НОВОСТИ
24 ОКТЯБРЯ
23 октября
22 октября
21 октября
20 октября

Подрезанные крылья «ВИМ-Авиа»

Фото: https://www.vim-avia.com

Сентябрь 2017 года стал чёрным для татарской авиакомпании «ВИМ-Авиа», входящей в десятку крупнейших в России. Из-за долга перед топливными фирмами аэропорт «Домодедово» отказался выпускать и впускать рейсы перевозчика. С 23 по 26 сентября было задержано более 30 рейсов по российским и международным направлениям. Сумма долга сейчас оценивается в 10 миллиардов рублей, из них 7 миллиардов – это обязательства перед банками и топливными компаниями. Обсуждается вопрос о закрытии «ВИМ-Авиа» или покупке её инвесторами. Для Иркутской области это серьёзная проблема, так как авиакомпания с апреля владеет аэропортом города Братска, судьба которого остаётся неизвестной.

Основателем «ВИМ-Авиа» был заслуженный пилот РФ Виктор Иванович Меркулов. В 1997 году организовал собственную компанию «Аэрофрахт». 30 августа 2003 года «Аэрофрахт» лишился сертификата эксплуатанта из-за задержек рейсов, транспортировки контрабанды, совершении грузовых рейсов под видом пассажирских.

В 2002 году Меркулов зарегистрировал компанию «ВИМ-Авиа» (название составлено из его инициалов), которая получила сертификат эксплуатанта 27 ноября 2003 года. В начале 2004 года Меркулов продал 75% акций перевозчика супругам Рашиду и Светлане Мурсекаевым. Они купили 16 пассажирских самолётов Boeing 757. На этих судах начались чартерные перевозки в Египет, Тунис, Турцию, Италию и Испанию. В октябре 2004-го стартовали регулярные рейсы из Москвы в Братск и Читу. В 2006-м «ВИМ-Авиа» вошла в первую десятку российских компаний по пассажиропотоку. В 2007-м году создан холдинг «ВИМ-Авиа», куда вошли авиакомпании «РусЭйр», «Башкортостан» и «Русское Небо» — все они прекратили полёты в 2012—2015 годах.

С ноября 2011 года по июль 2012-го авиакомпании было запрещено летать в Европу из-за конфликта российских лётчиков с персоналом аэропорта в Париже. В январе-феврале 2015 года иски о банкротстве перевозчика подали Банк ВТБ, Сбербанк и другие юридические лица, но производство по большинству из исков летом было прекращено. В 2016-м авиакомпания нарастила перевозки между европейской частью России и аэропортами КНР. Весной сменила адрес регистрации с Москвы на посёлок городского типа Богатые Сабы в Сабинском районе Республики Татарстан.

В 2017 году первые сообщения о проблемах авиакомпании появились летом: в некоторые дни перевозчик задерживал до 20 рейсов. Более 200 тысяч его пассажиров перевезли другие компании.

Что случилось в сентябре?

В субботу, 23 сентября, становится известно о задержке более 10 рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» в аэропорту «Домодедово». В Росавиации это объясняют «неурегулированной задолженностью перевозчика перед топливно-заправочными организациями».

Сам перевозчик заявляет, что «временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов».

К контролю над ситуацией подключается Следственный комитет и московская транспортная прокуратура.

«По данным следствия, в аэропорту Домодедово в Москве отложены 15 внутрироссийских и международных рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» отправлением 22 и 23 сентября. По причине задержки авиарейсов 2997 пассажирам причинён имущественный вред. При этом, авиакомпания продавала билеты на авиарейсы, заведомо зная о невозможности осуществления перелётов в указанные дни», — приводит ТАСС слова представителя СК.

Фото: http://www.interfax.ru

В ночь на воскресенье, 24 сентября, выполняются перелёты в Благовещенск и Магадан.

В этот же день Приволжская транспортная прокуратура сообщает о долге «ВИМ-Авиа» по заработной плате в 206 миллионов рублей.

25 сентября авиакомпания «Икар» заявляет о готовности с 6 октября удвоить число рейсов между Благовещенском и Москвой, восполнив пробелы, вызванные перебоями в работе авиакомпании «ВИМ-Авиа».

