Р!
БЛОГИ

Запад унижает Россию компьютерными играми? Добьём себя «патриотичным» кино

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил в интервью «Российской газете», что компьютерные игры, создаваемые на Западе, являются оружием, направленным на борьбу с нашей страной. На первый взгляд этот тезис звучит смешно, но если проследить за тем, в каком свете выставлялась Россия в наиболее громких западных релизах, то можно кое о чём задуматься.

Говоря об играх, а также кино- и литературных произведениях, Бастрыкин отметил, что «их герои с русскими фамилиями и очевидно утрированными личностными качествами нередко выступают антагонистами», а канву повествования нередко «вшит» сюжет о «русской угрозе».

«В продолжение этого мы сталкиваемся и с попытками фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти. Таким образом, идёт формирование совершенно иного мировоззрения, тормозящего развитие личности, и, как следствие, утрата морального здоровья общества», – отметил он.

Одной из самых известных франшиз в мире компьютерных игр является серия Call of Duty, которая выпускается американскими студиями Infinity Ward, Treyarch, Raven Software и другими. С 2003-го по 2021 годы выпущено уже 18 игр, в которых в самых разных ипостасях были представлены и Советский Союз, и Россия. И очень часто наша сторона была показана в неприглядном свете.

В первой части Call of Duty, посвящённой ходу Второй мировой войны, в рамках советской кампании представлена битва за Сталинград. «Клюква» начинается уже с первых же минут, ведь в основу стартовой миссии разработчики игры заложили столь же «клюквенный» западный фильм «Враг у ворот» с Джудом Лоу в главной роли (на мой взгляд, кино – откровенная дрянь, посмотреть его стоит лишь ради того, чтобы понять, насколько бездарно можно было показать одну из самых значимых глав истории Великой Отечественной войны, да и Второй мировой – тоже).

Игрокам сразу же показывают всю «правду» о штурме западного берега Волги. Тут вам – и куча убитых советских солдат ещё на подходе к берегу (и ничего, что на самом деле форсирование проводилось ночью и с соблюдением всех правил маскировки), и одна винтовка на двоих, и злобные НКВД-шники, которые только и делают, что расстреливают своих же солдат. Разница с киноподелкой только одна – в игре советские солдаты хотя бы иногда убивают врагов, в фильме же бойцы Красной армии застрелили всего одного немца за 130 минут хронометража. И то это сделал главный герой.

Во второй части CoD разработчики обещали показать игрокам битву за Москву (на секундочку – первое стратегическое сражение за всю Вторую мировую, в которой нацистские войска потерпели поражение), но началась она тренировочной миссией, в котором герою нужно было бросать картошку вместо гранат.

– Но это же картошка, товарищ комиссар? Почему у нас картошка вместо гранат?

– Потому что настоящих гранат у нас слишком мало! Граната должна прикончить фашиста, понял?!

Ни в одном из более или менее вменяемых историографических источников не удалось найти информацию ни о дефиците гранат в годы Великой Отечественной, ни о том, что на тренировочных полигонах когда-нибудь использовали картошку. Подозреваю, что армию снабжали всё-таки не идиоты, а люди, которые понимали, что картошка могла бы пригодиться для других целей. А для тренировок можно было использовать (внезапно!) учебные гранаты, которые производили и до начала войны.

Благо, что хоть дальше не было глупостей в виде одной винтовки на двоих (на старте игрока снабжают арсеналом из нескольких пистолетов-пулемётов, винтовки, пистолета, а также боевых и дымовых гранат). Неплохо на фоне первой части. Правда, столь долгожданная битва за Москву в итоге ограничилась штурмом двух дворов, а потом игра перенеслась в Сталинград, где в целом всё вменяемо кроме того, что город абсолютно неузнаваем.

Но если в тайтлах CoD, посвящённых Второй мировой войне, наша страна ещё была протагонистом (хоть таким – с одной винтовкой на двоих, расстрелами собственных же солдат и картошкой вместо гранат), то в «современных» частях – линейках Modern Warfare и Black Ops – русские если и появляются в сюжете, то в роли террористов или оккупантов. Причём раннюю «клюкву» можно было списать на плохой первоисточник (повторюсь, «Враг у ворот» – один из самых плохих фильмов о Великой Отечественной войне, это моё мнение). Сейчас же в играх пропихивается откровенная пропаганда.

Взять хотя бы один из последних релизов серии – Call of Duty: Modern Warfare 2019. Действие игры разворачивается в вымышленной ближневосточной стране под названием Урзикстан. Страна долгие годы находится под оккупацией войсками некоего генерала Баркова, которые были направлены Россией для борьбы с терроризмом. Но за 20 лет терроризм не побеждён, ведь русским некогда – они занимаются геноцидом местного населения.

Массовые расстрелы гражданских и повстанцев, атаки химическим оружием (привет «Белым каскам»), указания к геноциду с самого верха – полный набор историй, которые можно найти в мировых СМИ прямо сейчас, если почитать материалы о сирийском конфликте.

Правда, разработчики из Activision понимают, что русские – это не только агрессоры и оккупанты, но ещё и потенциальные покупатели их игр. Поэтому некоторые особо острые моменты подаются с купюрами, чтобы игрокам было не совсем уж обидно.

– I make no distinction between Al-Qatala and the Russian army. They are both terrorists, – говорит героиня Фара Карим, лидер повстанческой армии Урзикстана в оригинальной версии игры.

– Нет никакой разницы между людьми Баркова и «Аль-Каталой». Они все террористы, – говорит она же, но в русском переводе.

В российской версии игры вырезаны все упоминания Москвы и России, а российская армия (представители которой в американской версии игры именуются не иначе, как Russian soldiers) в переводе обозначены как «люди Баркова». В угоду конъюнктуре русским приписали даже уничтожение колонны гражданской техники на шоссе между Эль-Кувейтом и границей Ирака в 1991 году. Вот только проблема в том, что на самом деле её уничтожила американская авиация во время войны в Персидском заливе 1990—1991 годов. Этот эпизод в мировой истории получил название «Шоссе смерти».

Можно сколько угодно говорить про «творческий вымысел» и то, что это всего лишь одна из сотен тысяч компьютерных игр, которые многие считают баловством и пустой тратой времени. Но именно эта игра затрагивает конфликт, который продолжается до сих пор и влияет на мировую повестку (ведь вы же поняли, что речь идёт о гражданской войне в Сирии и участии в ней России?)

Именно эта игра – CoD: Modern Warfare 2019 – стала самой популярной в истории франшизы и одной из самых продаваемых – за всю историю игропрома (за 2 месяца с момента выхода издатели заработали более миллиарда долларов). С такими величинами нужно считаться, и нужно понимать, что далеко не все подкованы в истории и могут смотреть на мир критично.

Это лишь один из многих примеров, который ярко иллюстрирует слова Бастрыкина о «попытках фальсификации российской и мировой истории, искажении исторической правды», которые мы наблюдаем как в зарубежных играх, так и в кинематографе и литературе. Всё так.

Но есть и ещё одна сторона проблемы. В России происходит то же самое, только в другой сфере. У нас – в масштабах мировой индустрии – нет своего производства игр. Зато у нас есть колоссальные затраты государства на производство фильмов. В 2021 году «Фонд кино» получил 1,6 миллиарда рублей на поддержку индустрии, в прошлые годы сумма господдержки была на уровне 3 миллиардов. Результаты этой поддержки мы увидим позднее, но, как показывает практика, от профинансированных фондом отечественных фильмов ничего хорошего ждать не приходится.

Взять хотя бы одну из последних громких премьер – фильм «Зоя». Подвиг Зои Космодемьянской описан во многих документах, её последние слова перед казнью зафиксированы в свидетельских показаниях:

«Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен. Советский Союз непобедим и не будет побеждён. Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».

Любовь Тимофеевна Космодемьянская, мама двух героев Советского Союза – Зои и Александра Космодемьянских – рассказывала о своей дочери в книге «Повесть о Зое и Шуре», что та любила читать Аркадия Гайдара и Владимира Маяковского, потому что они «звали читателей не к маленькому, комнатному счастью, но к счастью большому, всенародному, которое строится в нашей стране». Одним из примеров для подражания для неё была Татьяна Соломаха – революционерка и участница Гражданской войны, пойманная и зверски убитая белогвардейцами.

Это лишь несколько маленьких штришков к характеру Зои и её мотивации к уходу на войну, к службе в диверсионном отряде. Авторы фильма дают нам другую мотивацию: по их мнению, Зоя сражалась за булочку и трамвайчик. Возможно, в их глазах это тождественно борьбе за «всенародное большое счастье». Но может быть, что они таким образом просто вымарывают из подвига Зои идеологическую составляющую, которая там несомненно была.

Но это не самый плохой пример отечественного кино о великой войне, снятого на государственные деньги. Есть куда более отвратительные «На Париж», где под видом «исторической правды» зрителям показали солдат-дегенератов, и «Утомлённые солнцем-2», где в кульминационный момент на поле боя вышли штрафники с черенками от лопат, где были сцены испражнений и идиоты-военачальники (и все как на подбор – только с советской стороны), но не нашлось места подвигу.

Глава Следственного комитета прав – кино и игры в современных реалиях действительно являются мощным пропагандистским оружием, которое Запад однозначно использует против нас. Вот только проблема в том, что мы и сами рады лупить изо всех орудий по собственной истории и втаптывать в грязь последнюю ниточку, которое связывает героическое прошлой нашей страны с её настоящим.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила