Цесовскую набережную я застала не в самый лучший момент – как будто зашла в гости не вовремя, когда в доме болеют трое детей, ремонт, стирка, жарят на ужин картошку с луком, а глава семьи срочно уезжает в командировку. В случае с улицей – это одновременная прокладка теплосети и сразу две или три стройки, быстро не разберёшь. Так что сначала мы погуляем между машин, потом между заборами и стройками и прямо по дороге до Глазковского моста.
«ИрСити» в июне 2021 года запустил новый проект — «Прогулки по городу». В первом, летнем, сезоне, мы расскажем про семь улиц в центре Иркутска (уже вышел текст об улице Карла Либкнехта), материалы будут публиковаться по понедельникам, раз в две недели. Проект не предполагает создание энциклопедических статей об улицах Иркутска. Журналисты нашего сайта опишут их такими, какими увидят сами. Где-то неуютными, не обустроенными, небрежными, но любимыми и по-своему особенными.
Цесовская набережная получила своё название от Иркутской городской центральной электрической станции (ЦЭС, позднее ТЭЦ-2), которая была построена в начале XX века и стала одним из первых городских энергетических предприятий Восточной Сибири. Сейчас здание ТЭЦ собираются сносить (трубу разобрали в мае 2020 года). На её месте планируется создать набережную и элитный жилой квартал.
Эта улица очень короткая, пешком её можно пройти за 10-15 минут. В прошлом году я ездила по ней на самокате и каждый раз любовалась домом на углу с улицей Чудотворской, на закате он был прекрасен как океанский лайнер или старый замок. В этот раз свой путь я тоже начала с Чудотворской, которая оказалась напрочь забита припаркованными машинами - они стояли даже на тротуаре.
Дом, о котором я говорю (Чудотворская, 1), построен на месте каменной православной церкви во имя святых Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев. Храм был возведён в конце XVIII века на деньги купца Глазунова и снесён в 1930 году. На здании в память о нём установлен крест и табличка.
Я нежно люблю это здание за его колонны, обшарпанный вид и то, что ещё пару лет назад на круглом балконе второго этажа летом можно было застать сушащееся бельё. Если же смотреть на него с воды, то можно оставить там кусочек сердца.
Когда я планировала свою прогулку по Цесовской набережной, то рассчитывала на тишину, тополя на том берегу и быстрое, но тяжёлое течение Ангары, которая летом бывает похожа на кисель. Встретил же меня забор и прокладка теплосети. Так часто бывает в городе летом.
Что ж, сворачиваем налево - в узкий проход между зданием и забором, любуемся окошками расположенной здесь столовой, жёлтыми цветами «куриной слепоты» (лютиками, да) и одуванчиками, упрямо пробившимися сквозь асфальт, решёткам и художественно разбитым ограждением завода Перцеля (о нём мы писали в «Исчезающем Иркутске»), из-за которого выглядывают зелёные листочки растущих там деревьев.
Доходим до улицы Николая Гаврилова, где один забор перетекает в другой - вокруг строительства на месте Курбатовских бань. Между ними - коридор, по которому можно выйти на тротуар и увидеть воду.
О Курбатовских банях мы тоже писали в проекте «Исчезающий Иркутск», первый раз - в 2014 году. Это один из самых известных объектов Иркутска, который уже тогда был почти полностью разрушен.
В 2017 году на аукционе «Агентства развития памятников Иркутска» его выкупила чуть более чем на 41 миллион рублей связанная с En+Group компания «Прибайкалье», которая разработала и проект жилого квартала на месте ТЭЦ-2, и концепцию новой набережной.
Старое здание Курбатовских бань снесли в 2018 году. Сейчас на его месте строят пятизвёздочный отель, банный и спа-комплексы. Предполагается, что всё это будет открыто в 2022 году.
