Денис Брянский
Как реанимировать российское образование?
Отменить ЕГЭ, выйти из Болонской системы, повысить престиж профессии учителя — планы «Справедливой России — За Правду»
Пресс-центр редакции газеты «Аргументы и Факты в Восточной Сибири» (16+) украшен разными картинами. Одна из них — чистая сатира на качество современных школ: дети с ошибками пишут слово «образование» мелом на доске, сверху висят портреты их кумиров — Гомера Симпсона и певицы Глюкозы.
Кажется, с каждым годом сатира всё быстрее приближается к реальной ситуации — есть ощущение, что российское образование терпит крах. Кандидаты в депутаты Государственной Думы, секретарь президиума центрального совета по вопросам просвещения и образования «Справедливой России — За правду» Александр Казаков, секретарь регионального отделения партии в Иркутской области, заместитель председателя Законодательного собрания Приангарья Лариса Егорова и депутат Народного Хурала Бурятии, учитель, заслуженный работник образования России Оксана Бухольцева дали пресс-конференцию, на которой рассказали о том, что не так в нашем образовании, кто в этом виноват и как исправить ситуацию.
Что не так?
Краеугольный камень резкого пике — Единый государственный экзамен (ЕГЭ). По мнению справедливоросов, экзамен становится проблемой для всех участников образовательного процесса: он не нравится детям, их родителям и учителям. Кроме того, ЕГЭ негативно влияет на весь образовательный процесс, так как в 10-м и 11-м классах школьники фактически не обучаются новому, а подтягивают свои знания под стандарты и нормы.
«ЕГЭ — это моральная усталость учителей, ненависть родителей и нелюбовь ребёнка к школе. Дети знают: завтра тест, послезавтра тест, а потом сдавать ЕГЭ».

Оксана Бухольцева
Депутат Народного Хурала Республики Бурятия, учитель
Также специалист отметила, что из-за ЕГЭ ученики не могут получить полный курс образования — из 34 уроков условной географии в год несколько могут выпасть на время факультативных занятий или проведения пробных экзаменов. Таким образом, школьники не освоят несколько параграфов из учебников — и это делает образование незаконченным.
«ЕГЭ — это моральная усталость учителей, ненависть родителей и нелюбовь ребёнка к школе».
Слева направо: Оксана Бухольцева, Александр Казаков и Лариса Егорова
Фото: Кирилл Шипицин
Политики подчеркнули, что ЕГЭ не выполняет своей главной функции — мерила качества образования, уровня знания предмета выпускниками. Александр Казаков привёл в пример случай, который произошёл на факультете журналистики Московского государственного университета: первокурсники завалили диктант по русскому языку, допуская в среднем по 23 ошибки на один лист текста формата А4. Среди них были и те, кто получил 100 баллов на ЕГЭ по этому предмету. Об этом анонимно рассказал один из преподавателей. Случай действительно имел место, выяснила «Комсомольская правда».
Дела обстоят плохо и с положением учителя — низкие зарплаты сопровождаются и низким престижем профессии. Кажется, ученики не уважают педагогов. В интернете можно найти большое количество шокирующих видео, где дети издеваются над учителями.
Повышение престижа профессии учителя — одна из основных задач «Справедливой России» при реформе системы образования. Лариса Егорова заявила, что уже давно отстаивает идею предоставления педагогам льгот чиновников. Это позволит поддержать их финансово и защитить — любая атака приведёт к проблемам юридического характера для агрессора.
«Если какой-нибудь малолетний придурок бросит телефон в голову учителя, его родители присядут — уголовная статья», — согласился с Ларисой Егоровой Александр Казаков.
Александр Казаков
Фото: Кирилл Шипицин.
Однако, по словам вице-спикера заксобрания региона, эти льготы по-прежнему лишь мечта для учителей. Кроме того, педагоги остаются незащищёнными и из-за сложной эпидемиологической обстановки.
Льготы по-прежнему остаются мечтой для учителей.
«Учителя находятся в очень сложном положении. Как бы они ни страховались, они находятся в зоне риска. Я спросила [на заседании депутатского штаба заксобрания Приангарья по вопросам распространения коронавирусной инфекции], готовим ли мы какие-то льготы для учителей в случае их заражения COVID-19 в стенах школ. Ответа о каких-то дополнительных деньгах на эти цели я не услышала».

Лариса Егорова
Руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду», заместитель председателя Законодательного собрания Иркутской области.
Существенна и финансовая сторона вопроса: школы недофинансированы. Во многих учебных заведениях нет мультимедийных досок, а «школьные поборы» на охрану и новые занавески вызваны тем, что у администрации школы нет денег на обеспечение этих нужд.
Почему всё так?
Лариса Егорова уверена, что главная причина краха современного российского образования — неэффективное управление на местах. Депутат не понимает, почему и с какой целью педагогический институт Иркутска лишился самостоятельности и стал частью Иркутского государственного университета, почему учителя оказываются без поддержки в сложный период, а школы не получают необходимых средств.
У Александра Казакова другая версия: по его мнению, российское образование стало жертвой геополитических войн. Болонская система, введённая в нашей стране, провоцирует отток специалистов из России. Различные иностранные комиссии, которые составляли рекомендации по развитию нашей образовательной системы, работали не на повышение уровня наших школ и институтов.
«Нынешняя система образования была сформулирована в конце 90-х годов. Это был большой документ, на котором стоял гриф «секретно». Документ этот пришёл в Москву из Всемирного банка. Он был создан при поддержке Фонда Сороса и правительств нескольких стран, среди которых Франция, Финляндия, Япония, Нидерланды. У кого-то есть предположения, что наши западные партнёры желают нам добра? Что они предлагают нам стандарты, чтобы нам стало лучше, а не им?»