26 сентября продолжаются массовые задержки авиарейсов из Москвы в российские города и зарубежные курорты. Генпрокуратура заявляет о бездействии Росавиации и требует оценить соответствие «ВИМ-Авиа» сертификационным требованиям. По данным ведомства, с января по август 2017 года авиакомпания задержала около 12% рейсов более чем на 2 часа, 209 рейсов были задержаны более чем на 6 часов. Из-за этого Росавиация проводит внеплановую проверку. Число задержанных в «Домодедово» рейсов вырастает до 28. СК возбуждает уголовное дело по факту хищения более 1 миллиона рублей при продаже билетов пассажирам.

Фото: https://www.svoboda.org

Авиакомпания прекращает чартерные перевозки. На сайте «ВИМ-Авиа» размещается комментарий по ситуации, в котором перевозчик фактически признаёт своё предбанкротное состояние.

«К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании ВИМ-Авиа сложилась тяжёлая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах. В данный момент мы продолжаем переговоры с финансовыми структурами о поддержке авиакомпании, для нормализации ситуации и скорейшего вывоза пассажиров. Авиакомпания рассчитывает на поддержку госорганов, а также партнёров из туристической отрасли. И поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, мы планируем введение внешнего антикризисного управления», — говорится в сообщении.

Глава Минтранса РФ Максим Соколов заявляет, что господдержка, о которой просит перевозчик, бессмысленна, «потому что компания практически прекратила работу».

В Иркутске 103 человека оказываются заложниками ситуации, так как не могут улететь в Москву. Представитель компании заявляет, что перевозчик с 25 сентября остановил продажу билетов.

Ростуризм создаёт оперативный штаб по возвращению пассажиров «ВИМ-Авиа» из-за рубежа. По данным на 26 сентября, за пределами РФ находятся более 38 тысяч россиян, из них около 78% — в Турции. Кроме того, 3,1 тысячи граждан Китая необходимо вернуть на родину.

Все рейсы «ВИМ-Авиа» переводят из «Домодедово» во «Внуково».

Правительство РФ выделяет около 200 миллионов рублей из федерального бюджета на компенсацию авиакомпаниям затрат на перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» внутри России. Этим займутся семь авиакомпаний: «Уральские авиалинии», «АйФлай», «Ред Вингс», «НордСтар», «Икар», «Северный ветер» и «Якутия». Международные перелёты будут профинансированы из внебюджетных источников.

Росавиация заявляет о введении внешнего управления на «ВИМ-Авиа», в которое входят представители аэропорта «Внуково» и авиакомпаний, имеющих опыт антикризисного менеджмента.

27 сентября на сайте компании появляется сообщение о том, что руководство перевозчика попросило правительство РФ рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий для оплаты топлива для вывозных рейсов. По данным «ВИМ-Авиа», за рубежом остаются 16 тысяч пассажиров, перевезённых чартерными рейсами. По мнению перевозчика, это можно сделать только с помощью воздушного флота авиакомпании, так как на нужных направлениях не хватает мощностей.

А источник ТАСС заявляет, что авиакомпания может лишиться свидетельства эксплуатанта через 2 недели.

28 сентября туроператоры заявляют о готовности оплатить авиакомпаниям перевозку пассажиров «ВИМ-Авиа» до конца октября. Их насчитывается около 100 человек. Всего по данным Ростуризма, до 25 сентября авиакомпания успела продать почти 200 тысяч билетов. Турфирмам разрешено перевозить своих клиентов самолётами «ВИМ-Авиа» до 15 октября, после этого Минтранс решит судьбу перевозчика.

В этот же день СМИ сообщают о том, что владельцы «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и его супруга покинули страну. Росавиация заявляет в правоохранительные органы, что не может связаться с ними. Позднее СК подтверждает отъезд Мурсекаевых зарубеж.

Фото: Григорий Собченко / «Коммерсантъ»"/>

Владелец "ВИМ-Авиа" Рашид Мурсекаев
Фото: Григорий Собченко / «Коммерсантъ»

Также СК задерживает генерального директора Александра Кочнева и главного бухгалтера авиакомпании «ВИМ-Авиа» Екатерина Пантелееву в рамках уголовного дела по мошенничеству. 29 сентября суд помещает их под домашний арест.

