотоателье под снос?

Перекрёсток Милицейского переулка и улицы Красногвардейской в центре Иркутска. Маленький каменный дом, от которого веет XIX веком, череда богатых на резьбу деревянных зданий – часть из них скрылась за высокими воротами и закрытыми ставнями – контрастируют с домами советской постройки.

Этот кусочек города со старинными лавкой Берёзкина и фотоателье Мамонова, кажется, на грани гибели. В очередном путешествии по «Исчезающему Иркутску» журналист «ИрСити», фотограф Яна Ушакова и руководитель клуба молодых учёных «Альянс» Алексей Петров обследовали местность и пришли к заключению, что в Милицейском переулке за железными оградами творится мутная история: собственник заявил о намерении снести дом в старинной усадьбе известного иркутского фотографа.

Проект портала «ИрСити» «Исчезающий Иркутск» существует более 2 лет, за это время журналисты посетили около 40 деревянных домов, некоторые из которых уже исчезли с улиц города.

Лавка Берёзкина: декорация для мусорной ямы

Знакомство с переулком началось с памятника на углу Красноармейской и Милицейского. Деревянный резной дом вплотную примыкает к небольшому одноэтажному каменному зданию. Напротив него стоит Петров и местный житель, который, спотыкаясь о мат, пытается рассказать о том, что тут было в 80-е и 90-е.

Фото: Яна Ушакова

А была здесь, по его словам, автошкола, бухгалтерия, цеха по ремонту машин и гаражи. Резной домик ломали паркующиеся во дворе бульдозеры, молодые люди приходили заниматься на тренажёрах для вождения. В середине 80-х произошёл пожар, часть двора выгорела, однако каменный дом и деревяшка по Красногвардейской, 31 остались на месте. Сейчас одно служит муниципальному унитарному аварийно-ремонтному предприятию Правобережного округа, второе – декоративно-резной стеной, скрывающей отвратительную картину разрухи и замусоренности. Ею надо ужасаться со двора.

По данным Петрова, этот угловой дом – лавка Зосима Берёзкина, который на рубеже веков жил тут с семьёй и приторговывал чем угодно. Улица тогда называлась Поплавской. В 1904 году он давал объявление в газету, что продаёт английский мужской велосипед за 60 рублей и недорого тележку со сбруей. В 1906-м писал, что в усадьбу требуется кухарка, а в 1907 году Берёзкина — можно полагать жена или родственница хозяина лавки — продавала через газету дойную корову.

Фото: Яна Ушакова

Фамилия Берёзкин в иркутских хрониках тех лет встречается неоднократно. На Котельниковской (сейчас это улица Фурье – ред.) жил Василий Архипович Берёзкин, возможно, брат лавочника. Ещё в хрониках значится некий чернорабочий Григорий Берёзкин 1856 года рождения, который был расстрелян в 1938 году как враг народа и реабилитирован в 1956-м и Иосиф Аронович Берёзкин, живший на Подаптечной, 20.

Петров предполагает, что Иосиф и Зосим теоретически могут быть одним и тем же лицом, по-разному записанным в разных документах.

Сейчас во дворе усадьбы стоит стена с окнами, оставшаяся от разрушенного здания, каменный красивый, но обшарпанный домик – офис муниципального предприятия, списанные старые машины и гаражи, где ремонтируется автотехника. Всё. Никакой тебе больше истории и её свидетелей.

Фото: Яна Ушакова

Дом фотографа Мамонова без окон, без дверей

А ведь век назад, представьте, стояла на перекрёстке лавка Берёзкина, а рядом с ней в переулке, тогда Жандармском, находилось фотоателье знаменитого фотографа-портретиста Иркутска Дмитрия Николаевича Мамонова. Кто знает, может, два этих иркутянина были хорошими друзьями, добродушными соседями, или вдруг, на случай тяжёлых характеров, непримиримыми врагами.

Фото: Яна Ушакова

«Заведение иркутского мастера Дмитрия Николаевича Мамонова «Сибирская фотография» работало с 1891-го по 1927 годы в его усадьбе, расположенной вблизи Интендантского сада. Фотограф снимал портреты строителей Транссибирской магистрали, общественных и культурных деятелей, простых иркутян. Многочисленные стеклянные негативы, изготовленные Мамоновым, и павильонная деревянная фотокамера ХIХ века хранятся в фондах музея истории города Иркутска», — говорится в книге Рудольфа Берестёнева «Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени».

Петров к этому добавил, что усадьба только по одним данным принадлежала Мамонову, по другим – её владелицей была госпожа Орлова, а фотограф, возможно, арендовал у неё площади.

Сегодня в эту усадьбу не зайти. За железными высокими воротами стоят два дома. Один из них выходит закрытыми ставнями на переулок. Стучимся – глухо.

«Туда не попадёшь, там от Москвы здание. Мы туда не лезем», — говорит местный житель, жестами показывая, что там живут крутые и опасные хозяева.

Фото: газета "Восточно-Сибирская правда". Скриншот предоставлен Алексеем Петровым"/>

Газета "Восточно-Сибирская правда". На страницах фотографии Мамонова и фотоателье
Фото: газета "Восточно-Сибирская правда". Скриншот предоставлен Алексеем Петровым

На весь переулок ни один человек не смог рассказать хоть какую-то историю этого места. В первой постройке на стук в окно откликнулся молодой парень, пожавший от недоумения плечам, во второй – мужчина: он только сказал, что в одном доме по Милицейскому переулку живут узбеки – их почти никогда не бывает, а в другом, предполагаемом ателье Мамонова, таксист, который тоже всегда в разъездах.

Казалось бы, на этом история окутанного неизвестностью переулка должна закончится. Однако из-за железной ограды вдруг вышел хозяин. Беседу он вёл неохотно.

Утверждает, что дом – памятник только на бумагах, а на самом деле «этот памятник уже отменяется». Он хочет снести его, чтобы построить что-то современное.

«Такая красота. Мы бы хотели сделать несколько фотографий», — просит Петров впустить за ворота, но получает отказ.

«Вы приходите во вторник, там сейчас КамАЗ стоит, вы ничего не сможете сфотографировать», — отнекивается собеседник.

Никакого КамАЗа за воротами не стояло — нас просто почему-то не хотели пускать. Право хозяина, но всё-таки, о какой отмене памятника речь?

Глава службы по охране объектов культурного наследия Приангарья Евгений Корниенко не помнит, чтобы в ведомство приходили какие-то запросы на вывод усадьбы из реестра памятников, начальник отдела госохраны памятников архитектуры и оформления охранных обязательств Виталий Соколов также впервые слышит о таких намерениях.

«Это объект культурного наследия регионального значения, соответственно, у нашей службы нет полномочий по принятию решений по нему. Решение принимает правительство РФ. Документов или заявлений по данному вопросу, на моей памяти, в ближайшие годы не поступало. Поэтому информацию не могу ни подтвердить, ни опровергнуть», — комментирует Соколов.

Он уточнил что собственник может проводить какую-то работу напрямую с Минкультуры России, однако даже в этом случае рано или поздно министерство должно запросить у субъекта позицию по вопросу об исключении дома из реестра. Такого запроса пока не было.

Фото: Яна Ушакова

В конце прогулки осталось ощущение недосказанности. Смотришь на дома и очевидно, что в них спрятана не одна городская история. Как минимум о развитии фотографии в Иркутске начала XX века. Вот только эта история с одной стороны перекрёстка разваливается, а с другой — находится под угрозой сноса.

По крайней мере, заявление о таком намерении уже сделано.

Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда