Р!
27 ФЕВРАЛЯ 2021
25 февраля 2021

«Больше, чем банк»: как Сбер помогал бизнесу Приангарья пережить пандемию

Коронавирус ворвался в жизнь регионов в самом начале 2020 года, последствия пандемии сказались практически в каждом секторе экономики и в жизни каждого человека. Особая помощь потребовалась бизнесу территорий. На пресс-конференции 18 декабря топ-руководители Байкальского банка ПАО Сбербанк рассказали, как организация отреагировала на вызов времени.

Проблемы малого и среднего бизнеса сейчас – это проблемы не отдельно взятых предпринимателей. Если большим или малым компаниям вовремя не помочь временные трудности рискуют превратиться в сотни тысяч безработных по всей стране, обвал стабильности в целых отраслях экономики, проблемы региональных бюджетов и так далее. Меры поддержки должны работать на опережение. Именно таким инструментом «скорой помощи» региональному бизнесу стала программа льготного кредитования под 2% годовых на восстановление деятельности. Обязательным условием для получения антикризисного займа было сохранение штата предприятий на 80% и более.

Сбербанк этот инструмент поддержки уже называет одним из самых эффективных в период коронакризиса. Только в Иркутской области за 5 месяцев действия программы Байкальский банк Сбербанка выдал более 2 тысяч таких кредитов малому и среднему бизнесу. Помощь предпринимателям пришла на сумму 2,44 миллиарда рублей.

Почти все предприятия скрупулезно выполняют требования антикризисной меры, сохраняют численность своих компаний на доковидном уровне. Их кредит будет полностью погашен за счёт государства, его можно будет не возвращать совсем или вернуть только половину. По словам представителей банка, 96% малых, микропредприятий и 98% средних по масштабам компаний заёмщиков Байкальского банка справились с условиями выдачи льготного кредитования, сохранили свой персонал и продолжили свою деятельность.

Владелец усольского гриль-бара «ШашлыкоFF» Вадим Букреев на деле оценил эффективность поддержки, полученной от Сбера. Его кафе до пандемии проработало всего год, падение потока клиентов из-за ограничительных мер, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, могло навсегда «прибить его ко дну». Однако «Господдержка.2%» и ещё ряд предложений от Сбера помогли гриль-бару оправиться – на кухне заведения повара снова готовят заказанную гостями еду.

От коронавируса пострадал не только малый и средний бизнес – досталось и более крупным игрокам. Так, отразился локдаун и на стройках – хотя бы из-за недостатка рабочей силы, связанного с закрытыми границами между Россией и странами Средней Азии, откуда, как известно, часто приезжают на заработки строительные мастера. И снова «рука помощи» от тех, кто давно работает по принципу «больше, чем банк» оказалась своевременной. Текущий год для стройиндустрии Иркутской области завершается бумом: жители регионов больше обычного оформляют ипотеку, она сейчас имеет небывало низкие ставки, активно строятся жилые массивы.

«Больше, чем в 2 раза у нас вырос в этом году объём кредитных линий», – подтверждают в Байкальском банке Сбербанка. Кредиты общим объёмом на 8 миллиардов рублей открыты для компаний застройщиков Иркутской области, Якутии, Бурятии, Забайкалья. Год заканчивается не кризисом отрасли, а масштабным запуском и строительством нового жилья — 109 тысяч квадратных метров готовых площадей уже введены в эксплуатацию, ещё 22 проекта с общей полезной площадью 508 тысяч квадратных метров продолжают строиться.

Текущий год испытывал бизнес не только необходимостью справляться с задачами экономического свойства, но и учил работать по-новому. Порой — дистанционно, ещё быстрее обычного. Сбер с его масштабными цифровыми сервисами и технологиями усилил новые ресурсы предпринимателей. Сотрудничество рождалось в новых проектах. Топ-руководители Байкальского банка в качестве примера приводят данные по выдаче цифровых кредитных бизнес-карт — аналога обычных кредитных карт для юридических лиц.

Карта упростила процедуру оформления и выдачи займов, предприниматели смогли делать это теперь не только в офисах банка, но и онлайн без поручительств и предоставления каких-либо дополнительных справок. Директор условного кафе спокойно может оплатить покупку продуктов для приготовления еды с помощью средств цифровой карты утром, а вечером погасить долг из денег, заработанных за рабочий день.

Удобство новых банковских технологий сработало и в случае с сервисом «Мгновенные переводы с бизнес-карт» на карты физических лиц. В Байкальском банке называют показатели цифровых прорывов — за 11 месяцев 2020 года с помощью бизнес-карт предприниматели байкальских регионов физическим лицам перевели более 2,6 миллиарда рублей, что в 25 раз больше, чем в 2019 году. Количество клиентов, пользующихся этой услугой в 2020 году, выросло на 540%.

Особая программа действий была развёрнута Сбером в туристическом секторе Приангарья. Коронавирус сильно подкосил эту отрасль бизнеса — гости из зарубежья пока не едут на наши курорты из-за закрытых границ. У российского туризма и до кризиса доля в ВВП страны составляла 4,8%, тогда как общемировая доля — 11,8%. Целью государства на ближайшее время было увеличение доли отечественного туризма до 7%. И продвижение к этой цели через наращивание потока внутреннего туризма, поиск новых возможностей отрасли, системную работу по усилению привлекательности регионов на байкальских территориях с помощью Сбера состоялось даже невзирая на пандемию.

Байкальский банк уже второй год плотно занимается разработкой туристической стратегии в Иркутской области и Бурятии. И именно в 2020 году банк впервые озвучил результаты, которые и сам смело называет значительными.

«За два года работы проектного офиса «Южное побережье Байкала» количество клиентов банка туристической отрасли выросло в два раза и составляет сейчас 5,5 тысячи клиентов. Объём кредитного портфеля по клиентам туристической отрасли за два года проекта вырос на 980 миллионов и составляет уже 3,25 миллиарда рублей. Только за 11 месяцев 2020 года количество людей, занятых в туризме в республике Бурятия и Иркутской области, выросло почти на 2 тысячи человек», — говорит зампредседателя Байкальского банка ПАО Сбербанк Оксана Лобова.

Также специалист отметила, что в сложном для туристической отрасли 2020 году Сбер отложил срок реализации некоторых проектов из-за сложной ситуации с COVID-19, но в следующем году работа по ним продолжится.

Свои результаты деятельности в 2020 году Сбербанк напрямую связал с итогами антикризисных мер и результатами практических инструментов по организации бизнес-процессов в регионах. Многогранную работу обещали продолжить, а значит кризис, которым грозила пандемия, имеет все шансы превратиться во время новых возможностей. Кто идёт — тот достигает цели.

ПАО Сбербанк. Генеральная лицензия банка России на осуществление банковских операций №1481 от 11.08.2015 г.

Материал ПАО Сбербанк.

НазадВперёд