Р!
24 ЯНВАРЯ 2022
23 января 2022
22 января 2022

Бензин по 50 рублей — это лишь начало. Что ждёт топливный рынок в 2022 году

В конце прошлого года средняя по стране стоимость бензина АИ-95 впервые перевалила планку в 50 рублей за литр, а сами темпы подорожания стали максимальными за последние три года. При этом с 1 января 2022 года существенно выросли акцизы на топливо. Грозит ли это очередным кризисом на рынке горючего?

Как дорожало топливо

Цена топлива в России увеличивается непрерывно, но с 2008 года средние темпы составляли в районе 2 рублей в год. Исключением был 2018-й, когда топливный кризис привёл к резкому росту цены литра на 3–4 рубля. После этого правительство приняло ряд мер, например, временно снизило акцизы и ввело мораторий на удорожание горючего свыше темпов инфляции. Это неформальное соглашение между правительством и крупными нефтяными компаниями действует до сих пор, и его результатом стала искусственная стабилизация цен.

Но в 2021 году топливо снова пошло в рост: по данным Росстата, в 2021 году стоимость бензинов АИ-92 и АИ-95 изменилась более чем на 8% (около 4 рублей), а дизтоплива — на 10%. То есть темпы увеличения цены почти вдвое выше, чем в среднем за предыдущие 15 лет. А в августе 2021 года резко взлетели цены на пропан-бутан.

Почему растёт цена бензина

Глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов считает, что интенсивный рост цен вполне объясним: «Этот год в принципе характеризуется более высокой инфляцией, и нет ничего удивительного в том, что топливо дорожает быстрее, чем в предыдущие годы. Посмотрите, какая динамика цен на нефть и нефтепродукты: она с декабря 2020 года строго положительная, идёт вверх-вверх, правда, сейчас затормозилась и колеблется в рамках коридора».

Эксперт отмечает, что общемировая цена нефти и нефтепродуктов оказывает сильное влияние на внутренний российский рынок:

— Оптовая цена топлива в России формируется не под воздействием факторов спроса и предложения внутри страны, а в первую очередь по принципу экспортной альтернативы. Когда у вас дорожает нефть на мировом рынке, возникает больше оснований для экспорта как готового продукта, так и самого сырья. И если вы поставляете за границу больше нефти, то падает производство внутри страны.

Оптовые цены на максимум

Из-за ограниченных поставок внутри страны в сентябре биржевые оптовые цены обновили исторический рекорд: бензин АИ-95 пробил планку в 60 тысяч рублей за тонну, что в пересчёте на цену литра составляет порядка 45–47 рублей. На тот момент это было сопоставимо с розничной стоимостью такого бензина в некоторых регионах.

Но почему в таких условиях производители нефти не переориентируются на внутренний рынок, обеспечив достаточные поставки и снизив оптовую цену?

— По налоговой системе экспортные поставки более интересны, — говорит Григорий Баженов. — Например, налоги на внутреннем рынке повышаются с 2014 года, акцизы выросли более чем в три раза. И наоборот, экспортные пошлины падают и относительно 2014 года сократились на 96%.

«То есть сегодня Россия более ориентирована на внешние поставки, чем даже в прошлые годы», — Григорий Баженов, глава аналитического центра Независимого топливного союза.

В результате растёт так называемый нетбэк: условная цена топлива, при которой производителю без разницы, реализовывать ли его внутри страны или экспортировать. При искусственно ограниченных ценах внутри страны растущий нетбэк стимулирует нефтяные компании отгружать нефтепродукты в другие страны, что оказывает сильное давление на внутренние цены.

То есть нефтяные компании совсем не прочь поднять цены внутри страны, но они связаны неформальным соглашением с правительством, которое появилось в 2018 году на волне топливного кризиса. Оно подразумевает, что рост стоимости бензинов и дизтоплива не может быть выше уровня инфляции. Но годовая инфляция в 2021 году составила около 8,4%, то есть оказалась выше, чем в предыдущие годы, что и позволило сильнее поднять розничные цены на топливо.

Ужасный демпфер

Искусственное сдерживание розничных цен делает проблематичной работу независимых АЗС, потому что оптовые цены оказываются зачастую выше розничных (с учётом расходов на доставку и содержание автозаправок). По мнению Григория Баженова, главная проблема — в полной стагнации этого рынка и отсутствии инвестиций, что ощущается и крупными топливными компаниями.

— Но у них есть хотя бы преимущество в виде демпфера — это механизм государственного субсидирования внутренних цен в условиях, когда экспортные поставки оказываются более выгодными, — объясняет эксперт. — На эти цели в прошлом году потрачен почти триллион рублей. В результате крупные нефтяные компании могут перераспределить убытки в рамках своей вертикальной структуры и выйти на хороший результат, тогда как независимые АЗС такой возможности лишены.

«Демпфер — это ужасный механизм, потому что он дискриминирует независимых игроков», — Григорий Баженов, глава аналитического центра Независимого топливного союза.

Ждать ли дальнейшего роста цен?

С 1 января традиционно изменятся топливные акцизы: так, на бензины 5-го экологического класса они вырастут с 13,3 тысячи за тонну до 13,8 тысячи рублей. В пересчёте на стоимость литра это означает прибавку в 38 копеек. Акцизы на дизтопливо увеличатся с 9,2 тысячи за тонну до 9,56 тысячи рублей (30 копеек на литр).

Несмотря на сильное давление на топливные цены, Григорий Баженов считает, что ждать резкого скачка прайсов на АЗС в 2022 году не стоит: «Цены продолжат расти, но также в пределах инфляции, то есть как обычно. У нас профицитное производство, то есть нефтезаводы делают больше топлива, чем потребляется внутри страны, поэтому у нас есть экспортные поставки. Запас прочности достаточный».

Если предположить, что инфляция сохранится на нынешнем уровне, к концу 2022 года стоимость бензина АИ-95 достигнет 54–55 рублей за литр.

По мнению эксперта, проблемы могут возникнуть лишь в Сибири и на Дальнем Востоке в случае неких форс-мажоров, например, остановки на ремонт заводов.

Из-за протяжённости железнодорожных путей и прочих каналов поставок эти регионы более чувствительны, но в остальном цены на топливо будут меняться в пределах инфляции, — подытоживает Григорий Баженов.

Кстати, проблемы с дефицитом топлива на Дальнем Востоке действительно случаются.

В прошлом году мировые цены на нефть упали ниже нуля (да-да, такое бывает), но бензин всё равно подорожал.

Интересно, что Минпромторг делает ставку на электромобили, производство которых наладят в России в ближайшее время.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила