Власти Иркутской области приостановили обсуждение вопроса о передаче взлётно-посадочной полосы аэропорта Иркутска в федеральную собственность, сообщили ИА «ИрСити» в пресс-службе правительства региона в ответе на запрос.
В сентябре 2020 года губернатор Игорь Кобзев заявил, что власти ведут переговоры о передаче ВПП в федеральную собственность. При этом сам аэропорт останется в собственности региона. Решение связано с тем, что реконструкция полосы и рулёжных дорожек требует вложения значительных финансов - примерно 10 миллиардов рублей, но в бюджете области таких денег нет.
«В настоящее время вопрос о передаче плоскостных сооружений в собственность РФ приостановлено», — говорится в документе.
В пресс-службе правительства не назвали инвесторов, которые проявляют интерес к проекту по развитию аэропорта, подчеркнув, что эта заинтересованность «проявится на этапе подачи и рассмотрения заявок участников на открытый конкурс». Сроки конкурса будут определены после проведения нового конкурса на предоставление консультационных услуг, дата которого пока не определена.
Предполагается, что торги о консультациях по развитию авиаузла объявят в 2021 году, начальная цена и источник финансирования «будут аналогичны завершённому конкурсу» - 55 миллионов рублей из областного бюджета. «Прорабатываются критерии оценки заявок участников конкурса и условия применения антидемпинговых мер в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе», — подчёркивается в сообщении.
Итоги конкурса о консультациях подведены 16 декабря 2020 года. Победителем была признана иркутская торговая компания «Алмаз», которая не предоставила информацию о ранее заключённых аналогичных договорах и рекомендательные письма от предыдущих заказчиков, что требовалось условиями торгов, но «сбила» начальную цену с 55 миллионов до 17 миллионов рублей. Кроме «Алмаза», в торгах участвовали четыре московские компании.
Директор компании подтвердил, что у фирмы нет подобного опыта, но есть «опыт сопровождения социально ориентированных проектов». После этого губернатор Игорь Кобзев заявил, что для проведения работ нужно привлечь «компанию с мировым именем». Позже «Алмаз» отказался от контракта.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
Вопрос строительства нового аэропорта рассматривается более 30 лет. В 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры, так регион потерял более 20 миллиардов рублей на новую взлётно-посадочную полосу. По предположениям предыдущего правительства, рассчитывать на выделение из федерального бюджета денег на аэропорт можно будет только после 2022 года.
Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к проекту холдинг Романа Троценко «Новапорт», но ФАС дважды предупреждала его о незаконности таких действий. В июне 2017-го Левченко заявил о пуле инвесторов с объёмом вложений около 2 миллиардов долларов. Но власти тогда так и не определились с местом расположения нового аэропорта.
В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что будет построен новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе в торжественной обстановке был заложен камень на месте строительства нового терминала, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020-го ФАС оштрафовала Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.
В марте губернатор Игорь Кобзев поручил правительству до конца 2020 года выбрать инвестора по развитию аэропорта, но вместо этого объявили конкурс на разработку ТЭО.
Как сообщали в пресс-службе правительства, до 2024 года необходимо провести реконструкцию рулёжных дорожек, светосигнального оборудования, строительство площадки для обработки судов противообледенительной жидкостью, нового аэровокзального комплекса международных и внутренних авиалиний, привокзальной площади и подъездных дорог, а также возведение перрона и очистных сооружений. Финансовая потребность на реализацию этих мероприятий составляет 16,27 миллиарда рублей с участием федерального бюджета. Предварительно одобрено софинансирование в размере 5,32 миллиарда рублей.