Из-за стройки даже идти вдоль забора и реки очень неуютно: над головой работает кран, в двух метрах за забором - экскаватор. Впрочем, кроме строителей, по тротуару прогуливаются не очень многочисленные пешеходы и совершают пробежку спортсмены.
В кустах - одинокий турник. Спускаться к воде я не рискнула - очень круто, посидеть негде: нет лавочек, зато несколько забитых мусором урн. Но если не обращать внимание на звуки стройки и сесть прямо в траву, свесив ноги с обрыва, вид на реку как будто создан для медитации.
Забор кончается где-то в районе улицы Бурлова. Теперь узкий тротуар идёт вдоль дороги, а затем парковки, где место у пешеходов отнимают бамперы автомобилей. Шумно, жарко, пыльно. Но здесь можно спуститься к реке - там неожиданно встречаю купальщиков.
Вид на Глазковский мост перекрывает плавучая пристань. После высотки с эмблемой «Фармасинтеза» тротуар резко обрывается и упирается в парковку. Вариант только один - идти прямо по дороге.
Парковка организована возле пристани, тут же - стенд с информацией о расписании Восточно-Сибирского речного пароходства на лето, но к нему невозможно подойти из-за машин. На пристань выйти нельзя - вход закрыт. Можно ли здесь сесть на речной трамвайчик и прокатиться до бульвара Гагарина - непонятно, ничего об этом не говорит.
Напротив пристани - снова забор и стройка. По информации из паспорта объекта, здесь будет пятиэтажное административное стеклянное здание «Евросибэнерго-гидрогенерации», которая тоже входит в группу En+. Разрешение на строительство было выдано в 2019 году, предполагается, что стройку завершат в июле 2021 года, но пока из-за забора не видно ни одного этажа.
Рядышком с будущим офисом «Евросибэнерго» стоит маленькое двухэтажное здание - объект культурного наследия регионального значения, бывшая женская прогимназия Гайдук (сейчас в нём - Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области). «Более всего этот дом связывают с его ролью как опорного пункта большевистских сил в декабрьских боях 1917 года», - отмечается в «Иркипедии». На здании в память об этих событиях есть табличка: чтобы её прочитать, нужно перебежать дорогу и встать на газон, тротуара или пешеходного перехода рядом нет.
После парковки можно спокойно с тротуара полюбоваться наконец-то Глазковским мостом, но недолго - сзади всё время шумят машины, а редким пешеходам сложно обходить стоящих людей, очень мало места.
Чуть дальше в кустах есть спуск под мост, там тоже живописно, но я не стала туда идти одна - на площадке уже отдыхала какая-то компания.
Напротив - гигантская парковка, но через неё и лужу можно попасть в сквер с качелями-лавочками, фонтаном и телефонной будкой для книгообмена. В солнечный день находиться тут не очень комфортно - нет тени.
Цесовская набережная в итоге плавно переходит в бульвар Гагарина, но чтобы до него дойти, нужно преодолеть короткий, но не очень приятный участок под мостом, тут снова нет тротуара и немного страшно идти рядом с едущими машинами.
Ещё в 2020-м я бы рекомендовала гулять по Цесовской набережной на закате любого дня, когда уже нет потока машин и если хочется меланхоличного летнего уединения и медитации. Сейчас эта улица - одна большая стройка, поэтому днём здесь тяжело находиться, хотя вид на реку и тополя на противоположном берегу по-прежнему один из моих самых любимых в городе.
В ближайшие несколько лет Цесовскую набережную ждут глобальные изменения. В этом году мэрия Иркутска провела аукцион на корректировку проекта берегоукрепления. Подрядчик - компания «СТБ Проект» (она же разрабатывала концепцию благоустройства и застройки набережной) - должен представить его до сентября 2022 года. На само берегоукрепление закладывается ещё 2 года. Эти работы должны стать первым шагом для создания полноценной набережной. Предполагается, что она свяжет бульвар Гагарина и Нижнюю набережную.