НОВОСТИ
16 ДЕКАБРЯ
15 декабря
14 декабря

Образовательный менеджмент госпожи Васильевой

Ольга Васильева, министр образования РФ. Фото: <a href="https://www.dp.ru" target="_blank">https://www.dp.ru</a>

Министр образования России Ольга Васильева на заседании комитета Госдумы по образованию и науке 6 июля объявила, что в стране стартует пилотный проект по передаче школ от муниципальных властей региональным. По её словам, это позволит оптимизировать финансирование и создать единое образовательное пространство. Насколько этот шаг необходим современным школам, попытался разобраться портал «ИрСити».

Отдать школы губернаторам

Согласно действующему законодательству об образовании школы могут быть и муниципального, и регионального подчинения. Первых больше, вторые можно посчитать по пальцам рук – такие образовательные учреждения есть только в Москве и в Санкт-Петербурге.

«Когда принималась эта реформа (подчинение большинства школ муниципальным властям было закреплено законом «Об образовании» в 1992 году – ред.) это был один исторический период, а сейчас совершенно другой исторический период, который требует, естественно, — я позволю себе такой термин произнести — «государственные школы». То есть возвращение школ в государство и выстраивание государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы», — цитирует газета «Коммерсантъ» слова Васильевой.

Учредитель, то есть муниципалитет или регион, может распоряжаться имуществом школы, решать кадровые вопросы, в частности, назначать директора и формировать образовательную программу. По мнению Васильевой, это плохая тенденция: слишком много разных образовательных программ.

«Мы видим такое их разнообразие, что очень сложно говорить сейчас о той, на мой взгляд, главной ключевой задаче российского образования – создания единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребёнка. Получается, что мы не собираем страну через важнейшую отрасль, которой является образование со всех точек зрения, а как бы её, наоборот, растаскиваем», — приводит слова министра ТАСС.

Говоря о реформе, Ольга Васильева также напомнила, что такой масштабный переход позволит сократить количество чиновников, которые отвечают за образование.

Министр считает, что для передачи полномочий от муниципалитетов регионам понадобится около 3 лет и значительные законодательные изменения. Ольга Васильева подчеркнула, что готова проработать все нюансы с депутатским корпусом. Глава комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов уже подтвердил готовность парламентариев сотрудничать с ведомством в вопросе подготовки реформы.

Реформа по переподчинению школ началась с пилотного проекта. В Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге он уже проходит. Ещё 16 регионов также изъявили желание поучаствовать в пилотном проекте. Иркутская область в этот перечень не попала. Ссылаясь на это, в пресс-службе министерства образования Приангарья ИА «БайкалПост» отказали в комментарии.

«Мы не можем комментировать мнение нашего непосредственного руководства. Когда будет конкретное распоряжение, мы сможем это обсудить», — заявили в пресс-службе ведомства.

В пресс-службе администрации Иркутска также отказались давать комментарий, отметив, что «вперёд регионального министерства никаких комментариев не будет».

«Это ведь только эксперимент, а не конкретное распоряжение. Тем более Иркутская область не вошла в число регионов, которые принимают участие в пилотном проекте», — объяснила сотрудник пресс-службы мэрии.

Недофинансированные школы

Фото: <a href="http://evoed.livejournal.com" target="_blank">http://evoed.livejournal.com</a>

Директор иркутского лицея №3 Николай Кашин заявил корреспонденту ИА «БайкалПост», что согласен с мнением министра образования страны о необходимости проведения такой реформы.

«Школа должна быть государственного подчинения, это даст соответствующее финансирование. Государственное подчинение – это ещё и одна общая система образования. А за образование любого поколения отвечает именно государство», — пояснил Кашин.

При этом Николай Кашин заметил, что провести реформу быстро не получится.

«Для такого масштабного перехода нужно переделывать все документы, и налоговые, и уставные. А всё, что связано с бумагами – сложно, тяжело и долго. Но вопрос этот (по передаче школ от муниципалитетов региональным властям – ред.) давно назрел, и переворот такой должен произойти», — заключил директор лицея №3.

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана Педагогического института Иркутского государственного университета Инна Беринская, комментируя ИА «БайкалПост» инициативу Ольги Васильевой, основное внимание уделила финансированию школ.

«Финансирование для образовательных учреждений вопрос принципиальный. Финансовых трудностей у школ море. Я говорю это не только как специалист в области образования, но и как мама. Муниципальные органы власти не могут удовлетворить даже самые банальные потребности школ, не говоря уже о каких-то серьёзных. Например, материально-техническая база, строительство новых образовательных комплексов», — заявила Беринская.

Но, по словам кандидата педагогических наук, полагаться только на региональные власти также нелогично.

«Муниципалитет часто не может в полной мере профинансировать образовательные учреждения, которые находятся в его ведении. Однако насколько регион готов сегодня поддержать и финансировать все школы – это большой вопрос. Когда обсуждалось, сможет ли региональная власть финансово содержать местные вузы, а их у нас не так много, тогда сразу говорилось, что даже коммунальные услуги регион не сможет потянуть. А школ на территории Иркутской области в десятки раз больше», — отметила собеседница ИА «БайкалПост».

Инна Беринская считает, что финансирование всех образовательных учреждений должно быть многоуровневым.

«В идеальном варианте финансирование должно состоять из процентного соотношения федерального, регионального и муниципального уровня. Мы же платим налоги, в том числе на образование. Без поддержки федеральной власти качественное и современное образование быть не может», — заверила замдекана.

По мнению политолога Сергея Шмидта, называть передачу школ с муниципального на региональный уровень образовательной реформой не стоит. Суть проекта, о котором заявила министр образования Ольга Васильева, — решить финансовые проблемы образовательных учреждений.