Фото: <a href="https://www.irk.kp.ru" target="_blank">https://www.irk.kp.ru</a>"/>

Бывший гендиректор компании "Вим-Авиа" Александр Кочнев
Фото: https://www.irk.kp.ru

Президент России Владимир Путин объявляет о неполном служебном соответствии министру транспорта РФ Максиму Соколову.

29 сентября продолжается вывоз пассажиров «ВИМ-Авиа» по международным и российским направлениям. Новым гендиректором перевозчика становится Александр Бурдин, ранее 2 года возглавлявший закрытую «Трансаэро» (причём уже после того, как в ней начался кризис), а также руководивший крупнейшим холдингом России по производству керамических стройматериалом ГК Unitile.

Задержанный на трое суток рейс «ВИМ-Авиа» наконец вылетает из Иркутска в Москву.

30 сентября вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сообщает, что «Аэрофлот» может выделить в качестве поддержки «ВИМ-Авиа» на сумму 1,8 миллиарда рублей.

1 октября глава Минтранса РФ Максим Соколов подтверждает, что вопрос об отзыве эксплуататанта решится в течение 2 недель.

2 октября проходит совещание у премьера Дмитрия Медведева, на котором Дворкович заявляет о подготовке законопроекта, который установит более жёсткий контроль за авиарынком и исключит ситуации, подобные проблеме «ВИМ-Авиа».

Становится известно, что есть компании, готовые купить проблемного перевозчика вместе с его долгами. Позже утверждается, что интерес к сделке проявляют три российских компании, какие конкретно – не поясняется.

Руководитель аналитической службы портала «АвиаПорт» Олег Пантелеев пояснил, что у сентябрьского кризиса «ВИМ-Авиа» были объективные причины.

«Во-первых, доходность на российских перевозках в 2017 году была ниже, чем в 2016-м, конкуренция лишь усилилась, тарифы были выше, чем годом ранее, издержки авиакомпании, в частности, перед аэропортами лишь увеличивались. Во-вторых, перевозчик агрессивно наращивал мощности, например, брал в лизинг дополнительные самолёты, в том числе широкофюзеляжные. Это повысило нагрузку на компанию, потому что лизинговые платежи нужно выплачивать, а с увеличением парка эти платежи увеличились. В конце высокого летнего сезона перевозчик столкнулся с кассовым разрывом, когда нужно вывозить многочисленных туристов из мест массового отдыха, а доходы от продажи билетов на октябрь—ноябрь очень незначительные», — заметил аналитик, подчеркнув, что на протяжении многих лет у перевозчика был дефицит оборотных средств, который приходилось покрывать за счёт заимствований, далеко не всегда долгосрочных.

На фоне произошедшего кризиса сбежавшим Мурсекаевым, считает эксперт, в России делать было нечего: «Отъезд руководства сложно комментировать, в принципе у нас были прецеденты серьёзного и не всегда обоснованного давления на бизнес. То, что произошло с топ-менеджментом, а именно, домашний арест, вполне наглядно показывает, что собственников ничего хорошего в стране не ожидало».

Для иркутских туристов — нестрашно

После отмены чартерных рейсов «ВИМ-Авиа», в туристическом сообществе началась паника. 26 сентября Ассоциация туроператоров (АТОР) заявила, что остановка работы перевозчика приведёт к коллапсу на туристическом и авиационных рынках. Глава Ростуризма Олег Сафронов в этот же день успокоил, что никакого коллапса не предвидится, ведь возвращением туристов из-за рубежа занимаются федеральные ведомства, в том числе Минтранс и Росавиация. А «панические» утверждения АТОР он назвал попыткой «дестабилизации обстановки и дискредитации работы федеральных органов исполнительной власти».

По данным ассоциации, от кризиса «ВИМ-Авиа» пострадали девять российских туроператоров, в том числе четыре крупных – «Интурист», TUI, Mouzenidis Travel и Coral Travel. При этом совокупные потери туроператоров, которые занимались вывозом туристов чартерных рейсов авиакомпании, составят как минимум 7 миллионов долларов. И вряд ли эти деньги будут возмещены.

