Р!
Всё о Байкале

Зачем нам мост на Ольхон?

На сессии заксобрания Борис Говорин, который был губернатором Иркутской области с 1997-го по 2005 год, предложил построить мост на крупнейший байкальский остров Ольхон.

Колонка впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, вышедшем на «ИрСити» 31 января.

Бывший глава региона довольно мягко раскритиковал работу существующей паромной переправы «Сахюрта – Ольхон», заметив, что перед ней и на материке, и на острове ежегодно образуются многокилометровые пробки, возникают «стычки», что мешает воспринимать красоты Байкала. Обслуживает переправу компания другого экс-губернатора Сергея Ерощенко – «Восточно-Сибирское речное пароходство». В 2017 году в проливе Ольхонские ворота стал курсировать третий паром, в результате чего турпоток за один сезон вырос в 2,5 раза, кроме того, в последние годы из бюджета выделялись деньги на реконструкцию причальных сооружений.

«Я думаю, что мы можем поставить перед руководством страны вопрос о строительстве мостового перехода и соединить остров Ольхон с материком», — заявил на сессии ЗС Борис Говорин. По его словам, Россия вполне может потянуть такую стройку, потому что ранее уже реализовала проекты и помасштабнее — на Дальнем Востоке и в Крыму.

Борис Говорин считает, что с помощью моста можно было бы убить сразу двух зайцев: развить туризм и организовать сбор и вывоз мусора.

Директор Иркутского филиала СО РАН Игорь Бычков согласился, что мост помог бы сделать жизнь на острове более комфортной, например, провести необходимые системы водоотведения и канализования. Но, как заметил учёный, нужно всегда помнить, что речь идёт об озере Байкал. «Чисто технологически мост можно построить, у меня сомнений нет, но нужно ли, какой, насколько это повлияет — это нужно изучать. Байкал — уникальный, и с ним надо обращаться очень аккуратно», — заметил Бычков.

По мнению замдиректора по науке Лимнологического института Вадима Анненкова, если такой проект получит жизнь, то в него вложат огромные суммы, которые вообще-то можно было направить на науку. А глава Института земной коры Дмитрий Гладкочуб и вовсе предположил, что, может, и хорошо, что на Байкале не хватает инфраструктуры. «Иначе бы про экологию вспоминали в последний момент», — заметил учёный.

Построить мост само по себе дело нехитрое (хотя на Академический мост в Иркутске, возведение которого инициировал как раз Говорин, когда он был ещё мэром областного центра, потребовалось более 10 лет). Но построить мост на Байкале – это задачка «со звёздочкой».

В России действует постановление «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». Это довольно внушительный список. И хотя его постоянно дополняют, а ранее утверждённые формулировки всё больше размывают, нужно ещё суметь доказать целесообразность проекта. Более того, в Ольхонском районе до сих пор не разрешены вопросы с землёй, отчего периодически вспыхивают скандалы с выселением людей, проживших на берегу озера не один, и не два десятка лет.

Даже со строительством и реконструкцией дорог здесь возникают проблемы. Например, в 2019 году суд посадил на 3 года экс-мэра Ольхонского района Сергея Копылова. Было доказано, что он превысил должностные полномочия, выдав разрешение на добычу гравия, необходимого для трассы Баяндай – Еланцы – Хужир. Ущерб составил 24 миллиона рублей.

Кроме того, до сих пор не построена дорога на острове Ольхон, а ведь реализовать проект властям региона поручил президент России Владимир Путин ещё в 2017 году. Стоимость работ оценили в 2 миллиарда рублей, их планировалось начать в 2019-м, но из-за проблем с Прибайкальским нацпарком старт проекта перенесли на год.

Потом договор с подрядчиком – «СтройДорХолдинг» — и вовсе расторгли. «Подрядчик, который заключил контракт, испугался, отказался и ушёл», — заявил губернатор Игорь Кобзев в сентябре 2020-го. А в декабре по объекту прошли новые торги, которые выиграло дорожно-эксплуатационное предприятие «Байкал-138». Эта компания связана с Ерощенко.

Кстати, сам Сергей Владимирович тоже хотел построить мост. В 2014 году он продвигал проект иркутской агломерации «Байкальский луч», который включал авиационный центр Air City на базе действующего иркутского аэропорта, пересадочный узел в районе железнодорожной станции Иркутск-Сортировочный, автомобильный обход областного центра и… мост из Листвянки в Порт Байкал. Но эти планы не сбылись.

Как объясняло тогда министерство экономразвития, участок, на котором бы строился мостовой переход, предполагалось включить в особую экономическую зону «Ворота Байкала». Сегодня в ОЭЗ входит только город Байкальск.

Интересно, что в конце 2020 года губернатор Игорь Кобзев высказал идею о расширении границ ОЭЗ за счёт включения туда сразу трёх точек притяжения на Байкале: Листвянки (застройка которой вызывает тихий ужас), Большого Голоустного (которое изначально входило в зону, но затем было исключено из-за особенностей местности) и тот самый остров Ольхон.

Три года назад Байкальский межрегиональный природоохранный прокурор Сергей Зенков предложил ограничить въезд на остров. Уже тогда, по подсчётам ведомства, антропогенная нагрузка на уникальную ольхонскую природу в полтора раз превышала допустимую. Странно же думать, что с тех пор всё изменилось к лучшему. Поэтому зачем нам этот мост?

Вообще речь Бориса Александровича на сессии ЗС была неожиданной, мотивы политика непонятны (хотя, думается, перед выборами в Госдуму подобных спичей станет только больше), а идеи глобальны. Он предложил инвентаризировать все турбазы, сделать зонирование на Ольхоне, чтобы обеспечить высокий уровень отдыха как для VIP-контингента, так и для массового туриста, восстановить Маломорский рыбный завод.

И тут уж как на всё это дело посмотреть. Либо мост на Ольхон – это самый пик полёта мысли бывшего губернатора, который вдруг получил возможность вот так ярко вернуться в политическую повестку, либо – это некий собирательный образ всех фантастических идей, которые хотелось бы реализовать на Байкале, но мечтать вообще-то не вредно. Тем Байкал и прекрасен, что он диктует правила игры. Пока что.

НазадВперёд
Добавить отзыв
После нажатия на кнопку «Добавить», на E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Правила
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