Александр Казаков
Секретарь президиума центрального совета по вопросам просвещения и образования «Справедливой России — За правду».
Секретарь президиума центрального совета партии вспомнил цитату Бисмарка: «Войну выигрывает не генерал, войну выигрывает школьный учитель». По его мнению, непростое геополитическое положение России и стало причиной развала образовательной системы.
Как всё исправить?
Необходимо отменить ЕГЭ. «Справедливая Россия — За правду!» считает, что от неэффективных механизмов нужно избавляться. Но как тогда проверять знания выпускников?
Лариса Егорова
Фото: Кирилл Шипицин
Александр Казаков заявил, что здесь не нужно изобретать велосипед — советская система с выпускными экзаменами внутри школы и вступительными внутри вуза отлично зарекомендовала себя. Он отметил, что к ней склоняются и многие преподаватели в университетах: на очных экзаменах они видят молодых парней и девушек, которые хотят учиться, а не цифры в ведомостях.
«Российское образование нуждается в самостоятельном управлении — для этого нужно выйти из Болонской системы. Да, тогда выпускник, например, Байкальского государственного университета не сможет уехать работать во Францию без подтверждения своего диплома, но в среднем уровень образования станет выше», — уверены в партии.
Важно восстановить дисциплину в школе. Александр Казаков резюмировал, что сейчас главным в школе является ребёнок, что негативно влияет на уровень образования — дети не хотят учиться сами по себе.
«Демократия в школе — то же самое, что и демократия в армии. Рано или поздно солдаты будут голосовать, идти в атаку или не идти».

Александр Казаков
Секретарь президиума центрального совета по вопросам просвещения и образования «Справедливой России — За правду».
Лариса Егорова несколько раз во время пресс-конференции отмечала, что школа не должна оказывать «образовательные услуги», как принято говорить сейчас, а должна обучать и воспитывать детей, стать для них вторым домом. Оксана Бухольцева развила тему — по её мнению, этого удастся добиться, если вернуть в учебные заведения кружки.
Школа не должна оказывать «образовательные услуги», а должна обучать и воспитывать детей, стать для них вторым домом.
Она отметила, что правительство Великобритании, заметив, что качество школьного образования приезжающих из-за рубежа студентов выше, чем выпускников местных учебных заведений, разработало проект «Школа будущего». Главное в этом проекте — появление кружков и секций в стенах школ. Это позволяет ученикам закреплять полученные знания и всесторонне развиваться, не покидая своей альма-матер. Оксана Бухольцева знакома со структурой образования Соединённого Королевства, так как проходила стажировку в одной из школ.
«Школьник прошёл на физике реактивное движение, пришёл на авиамодельный кружок и запустил ракету. Он пришёл на музыку, там стоят 25 синтезаторов, преподавать к ним приходит человек из оперного театра. Ребёнок сразу свои знания закрепляет на практике».

Оксана Бухольцева
Депутат Народного Хурала Республики Бурятия, учитель.
Также в качестве важных целей участники пресс-конференции отметили повышение условий труда учителей, уровня материально-технической базы школ и изменение главной цели работы вузов — они должны выпускать специалистов, способных разрабатывать технологии, а не адаптировать их.
Оксана Бухольцева
Фото: Кирилл Шипицин
Как всего этого достичь?
Александр Казаков отметил, что для того, чтобы снова сделать российское образование лучшим в мире, потребуется 7 лет времени и две вещи: исполнительная власть и рост финансирования школ.
Чтобы сделать российское образование лучшим в мире, потребуется 7 лет.
Касательно первого он заявил, что необходимо объединить министерства высшего образования и науки и просвещения — высшее образование неразрывно связано со школьным, решать проблемы вузов отдельно от проблем школ не получится исходя из всех законов логики.
Второе же достижимо и без дополнительных денежных вливаний в саму сферу образования — достаточно перераспределить расходы на органы, контролирующие образовательный процесс. Александр Казаков предлагает упразднить «ненужную структуру» Рособрнадзор — а его бюджет, сопоставимый по словам справедливоросса с бюджетами всех школ России, выделить на развитие самого образования.
Изготовитель: Зотов Виктор Михайлович, Московская область, г. Москва, Рязанский проспект, ИНН 772157689146
Заказчик: Избирательное объединение Региональное отделение Социалистической политической партии
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в Иркутской области.
Оплачено из средств избирательного фонда избирательного объединения Региональное отделение
Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ» в
Иркутской области. Тираж – 1 экз. Дата выхода 13.09.2021.