Тем не менее АТОР направила в Минтранс предложения по регулированию рынка чартерных перевозок: так, например, предлагается сделать его более прозрачным и публиковать в открытом доступе реальные сведения о возможностях авиакомпаний по перевозке туристов.

Для иркутского туристического рынка отмена чартеров оказалась незаметной. Создаётся впечатление, что «ВИМ-Авиа» у них в некоем «чёрном» списке. Например, представители «Пегас туристик» заявили, что не работают с авиаперевозчиком, в том числе и потому, что периодически появляется негативная информация о компании из-за задержек рейсов.

Сотрудник туроператора «СинбадТурс» пояснил, что задержки рейсов и общая нестабильность стали поводом того, что 2 года назад компания прекратила сотрудничество с «ВИМ-Авиа», поэтому в начавшемся в сентябре кризисе клиенты туроператора не пострадали. Летом 2017-го компания обратилась к услугам кризисного перевозчика, и как оказалось, зря: «У нас был случай в начале этого лета, купили билеты туристу на регулярный рейс до Москвы. Но авиакомпания отменила полётную программу».

При этом эксперт отмечает большой спрос на чартерные перевозки: «Это актуально для Иркутска. Потому что прямыми рейсами мало кто летает, только S7 — до Бангкока, а остальные туроператоры свои чартеры поднимают».

Представитель туроператора «Анекс-тур» подчеркнул, что уход авиакомпании с рынка чартерных перевозок для Иркутска – нестрашная потеря, «потому что никто из операторов не летает на этой авиакомпании, у всех иркутских операторов свои перевозчики».

Олег Пантелеев подчёркивает, что пока нельзя однозначно утверждать, что авиакомпания прекратит операционную деятельность, так как сейчас она летает, свидетельство эксплуатанта не приостановлено и не отозвано, более того, есть заявления потенциальных инвесторов о готовности вложить средства в её спасение.

«Что касается антикризисных мер и планов по привлечению инвесторов, многие наблюдатели сходятся во мнении, что направив на погашение задолженности от 1 до 2 миллиардов рублей, чтобы урегулировать самые основные долги и обеспечить оборотными средства авиакомпанию на низкий сезон, восстановить операционную деятельность перевозчика удастся. При этом понятно, что нужно длительное время на решение проблем, связанных с потерей доброго имени, нужно пересматривать стратегию перевозчика, реструктурировать задолженность. Так что забот будет более чем достаточно», — отметил эксперт.

По его мнению, как только появятся деньги, авиакомпания сможет начинать активные переговоры о возвращении перевозчика на маршруты, проводить информационную компанию, чтобы оживить продажу перевозок, устраивать взаимоотношения с туристическим сообществом. Но когда это произойдёт, неизвестно.

Неизвестность братского аэропорта

До апреля 2017 года совладелец «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев входил в совет директоров авиапредприятия «АэроБратск». С 5 апреля авиакомпания приобрела у московского «Технополиса» 55,08 миллиона акций, или 100% уставного капитала, с июня Мурсекаев является председателем совета директоров братского предприятия.

Братский аэропорт — второй по пассажирообороту аэропорт федерального значения в Иркутской области, расположен в 8 километрах от Братска. Свою историю начал с 1956 года, в начале 60-х старый аэродром затопили во время строительства Братской ГЭС, а в 1967 году открылся ныне действующий аэродром. В 1995 году он получил статус международного.

В конце 2015-го мэр Братска Сергей Серебренников заявил о проблемах аэропорта, работающего 2 года с убытками. По его словам, собственники разработали стратегию выхода из кризиса международного авиаузла.

Аэропорт Братска
Фото: https://www.aviateka.ru

Как следует из годового отчёта «АэроБратска», в конце 2016 года «ВИМ-Авиа» выступила поручителем перед банком «Зенит» при выделении кредита в 3,9 миллиарда рублей, срок погашения – до 31 декабря 2020 года.