«Исходя из здравого смысла, лучше, чтобы образованием, как и здравоохранением, занимались те инстанции, у которых больше денег. Поскольку регион располагает большим количеством бюджетных средств, в сложившейся кризисной ситуации будет правильнее образование передать на региональный уровень», — сказал Шмидт.

Идея Ольги Васильевой о создании единого образовательного пространства политологу показалась абсурдной.

«Я не понимаю этого аргумента министра, потому что я не вижу никаких проблем для единства образовательной системы в современной России. Раздробленности в образовании сейчас не существует. Нынешний уровень бюрократизации этой сферы, который был достигнут ещё до министра Васильевой, таков, что образовательное пространство в нашей стране достаточно едино, ему как раз бы не помешало ослабить бюрократические гайки», — отметил Сергей Шмидт.

Он подчеркнул, что нет ничего плохого в том, что муниципальные власти могут формировать образовательные программы.

«Честно говоря, этим правом муниципалитеты пользуются не часто, так как не хотят создавать лишних проблем. Но вообще, это хорошая тенденция, когда муниципальные власти, администрации школ, попечительские советы, а самое главное родители подключаются к созданию образовательной программы. Происходит децентрализация образования. Эту линию нужно сейчас укреплять, а не ослаблять. И это можно сделать даже в том случае, если финансово школы будут зависеть от региона», — подытожил политолог.

Обиженные муниципалитеты

Резко негативно отреагировал на заявление Ольги Васильевой мэр города Черемхово Иркутской области Вадим Семёнов. Корреспонденту ИА «БайкалПост» он заявил, что передавать полномочия по управлению школами от муниципалитетов региону нельзя.

«Мы уже передали полномочия по оказанию первичной медико-санитарной помощи на уровень региона, и что получили? Полный хаос. Я бы не сказал, что сейчас у школ есть какие-то особые сложности. Зарплату учителя получают вовремя, дорожные карты по указам президента Владимира Путина выполняются, школы к зиме муниципалитеты готовят, программа «Большая перемена» работает – появляются новые школы в городах и сёлах», — сказал Семёнов.

Как считает мэр Черемхово, принимать решения о проведении такой серьёзной реформы в сфере образования нужно только после широкого обсуждения с привлечением специалистов из муниципалитетов.

«Мы же ближе к народу. На месте виднее и удобнее заниматься всеми процессами. В том числе решать кадровые вопросы: назначать директоров школ, главных врачей отделений и т.д. Почему у муниципалитета забирают те полномочия, которые непосредственно касаются местного населения? Смысл тогда муниципальной власти и муниципалитета в целом, если их лишают самых важных полномочий, если их ослабляют», — возмутился Семёнов.

Владимир Орноев, мэр города Свирска Приангарья, отреагировал на инициативу министра образования РФ более сдержанно, но поддержал коллегу: он тоже против передачи полномочий по управлению образовательными учреждениями с муниципального на региональный уровень.

«У нас уже есть негативная практика по передаче полномочий от муниципалитетов региону. Вспомните, какой скандал развернулся вокруг инициативы депутатов областного парламента забрать у муниципалитетов полномочия по созданию благоприятных условий для привлечения медработников в территории. Всем же понятно, что мы на местах лучше видим и знаем ситуацию. Я говорю это не потому, что держусь за своё кресло, а потому что мы понимаем проблемы местных школ», — высказал свою точку зрения Орноев.

Мэр Свирска не стал скрывать, что средств на качественное содержание образовательных учреждений муниципалитету часто не хватает, но, по его мнению, только из-за финансового вопроса проводить глобальную реформу не нужно.

«Если эта реформа пройдёт, Министерство образования РФ начнёт проводить оптимизацию, а это, значит, что многие люди потеряют свои рабочие места. Будут закрыты малокомплектные школы, которые региону будет содержать невыгодно, но они всё же нужны маленьким поселениям, иначе детям будет далеко добираться до школ в других, более крупных поселениях. Со стороны кабинета министров не видно проблем всех школ, а директора образовательных учреждений с проблемами идут именно к мэрам, а не к министрам», — считает Орноев.

***

Предложенный министром Ольгой Васильевой образовательный «переворот» не новшество. Государственными школы были в советский период. И это, как оказалось, удобно с точки зрения финансирования и управления. Но если экономически и административно такой шаг необходим, особенно в условиях нехватки денег у муниципалитетов, то создание единого образовательного пространства вряд ли нужно в современных реалиях.

В сфере образования последнее десятилетие усердно пытались отделаться от термина «уравниловка», ставив на первое место интересы каждого отдельно взятого ребёнка. Возвращение к явлению «государственные школы» во всех смыслах (финансово, административно, содержательно) станет шагом назад и перечеркнёт стремление педагогов дать детям качественное и современное образование.

1 отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Ну уж это вы накручиваете – «перечеркнёт стремление педагогов дать детям качественное и современное образование» – это образование платное, во всех смыслах, дорогая Юлия. И это образование не каждому доступно. Разделение на «бедных» и «богатых» ярко выражено, поэтому о качественном образовании для каждого не может быть и речи. Учителя жесткие и равнодушные, если у родителей есть проблемы с деньгами, учителя накручивают детей против родителей, мол что это такое почему деньги не сдаете на то или другое, а какое они имеют право судить родителей перед  ребенком! Пусть учителя научатся молчать! Качественное образование – это утопия, его, этого качественного образования, сейчас нет! Есть только догмы, натаскивание учеников на сдачу ЕГЭ, нервотрепки и ограниченность в знаниях. При советской системе образования в школах ученики получали разностороннее образование, поверьте, многие из нас, из советских школ, гораздо образованнее нынешних школьников, при том что многие из нас не поступали в институты.