Р!
19 ИЮНЯ 2021
17 июня 2021

Художник по войлоку Ирина Андреева: Всё началось с валенок

Руки мастера, горячая вода и тёплые воспоминания о прошлом – так из кусочка грубой шерсти рождается настоящий шедевр. Новую коллекцию своих удивительно милых, свалянных из детских воспоминаний «Узелков на память», в Иркутске представила художник из Москвы Ирина Андреева. Это история из недалёкого прошлого о деревенском доме, в котором так любила бывать маленькая девочка Ира.

— В прошлом году вы радовали иркутян выставкой «Тёплый день» о занятиях маленькой девочки в большой городской квартире. О чём история «Узелков на память»?

— Так получается, что в своём творчестве я не фантазирую, а беру идеи из головы, из памяти, из сердца. Сюжетов, о которых хочется рассказать, много. Они изнутри, здесь придумывать ничего не надо. А я люблю вспоминать большими историями. Стоит вспомнить одно, и за этим привязывается целая цепь событий. Тема деревни мне просто нравится. Потому что она о настоящем, хорошем, добром. Здесь нет ничего напускного и притворного. Года два назад мне суждено было оказаться на том месте, где был бабушкин дом, в Удмуртии. Я увидела, что его нет, и стало по-настоящему страшно. Иногда ведь хочется вернуться в своё прошлое. И когда ты приезжаешь домой, к маме, проводишь рукой по стенам, по мебели, которая была в твоём детстве, тебе хорошо, ты повидался, и можно дальше жить. А когда ты знаешь, что родного пространства вдруг нет, и тебе некуда вернуться, не к чему прикоснуться, некого обнять, это страшно. И чтобы не было так больно, я сделала такую выставку. Я создала её просто для того, чтобы она была. Но как художник, я понимала, что это обязательно будет смотреть зритель, и я делала всё так, как шло от сердца. Несмотря на то, что это делается очень сложно и долго. Но, к счастью, это находит очень тёплый отклик.

— Что говорят зрители?

— Люди всегда благодарят за то, что они вспомнили. И что им тоже удалось оказаться там, где давно не были. Потому что они давно не были в этом пространстве, давно не чувствовали, хотя в их детстве было много похожего. И начинают вспоминать свои истории, своих мам и бабушек. Очень много плачут. В книге отзывов пишут много своих историй и благодарностей. Говорят, что очищаются здесь. А мне кажется, что им просто удалось немного побыть настоящими, самими собой. Люди разные приходят, а здесь становятся одинаковыми.

 — Должно быть, каждый мастер примерно понимает, что он хочет своим творчеством сказать. Вы выполнили свою творческую миссию, призвав людей вспомнить о близком и родном?

— Не думаю, что я выполнила свою задачу до конца, но я очень рада и тому, что происходит сейчас. Я смогла людям помочь. Я понимаю, что есть много других способов — церковь или родные и друзья, с кем можно вспомнить такие моменты. Может быть, материал такой проникающий и музыкальный фон создают атмосферу, в которой человек погружается в себя. И как-то людям важно, очень многие забыли об этом, как просто быть самим собой, от этого хорошо и легко.

 — Какие эпизоды возвращения в прошлое для вас самые приятные и трепетные?

— В детстве я очень любила печь. Когда мы приезжали в деревню, а там, как правило, было много дел и беготни, нас, детей, кормили и укладывали на печи. А печь была большая с лежанкой, и было очень приятно сытым лежать на печи, шушукаться и смотреть из-за занавесочки на то, что происходит внизу, и слушать удивительное многоголосье бабушкиных подруг, которые приходили в гости. И почему-то мне ещё тогда казалось, что, наверное, это и есть счастье. И теперь всегда, когда мне плохо и грустно, я мысленно возвращаюсь на эту печь и вспоминаю те голоса. В детстве всё ведь интересно, особенно в деревне: коза, которую мы пасли, рыбу ловили бабушкиным тюлем, велосипед, о котором я так мечтала, крапива, которая, наверное, у каждого острые впечатления оставила. Очень нравилось, когда бабушка бельё развешивала по всему двору, из простыней надувались огромные паруса, под которыми безмятежно топали куры. Почему-то это всё осталось в памяти такими замедленными в действии картинками, тёплыми и согревающими. Вот обо всём этом моя валяная история.

— Вы создаёте предметы практически в натуральную величину, вас называют мастером валяной скульптуры, а как вы сами определяете своё творчество?

— Материал ведь грубый, живой, играться в него не хочется, из него нужно создавать такие живые большие картины. С этим материалом я начала работать давно, лет 20 назад. Тогда было не с чем сравнивать. У нас на факультете искусств очень робко в своё время начинали вводить разные материалы – кожу, шерсть. Конечно, мы делали валенки. Валенки, вообще, родоначальники всего этого. Но потом из такой простой формы начали рождаться персонажи. Вряд ли это можно назвать игрушкой, да и скульптура не подходит. Коллеги-художники говорят, назови это «мягкий театр» или «тёплое кино». Я не знаю, как это назвать, это есть — и хорошо. Просто хочется, чтобы люди помнили самые трогательные и хорошие моменты. Мне кажется, здесь не надо думать, как это сделано, из чего. Цепляет ведь другое.

— У вас была квартира, сейчас деревня. О чём расскажет новая история?

— Это будет зимний двор моего отчего дома. И ещё я начала работать над следующим проектом. Решила попробовать создать не большую историю, а маленькие короткометражные сюжеты. Сюжеты как-то очень быстро добавляются, причём чем спокойнее момент, тем больше эмоций он вызывает. Это будут такие разговоры с самим с собой.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