С 1 июля 2016-го аэропорт отказался от круглосуточной работы, введя регламент на приём и выпуск воздушных судов. По данным, содержащимся в отчёте, это позволило сократить текущие расходы по электроэнергии, транспортным расходам, повышенной оплате труда за работу в ночное время и страховым взносам. По итогам прошлого года «АэроБратск» получил чистую прибыль в 75,5 миллиона рублей против убытка в 29,7 миллиона в 2015-м.

После сентябрьских событий судьба аэропорта будет зависеть от судьбы «ВИМ-Авиа». Тем более, что его развитие – под вопросом, так как Минтранс РФ исключил все аэропорты Иркутской области, в том числе иркутский и братский, из федеральной программы. Никаких ответов, что сейчас происходит с аэропортом, от перевозчика получить не удалось. В пресс-службе заявили, что не знают, когда получится предоставить информацию по этой теме.

2 октября на сайте администрации Братска появился развёрнутый комментарий гендиректора авиаузла Сергея Корытова, который заявил, что кризис у собственника не повлияет на работу предприятия.

«Если обстановка в экономике будет стабильная, мы и дальше будем ремонтировать аэропорт, стабильно выплачивать сотрудникам зарплату, обеспечивать горожанам авиаперелёты. Идём навстречу всем авиакомпаниям, которые заявляются со своими рейсами. Недавно открыли рейс в Красноярск: возможно, в дальнейшем увеличим частоту полётов. Топливом обеспечены», — пояснил Корытов.

По его словам, завершение 2016 года с прибылью позволило отремонтировать одну из стоянок воздушных судов. В 2018 году планируется привести в порядок ещё одну. Также отремонтировано здание аэропорта. В 2019 и 2020 годах в рамках федеральной программы планируется провести реконструкцию магистральной рулёжной дорожки.

Но фактически сотрудники предприятия находятся в неведении, что будет дальше. В приёмной гендиректора у меня состоялся любопытный разговор.

— Я вам могу за Сергея Юрьевича (Корытов — ред.) ответить, что мы на вопросы, связанные с «ВИМ-Авиа» не отвечаем, потому что у нас нет информации, поэтому мы никак не можем вам ответить на ваш вопрос, — чуть раздражённо заявила секретарь гендиректора.

— Не можете, потому что оттуда ничего не приходит?

— Нет, ничего не приходит, мы в полном неведении.

— А вы делаете запросы, связываетесь?

— А зачем делать запросы?

— Ну, «ВИМ-Авиа» владеет аэропортом…

— Я знаю! Но вы попробуйте позвонить в «ВИМ-Авиа», там телефоны не отвечают.

Ещё в 2007 году авиакомпания продала 100% акций аэропорта Читы, у которого, по оценкам экспертов, не было особых перспектив в развитии пассажирских перевозок. «ВИМ-авиа» объяснила необходимость этой сделки программой по выходу из непрофильных активов. Покупателем стал холдинг Романа Троценко «Новапорт», который активно забирает себе перспективный с точки зрения развития туризма и транспорта Байкальский регион: в сентябре он купил аэропорт «Байкал» в Улан-Удэ, также на протяжении 2 лет участвует в переговорах по развитию аэропорта Иркутска.

Зачем авиакомпания покупала убыточный «АэроБратск», непонятно, как непонятно приобретение небольших компаний, таких как «Русское небо», с устаревшим парком советских самолётов и маленькими объёмами производства. По мнению Олега Пантелеева, возможно, планировалось приобрести аэропорт Братска, инвестировать в него, а потом продать его, зафиксировав прибыль.

Эксперт считает, что сам по себе братский аэропорт имеет весьма сомнительные перспективы с точки зрения развития перевозок: «Понятно, что в Братск ни пассажиры, ни грузы в каком-то заметном масштабе не летают, равно как и не летают оттуда. Единственный ценностью этого аэропорта как бизнес-актива является возможность его использования для промежуточных посадок для дозаправки, сейчас этот бизнес имеет определённую рентабельность».

По мнению аналитика, если «ВИМ-Авиа» будут восстанавливать, то уже новый собственник решит, нужен ли ему этот аэропорт как промежуточная точка для дозаправки. Но если будет конкурсное производство, то авиаузел продадут.

Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить