Р!
25 СЕНТЯБРЯ 2021
23 сентября 2021

«Алло, это сотрудник полиции»: правоохранители и банки борются с аферистами

Портал «ИрСити» часто пишет новости о телефонных мошенниках и их жертвах: вот фельдшер из Ангарска в течение трёх дней подряд брала кредиты и переводила деньги аферистам, представившимся сотрудниками службы безопасности банка, а вот другая жительница города нефтехимиков думала, что участвует в операции правоохранительных органов и отдала лжеправоохранителям 825 тысяч рублей.

К сожалению, количество мошеннических атак растёт: каждый день в России телефонные аферисты совершают более 100 тысяч звонков, число киберпреступлений только в Иркутской области с 2016 года увеличилось в 4 раза. Специалисты ГУ МВД по Иркутской области, Центрального Банка России, «Сбера» и приглашённые эксперты приняли участие в круглом столе, посвящённом кибербезопасности в условиях активизации преступников, обсудили меры борьбы с мошенниками и серьёзность проблемы.

Что за мошенники и какие схемы они используют?

Вероятно, «профессия» мошенника появилась примерно в одно время с изобретением денег. Их методы менялись и усложнялись, но суть действий оставалась неизменной — нужно обмануть человека, чтобы он сам отдал свои сбережения.

Сто лет назад аферисты могли собирать деньги на реконструкцию знаменитого пятигорского Провала и обманывать членов шахматного клуба, 10 лет назад — активно пользовались технологией скимминга, сейчас же популярностью у мошенников пользуются телефонные обманы и кибератаки.

Самая распространённая схема обмана — звонок из так называемой «службы безопасности банка». Неизвестные обычно сообщают своей жертве, что с его карты кто-то попытался снять деньги, поэтому необходимо перевести сбережения на указанный ими «безопасный» счёт. После того, как средства попадают к аферистам, они перестают выходить на связь. Заместитель начальника регионального ГУ МВД Александр Полежаев отметил, что отследить оперативно таких мошенников очень сложно.

Бывают и другие методы телефонного мошенничества. Например, те же самые «сотрудники службы безопасности банка» могут сообщить, что на имя клиента неизвестные пытаются взять кредит, а чтобы этого избежать, нужно «перебить» их заявку, взяв новый кредит. Деньги, естественно, нужно отправить на указанные реквизиты.

В последнее время также участились и случаи звонков от имени полиции. Лжесотрудники МВД просят собеседников поучаствовать в «следственном эксперименте» или помочь в поимке нечистых на руку сотрудников банка. Так звучит очередная легенда для доверчивого человека. Ему предложат перечислить деньги на «нужный» счёт. Александр Полежаев отметил, что для убедительности аферисты могут даже представляться именами реально существующих сотрудников МВД — мошенники, например, уже пытались украсть средства доверчивых граждан от его имени.

Рассказывая такие поучительные и показательные истории об уловках кибермошенников, заместитель начальника регионального ГУ МВД подчеркнул, что сотрудники полиции никогда не будут просить деньги у граждан, а для участия в каких-либо розыскных или следственных мероприятиях граждан приглашают в отделение. Такого рода телефонные переговоры исключены.

«Если речь в таком телефонном звонке заходит о том, что якобы «полицейский» просит перевести деньги — знайте, это обман. И не продолжайте такой разговор, лучше сразу положить трубку», — поддержал Александра Полежаева его коллега, начальник управления экономической безопасности ГУ МВД России по Иркутской области Павел Герасимов.

Какие меры борьбы с мошенниками используют в Сбере и в полиции?

Отследить мошенников непросто из-за их системы работы, но всё же можно предотвратить попадание средств в чужие руки. Например, в «Сбере» есть специальная программа, которая обеспечивает безопасность счётов клиентов. Она оценивает, насколько типичен или аномален для клиента тот или иной платёж. И в случае, если по каким-то критериям транзакция аномальна, банк может остановить операцию, сотрудники перезвонят собственнику счета и выяснят действительно ли человек собирается совершить перевод или снятие денежных средств, проведут профилактическую работу по предотвращению мошенничества.

Важно, что настоящие сотрудники «Сбера» звонят только с номера 900 — с иных номеров звонят мошенники, об этом рассказал заместитель Председателя Байкальского банка Сбербанка Дмитрий Жоров. Также он подчеркнул, что при разговоре с кем бы то ни было категорически нельзя раскрывать пароли и коды карты.

Есть и другие методы предосторожности. В приложении «Сбербанк Онлайн» человек через бесплатный сервис «Анализ телефонных звонков» может подключить себе персональную систему защиты — в случае, если ему позвонят аферисты, система распознает угрозу и сообщит об этом владельцу смартфона. Также есть специальная технология прерывания опасных звонков.

Граждане могут и сами помочь настоящей службе безопасности «Сбера» и собственной финансовой защите, сообщив номер телефона позвонивших ему мошенников. Сделать это можно в специальном разделе приложения «Сбербанк Онлайн» или на сайте банка. После анализа номер передается операторам связи на блокировку.

Номера телефонов и адреса электронной почты, счета и банковские реквизиты аферистов помогают и работе полиции. По словам Александра Полежаева, в России сформирована межрегиональная база данных мошенников, благодаря которой разоблачение аферистов происходит гораздо легче.

Павел Герасимов отметил, что полиция борется с мошенничеством и путём повышения финансовой грамотности населения с помощью СМИ: за два года в СМИ Иркутской области появились 4,5 тысячи публикаций о мошенничествах и способах противодействия им.

Что делать, если меры предосторожности не сработали, и мошенник всё-таки дозвонился?

Лучшим решением в данном случае будет не вести разговор, эксперты сегодня не рекомендуют применять односложные ответы типа «да» или «нет» при общении с незнакомыми телефонными собеседниками, дабы мошенники не имели возможность записать голос и в дальнейшем использовать его в своих махинациях.

Александр рассказал, что полиции уже известны и другие случаи, когда мошенники записывали голос собеседника, монтировали запись и после шантажировали ей людей.

Существует вполне простая и работающая тактика правильного поведения в общении с сомнительными телефонными собеседниками, она может обезопасить человека как от мошенника, так и от страха перед тем, что «аферисты» были не аферистами и говорили правду об угрозе: нужно сказать позвонившему, что сейчас вы не можете ответить на звонок,положить трубку, и сразу перезвонить по номеру организации, сотрудником которой представлялся звонивший. Если ситуация реальна, там подтвердят факт звонка и ещё раз объяснят, в чём заключается проблема.

Как устроен бизнес мошенников?

Вопреки расхожему стереотипу, под видом полиции и сотрудников банков людей обзванивают отнюдь не заключённые — их процент ничтожно мал благодаря работе специалистов ГУФСИН. Большая часть звонков телефонных мошенников осуществляется из стран ближнего зарубежья и из так называемых колл-центров: местах, где могут находиться сразу несколько аферистов.

Не стоит воспринимать мошенников-исполнителей и как людей, которые просто работают по скрипту — большинство из них тонкие психологи, которые к тому же на достаточном уровне владеют новыми технологиями, имеют навыки программирования. Они могут склонить человека в сторону нужного им решения. Но поддаются на их уловки далеко не все. Только около 1% телефонных звонков оказываются удачными для мошенников — и все же это более 1 тысячи ограблений в день во всей России.

«Проблема остается очень острой, а её решение зависит во многом от бдительности граждан и уровня финансовой грамотности населения», — предупреждают эксперты.

Будьте максимально аккуратны, собраны и внимательны, чтобы избежать опасности.

НазадВперёд