IRCITY
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Иркутске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

0 м/c,

716мм 20%
Подробнее
USD 92,51
EUR 98,91
Город мнение «Зенит» ушёл в закат

«Зенит» ушёл в закат

Свою руку к этому приложили все. В итоге «Зенит» оказался в роли петрушек, над которыми насмехаются все, кому не лень.

История иркутского футбольного клуба «Зенит» завершилась 1 апреля – в День смеха (или День дураков, кому как нравится). И это очень символично, потому история завершилась не то смешно, не то по-дурацки.

Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 6 апреля.

Свою руку к этому приложили все. С одной стороны, «Зенит» долго шёл к тому, к чему пришёл. Клуб из сезона в сезон заходил с долгами прошлых лет. Летом 2020-го команда ударно усилилась, зная, что все выделенные ранее средства уже ушли в счёт погашения предыдущих долгов. Область никак не помогла, и в итоге «Зенит» оказался в роли петрушек, над которыми насмехаются все, кому не лень.

С другой стороны, эту ситуацию спровоцировало и «активное бездействие» властей Иркутской области. Губернатор Игорь Кобзев перед выборами говорил о «заинтересованности в развитии футбола» и о том, что всё должно работать «на результате, который футболисты должны показать зрителям и болельщикам». После этого клуб получил более 44 миллионов рублей (около половины – из внебюджетных источников), а власти самоустранились.

1 апреля «Зенит» закрылся на лопату, а спортивный директор клуба Александр Ковалёв сообщил, что областные власти решили взять курс на развитие детского футбола:

«Сегодня состоялось совещание совета по спорту при губернаторе, на котором решили, что профессиональный футбол в Иркутске не нужен. [...] У нас теперь перезагрузка на детский футбол».

Сказано хорошо, спору нет. Давайте попробуем в это поверить. Представим, что условные 20-30 миллионов рублей ежегодно теперь будут направлять на организацию детских футбольных секций и клубов, зарплату тренерам, организацию соревнований, создание инфраструктуры (тренировочных и игровых полей). Даже предположим, что вся эта бурная деятельность не свернётся в течение пары-тройки лет.

Представили? А теперь представьте, что одна футбольная школа каждый год даёт выпуск – примерно 15-20 человек, в зависимости от «урожайности». Пройдя стадию детско-юношеского футбола, игроки должны попасть в профессиональную команду. Которой в Иркутске нет. Здорово, да? Интересно было бы узнать, что министерство спорта и губернатор думают о трудоустройстве этих ребят в будущем?

Конечно, можно рассчитывать, что Иркутская область будет растить игроков, которые потом будут уезжать в соседние регионы, где есть свои профессиональные команды – в Читу, Красноярск, Томск, Новосибирск… Но будут ли они там нужны? В Чите, Красноярске, Томске, Новосибирске – да в любом другом городе, представленном на уровне ПФЛ или ФНЛ, – есть свои футбольные школы. Есть свои дети, которые будут в приоритете.

Итого мы получаем 15-20 парней, которые имеют все шансы стать простыми безработными. Скорее всего, повезёт менее талантливым ребятам, которые будут это осознавать. Кто-то из них пойдёт учиться и, возможно, бросит футбол до выпуска.

А кто-то, кто талантливее и перспективнее, будет всё-таки пытаться пробиться в большой футбол. И, с огромной долей вероятности, останется ни с чем, если только не вытянет «счастливый билет» в виде скаута какой-нибудь другой команды с запада России, который его приметит и убедит родителей уехать из Иркутской области.

Футбол в российских регионах никогда не будет прибыльным делом. Это скорее социальная история, «нагрузка». В сибирских регионах есть примеры того, как власти переносят эту «нагрузку» на плечи каких-либо коммерческих структур в обмен на какие-то преференции. В Томске областные власти договариваются с «Газпромом», который эксплуатирует магистральный газопровод на территории региона, чтобы тот финансировал местный футбольный клуб «Томь». И как-то у них это получается.

Это же получалось и у губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, которому удавалось формировать пул спонсоров для «Байкала». Может быть, если бы в 2015-м не избрали Сергея Левченко, у Иркутска до сих пор была бы крепкая команда в ФНЛ.

«Зенит» – идеальный пример того, как не надо работать. Но очевидно, что область должна была принимать более деятельное участие в жизни клуба, возможно, войти в состав учредителей. Это нормальная история даже для самого высокого уровня. К примеру, полноценным владельцем екатеринбургского «Урала» является правительство Свердловской области. Клуб неплохо живёт, прописался в середине Российской премьер-лиги и несколько раз за последние годы выходил в финал Кубка России, оставаясь в шаге от попадания в еврокубки.

А власти время от времени подыскивают «Уралу» новых спонсоров. И находят. Сейчас в их числе «Синара», «Трубная металлургическая компания» и «СКБ-банк» – одни из самых крупных финансовых игроков Свердловской области. У нас колоду можно собрать не хуже: «Газпром», «Роснефть», ИНК, «РУСАЛ» и какой-нибудь «Илим» в придачу. И много ли эта колода напомогала профессиональному спорту в Иркутской области?

К примерам условных Томска или Екатеринбурга, где власти если не напрямую финансируют спорт, то активно ищут спонсоров из числа местных «денежных мешков» (шантажом ли, уговорами – не важно), нужно стремиться, но, сдаётся мне, этого в Иркутске мы никогда не увидим. Потому что и раньше не видели. А что изменилось с тех пор?

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем