IRCITY
Погода

Сейчас-10°C

Сейчас в Иркутске

Погода-10°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -14

2 м/c,

с-в.

714мм 85%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Здоровье Минздрав vs Ирк.ру: Бой за правду о роддоме Черемхово

Минздрав vs Ирк.ру: Бой за правду о роддоме Черемхово

Не всегда у журналистов и пресс-служб складываются нормальные рабочие отношения. Работа одних - докопаться до истины, других – освещать работу ведомства и сглаживать острые углы.

Портал Irk.ru 14 июля опубликовал материал о двух женщинах, которые потеряли своих детей в стенах черемховского роддома. Это шокирующие и жёсткие истории, которые становятся ещё страшнее из-за отчаянных поисков правды. В статье была представлена позиция министерства здравоохранения Иркутской области в объёме полученного ответа на запрос редакции. Но ведомство всё равно обиделось на журналистов - за тон и подачу информации.

Атака журналистов

Материал на Irk.ru вышел под заголовком: «Роддом смерти: хроника халатности и чудовищных ошибок». Журналист рассказал истории двух женщин, которые потеряли новорождённых детей в феврале 2016 года и в январе 2017-го. Текст поражает: равнодушие врачей и надломленные судьбы женщин, оплакивающих своих детей.

По информации портала, Наталья Андреева потеряла малыша во время родов: его выдавливали, но из-за неправильного положения младенец умер. Ребёнок Марины Егоровой умер в утробе, по её мнению, трагедии можно было избежать, если бы роженицу увезли в Иркутск, однако врачи Черемхово отказали женщине, как говорит она, – из-за того, что это было финансово им невыгодно. Как сообщается в статье, тело ребёнка семье удалось забрать больше чем через 2 недели, всё это время оно хранилось в санитарной комнате на подоконнике.

Обоими случаями занимается региональное управление Следственного комитета. Также в материале отмечается, что о смерти одного из детей высказывалась главный акушер Иркутской области Наталья Протопопова, она заявила, что в смерти младенца виноваты сотрудники роддома. По делу Натальи Андреевой суд вынес решение: оказание медицинской помощи не соответствовало нормам, иск по взысканию морального ущерба удовлетворён.

С несчастными женщинами, потерявшими своих детей, журналист Irk.ru Вадим Палько общался ещё в мае, но текст вышел только в середине лета. Как сообщила гендиректор портала Анна Суркова, всё это время редакция ждала ответа на запрос от ведомства. По словам журналиста, он просил встреч с сотрудниками роддома, но их и так не случилось. В тексте пояснялось, что в самом роддоме с журналистами разговаривать не стали, отправив со всеми вопросами в министерство здравоохранения.

В итоге в ответе на запрос, который пришёл через 1,5 месяца (с нарушением 7-дневного срока, установленным законом о СМИ) сообщалось, что по обоим случаям были организованы проверки, ответственному персоналу вынесены дисциплинарные взыскания, кроме этого, они лишены стимулирующих выплат. Также, по сообщению минздрава, врачи прошли дополнительное обучение, а медучреждение выпустило приказ, согласно которому теперь врачи пристальнее следят за беременными женщинами.

Контратака минздрава

Поздно вечером 16 июля на редакционную почту ИА «БайкалПост» прилетело письмо от пресс-службы регионального минздрава, в теме отмечалось: «Медицинское сообщество Приангарья возмущено и потрясено статьёй на Irk.ru».

На трёх листах пресс-служба ведомства разбирает статью практически построчно. Во-первых, отмечается, что текст не похож на серьёзное журналистское расследование, поскольку «практически на 100% повторяет сюжет, вышедший четыре месяца тому назад в одном из иркутских СМИ». Вероятно, имеется в виду материал телекомпании «АС Байкал ТВ». Действительно – герои те же, события тоже. Разве что в силу ограниченного хронометража истории поданы сжато, не чувствуется того надрыва, что есть в большом тексте интернет-портала.

Во-вторых, минздрав обвиняет портал в том, что материал написан по заказу, а факты в нём не соответствуют действительности. В письме минздрава отмечается, что «описание в тончайших деталях хранения мёртвого ребёнка в коробке на подоконнике санитарной комнаты под палящим cолнцем рядом со швабрами – это не серьёзное журналистское расследование и вдумчивая статья, это кощунство», что приписываемый врачу в статье приём Кристеллера (выдавливание плода из утробы матери, применение этого приёма противопоказно в 1992 году – ред.) на самом деле не применялся и в «документах не зафиксирован».

В-третьих, в сообщении предполагается, что подобного рода материалы приведут к оттоку медицинских кадров: «Хотелось бы всё-таки понять, что преследуют и чего добиваются авторы и редакция Irk.ru. Вполне допускаем, что через месяц с такой же лёгкостью и непринуждённостью они приедут в черемховский роддом и будут «искренне» сокрушаться о том, что там недостаточно врачей и акушерок. Но после таких псевдосенсационных и псевдоразоблачающих статей отток медицинских кадров будет вполне закономерен».

Тут же вспоминается и скандал с законом о привлечении медицинских кадров, который был разработан группой депутатов законодательного собрания во главе с Андреем Лабыгиным. В нём предлагается передать полномочия по привлечению медицинских работников от муниципальных образований в региональное правительство. Глава Минздрава Олег Ярошенко тихо сидел несколько месяцев после внесения документа на рассмотрения заксобрания, а затем устроил истерику на сессии областного парламента, где документ принимался в первом чтении. После сессии минздрав организовал сразу два общественных обсуждения документа в течение одной недели. Если отбросить эмоции, по мнению Ярошенко, законопроект сломает действующую систему, разорвёт связь врачей с властью и приведёт к ухудшению обстановки в медицине.

«Одни пытаются отменить законы, которые способствуют решению кадровой проблемы, другие, продолжая их деятельность, разрушают кропотливую работу честных и объективных СМИ по восстановлению положительного имиджа медицинского работника, его авторитета и привлечению молодых людей в профессию, парализуют работу учреждений. Создаётся такое ощущение, что планомерно осуществляется погром акушерско-гинекологической и родовспомогательной служб Иркутской области», - отмечается в сообщении минздрава.

Долгую подготовку ответа на запрос редакции в ведомстве объяснили плотным графиком министра.

В конце послания с припиской P.S ведомство даёт статистику по детской смертности в черемховском родильном доме: в 2016 году смертность снизилась в три раза по сравнению с 2014 годом и составила 4,3%. Количество мертворождённых не превысило средних показателей по области. По данным ведомства, в 2016 году по всей области наблюдалось беспрецедентное снижение младенческой смертности. Сегодня этот показатель составляет 6,2 на 1 тысячу родившихся младенцев, и ниже, чем в Сибирском федеральном округе.

Итог поединка

Комментируя ИА «БайкалПост» эмоциональный ответ министерства, генеральный директор портала Irk.ru Анна Суркова отметила, что это «не первая истерика со стороны министерства здравоохранения».

«Мы уверены, что, конструктивные отношения со СМИ должны быть основаны на открытости и уважении. При подготовке статьи был сделан запрос, мы ждали 1,5 месяца, просили дать возможность пообщаться с врачами и другими специалистами. Сначала минздрав отмахивается от журналистов, а потом закатывает истерику. Все выходные на нашем сайте мы вычищали работу SMM-команды фейковых аккаунтов, которые «отрабатывали» тему. Ну и, конечно, никто нам эту статью не заказывал. Все истории реальны, их подтвердили правоохранительные органы, о чём в материале также говорится», - пояснила Суркова.

Она также оставила на своей странице в Facebook (запрещённая в России экстремистская организация) ответ на письмо министерства здравоохранения. Генеральный директор говорит, что ведомство не хочет обсуждать проблемы. Она подчёркивает, что редакция не хотела вступать в открытую конфронтацию и именно поэтому не стала обращаться в прокуратуру из-за нарушения сроков ответа на официальный запрос.

«Уважаемый Олег Николаевич (Ярошенко – ред.) , этот материал мы готовили 2 месяца, 1,5 - ждали от минздрава ответа и помощи. Это вы не дали возможность врачам хоть что-то сказать журналисту, это вы лишили их права голоса. Не мы. Можно сколько угодно отмахиваться от журналистов и запрещать врачам говорить. Но от этого пациенты не перестанут болеть, не появятся деньги на достойную зарплату медперсоналу, новое оборудование и лекарства. Ещё раз хочу напомнить, что конструктивные отношения со СМИ строятся на открытости и уважении. Нельзя при каждом негативном отзыве и критике прятать голову в песок. Признание ошибок - это тоже профессионализм. И да, Ирк.ру и дальше будет рассказывать истории пострадавших людей, потому что хоть кто-то должен их услышать», - написала Суркова.

Ситуация вышла неприятная, и в ней нет правых. С одной стороны, журналисты, как кажется, немного преувеличили ситуацию: два смертельных случая в роддоме - это не повод называть медучреждение «роддом смерти». Безусловно, это трагедия для двух семей, возможно, здесь есть ошибка врачей, но такие истории можно найти в любом роддоме страны. К тому же, за время, что редакция ожидала ответа от минздрава, можно было попытаться напрямую встретиться с главным врачом, писать ему запросы прямо в черемховский роддом. Об этом в материале Irk.ru нет информации. В этом случае даже отказ был бы позицией врачей роддома.

С другой стороны, минздрав в своей истерике стремится сделать крайними сотрудником СМИ, явно драматизирует и делает ничуть не менее громкие заявления, чем автор статьи. Говорить, что в «руках автора лом, а не перо», называть его нечестным журналистом, который развешивает на врачей ярлыки коновалов и убийц – немного перебор, тем более, что журналист обратился за позицией минздрава и врачей роддома. Кроме того, ведомство снова продемонстрировало чудеса авральной работы - уже на 17 июля была запланирована поездка Олега Ярошенко в медучреждение, куда пригласили и представителей СМИ. По словам сотрудника пресс-службы минздрава, работники возмущены материалом и хотели бы поговорить с журналистами, рассказать им и министру о реальном положении дел.

Не всегда у журналистов и пресс-служб складываются нормальные рабочие отношения. Работа одних - докопаться до истины, других – освещать работу ведомства и сглаживать острые углы. Но если отключать эмоции и включать голову, то обо всём можно договориться, а не оттачивать мастерство ведения боя на человеческих судьбах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем