— Мы были просто в ужасе, когда в первый раз переступили порог этой квартиры: вместо 20–30 животных, о которых шла речь, мы насчитали 56 кошек. Они были истощенные, голодные и хрипели — настолько сильно хотели пить. В первые же минуты кошки выпили трехлитровую миску с водой, — рассказывает зоозащитница Оксана Виноградова из Тайшета.
Две недели они вместе с другим волонтером Натальей Юркевич разгребали завалы в квартире одной из городских многоэтажек. Ее хозяйка — некогда известная в городе персона, занимавшая руководящие посты, — после смерти мужа стала подбирать бездомных кошек и не смогла вовремя остановиться. Подробности истории Оксана рассказала корреспонденту «ИрСити».
«Выбивали миску с водой из рук»
Оксана Виноградова защитой животных в Тайшете занимается на добровольных началах. Никакую общественную организацию она не создавала, помощь братьям нашим меньшим оказывает в свободное время. У нее есть группа по пристрою питомцев в Viber, во «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
В начале октября Виноградовой позвонила девушка и попросила пристроить кошек своей тети. По телефону девушка заверила, что в квартире находится около 20 или 30 животных.
— Я подумала: «Ну ладно, 20–30 кошек, что-нибудь придумаем». Но когда мы впервые пришли туда, были шокированы. В двухкомнатной, совершенно обычной, небольшой квартире мы насчитали 56 хвостов. Все они были голодные, истощенные, измученные, — вспоминает Оксана.
Хозяйку квартиры и кошачьего семейства в тот день забрали на скорой в больницу. Забрали прямо с работы, потому что уже полгода женщина не находилась дома: жить в таких совершенно антисанитарных условиях в какой-то момент стало просто невозможно.
— В квартире стоял жуткий запах, не было света, не было холодной и горячей воды: всё это отключили за неуплату. Кошки там сидели с полувысунутыми языками, они хрипели от обезвоживания. Нам пришлось идти к соседям и просить у них воды. Так эти кошки у нас миску из рук буквально выбивали. Они сразу же вылакали трехлитровую чашку, а потом мы еще по разным местам воду в мисочках расставили, ее всю тоже выпили, — продолжает зоозащитница.
При этом лотков на всю эту ораву в квартире было всего два. Поэтому кошки ходили в туалет где придется: на пол, на мебель и даже в кухонную раковину. Квартира была загажена по всему периметру.
Первый осмотр питомцев показал, что многие из живущих там кошек больны: у кого-то — сломана челюсть, у некоторых — вылезшие глаза. У большинства — различные инфекции.
— Мертвых животных мы там не обнаружили, слава богу, но двое были в крайне тяжелом состоянии. Один котенок был высохший, как мумия. Его мы трое суток пытались вернуть к жизни, но, к сожалению, не смогли. У второй тяжелой кошечки оказался в носу полип, который пророс в носоглотку и мешал дышать, — говорит Оксана.
Так как пристрой — дело небыстрое, а кошкам надо было где-то жить, волонтеры принялись разгребать квартиру от накопившегося там хлама и мусора. Параллельно ухаживали за животными: отпаивали, откармливали, лечили. На всё это ушло две недели.
— Во время генеральной уборки мы выбросили всё, что только смогли, а остальное облили белизной и прочими дезинфицирующими средствами. Иначе в квартире просто невозможно было находиться. Там было нечем дышать даже человеку, представьте, каково было кошкам с их обонянием и любовью к чистоте. Каждый день в течение двух недель мы разгребали бардак, ухаживали за животными и искали им новый дом, — делится собеседница агентства.
Первые пять кошек, в том числе самая больная кошечка с полипом в носу, уехали в Красноярск, в приют «Верность». 20 животных согласилась забрать к себе хозяйка приюта «Томасина», который находится под Иркутском. 16 хвостиков уехали в Канск.
— 13 животных мы пристроили в Тайшете, а еще два котенка-малыша пока находятся на передержке. Так что фактически дом надо найти лишь двум крошкам. В Тайшете у нас нет никакой официально оформленной зоозащитной организации, так что всё делаем сами на добровольных началах и неравнодушии. Это дается непросто, но результат есть, — рассказывает Оксана Виноградова.
Так местные жительницы смогли спасти жизни 56 животным. Даже та тяжелая кошечка с полипом в носу и то уже идет на поправку.
— Еще чуть-чуть, и могло быть поздно. Девушка, у которой кошка сейчас находится, мне позже рассказала, что уже буквально на следующие сутки после того, как малышку привезли, она начала умирать, задыхаться и синеть. Кошке экстренно сделали операцию, нарост удалили, и сейчас животное может самостоятельно дышать, — сообщила Оксана.
История с несчастливым концом
Но как же могло случиться, что обычная тайшетская квартира превратилась в «концлагерь для животных», а ее хозяйка в какой-то момент перестала отличать реальную помощь нуждающимся животным от издевательства над ними? Зоозащитница говорит, что всему виной — личная трагедия.
— Эта женщина — довольно известный в городе человек, занимала руководящий пост, была довольно обеспеченной. Как нам рассказала племянница, всё началось после смерти мужа. Чтобы совсем не впасть в депрессию, женщина завела себе сначала одну кошку, потом другую. В итоге кошек становилось всё больше и больше. Полагаю, что они прямо у нее и плодились, поскольку на кастрацию или стерилизацию она их не водила, — отмечает Оксана.
Все бездомные и подвальные кошки попадали домой к этой женщине. В то время в Тайшете как раз стали заделывать входы в подвалы, животные оставались зимой на улице и замерзали. Кроме того, в городе дворняжек активно травили.
— Мне кажется, в какой-то момент эта женщина со своей жалостью переступила черту: помощь превратилась вот в такие чудовищные условия. Думаю, у нее кошки там не только размножались, но и гибли, такой вывод мы сделали по количеству больных и инфицированных питомцев, — продолжает волонтер.
Всё это продолжалось в течение восьми лет. Полгода назад ситуация дошла до своего пика: женщину стали гнобить соседи, они облили дверь ее квартиры зеленкой и краской, постоянно донимали в подъезде. Да и в квартире стало невозможно находиться. Поэтому женщина перебралась жить на работу, а котов приходила кормить по ночам, чтобы не встречаться с другими жильцами дома.
2 октября у жительницы Тайшета случился инсульт, и в крайне тяжелом состоянии ее увезли в больницу. Чуть позже она скончалась, рассказала Оксана Виноградова. А ее кошки, которых она, видимо, слишком сильно любила, теперь разъехались по разным городам, и их ждет новая жизнь.
— У нас в городе такая беда случилась впервые. Во всяком случае, мы впервые с таким столкнулись. Поэтому я бы хотела обратиться к людям и донести до них мысль, что нельзя переступать некую грань. Я всё понимаю, что бездомных кошек жалко, я сама их всегда жалею. Но иногда пора остановиться и понять, что ты уже не помогаешь, а просто убиваешь животных. Так нельзя, — уверена Оксана.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.