Первый российский среднемагистральный самолет МС-21-300, который собирается в Иркутске, совершит первый полёт в апреле 2016 года, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин во время своего недавнего визита в Иркутск. Работа по его сборке идёт по плану, но в условиях санкций со стороны Европы и США российские власти уже не уверены в том, что американские двигатели для лайнера будут стопроцентно поставляться. А потому надежды сейчас возлагаются на пермский двигатель.
- Первые три самолёта МС-21 поднимутся в воздух на американских двигателях Pratt & Whitney. Мы рассматривали эту ситуацию на совещаниях и пришли к выводу, что надо ускоренными темпами развивать отечественное двигателестроение, - сказал Рогозин. Вице-премьер пояснил, что правительство делает ставку на пермских разработчиков с перспективным турбовентиляторным двигателем ПД-14. Именно он, как пояснил Рогозин, станет основой для других силовых установок.
- Это, к примеру, может быть ПД-16, ПД-18 (проект последнего действительно есть – ред.), - уточнил вице-премьер.
По его словам, ПД-14 сейчас находится на испытаниях, его разработчик - ОАО «Авиадвигатель» (Пермь) в 2013 году подал заявку в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета на получение так называемого «сертификата типа». Разработчики обещают, что двигатель с тягой с тягой на взлёте в 14 тонн будет расходовать на 10-15% топлива меньше, чем аналоги.
Производитель Pratt & Whitney тоже обещает поставить для МС-21 современный двигатель: за счёт нового редуктора и газогенератора в сочетании с аэродинамикой самолёта он должен экономить до 24% топлива в сравнении с аналогами. Выбор «Иркутом» Pratt & Whitney связан с тем, что американские двигатели хорошо знакомы авиаперевозчикам в Юго-Восточной Азии, куда компания собирается поставлять МС-21.
Отметим, что практика использования двух силовых установок в самолёте довольна распространена. К примеру, Airbus при запуске более современной версии A320 Neо предложил заказчикам два типа двигателей: от компании CFM International (объединение General Electric и французской SNECMA) и от Pratt & Whitney. Airbus обещает, что новые двигатели будут на 16% экономичнее, но в реальности сумма затрат будет, конечно, меньше, так как силовая установка ставится на существующую версию лайнера.
Ранее сайт aviaport.ru со ссылкой на представителя конструкторского бюро Игоря Максимова сообщал, что проведённая в 2011 году специалистами корпорации «Иркут» и Центрального института авиационного моторостроения оценка показала, что прямые эксплуатационные расходы МС-21 с двигателем ПД-14 на 1,1-2,5% меньше, чем с двигателем Pratt & Whitney 1400G. Однако только лётные испытания смогут с 2016 года подтвердить эти данные.
Как уже сообщалось, что лайнер МС-21 (в будущем будет называться Як-242) создаётся на замену отечественным Ту-154 и Ту-134, которые сейчас практически не используются. Самолёт планируется выпускать в трёх модификациях — соответственно, лайнер будет вмещать от 150 до 210 пассажиров. Первой Иркутский авиазавод (входит в «Иркут») соберёт модификацию МС-21-300, рассчитанную на перевозку 180 пассажиров. В 2015 году ожидается выкатка первого самолета, испытания предполагается завершить до 2017 года, потом «Иркут» начнёт поставки заказчикам. У производителя сейчас законтрактованы 175 самолетов, еще на 50 есть опционы. Крупнейшие заказчики – «Аэрофлот», «ВЭБ-Лизинг».