ИА «БайкалПост» и клуб молодых учёных «Альянс» побывали в юнкерском училище Иркутска – одном из старейших зданий известного Иркутского военного авиационного технического училища – ИВАТУ. Это славная история в 102 года с очень печальным концом. История от ручейка с боярышником до огромных холодных корпусов, ужасающих своим одиночеством и заброшенностью.
Пробраться на территорию ИВАТУ было не так уж и сложно. Контрольно-пропускной пункт давно не работает, каменный забор, которым вроде обнесено училище, местами сломан. Огромная относительно чистая от мусора территория училища завалена снегом. Вокруг тишина и холод.
Выход из бездарности
Удивительно, но весь городок ИВАТУ на улице Советской мог бы и не появиться, если бы не позорное поражение царской России в Русско-Японской войне. Она выявила бездарность русских офицеров и отсталость военной техники. И тогда Николай II под давлением генералов принял большую программу перевооружения армии. В список городов, в которых было решено строить военные училища, каким-то образом попал и Иркутск.
«Было три места, куда могли поставить юнкерское училище. В апреле 1912 года городская дума предложила это место как самое интересное. Раньше здесь протекал какой-то ручеёк, перпендикулярный улице Иерусалимской, то есть сейчас – Советской. Он впадал в реку Ушаковку. По обеим сторонам ручья росли боярышник, черёмуха, располагалось несколько дач, одна из них принадлежала очень известному в Иркутске человеку – гражданскому инженеру Александру Петровичу Артюшкову. Местом строительства избрали правую сторону дороги», - начал рассказ руководитель клуба молодых учёных Алексей Петров.
Весь военный городок занимает огромную площадь, а коридоры корпусов училища кажутся бесконечными. Видимо, из-за масштабности проекта решено было проводить торги. Кроме того, создали специальную комиссию, куда вошёл тот самый Артюшков. Он-то и руководил стройкой.
«Строительство велось с 1912 по 1917 годы. Работали вначале жители Иркутска и близрасположенных сёл. Всего около 1 тысячи человек, в основном, мужчины. Было представлено 20 профессий – каменщики, плотники, бетонщики, штукатуры, асфальтировщики, кровельщики и так далее. Вообще публика была очень любопытной. Так, в первом составе работали 236 китайцев, около 100 бывших австро-германских солдат, 46 беженцев и 14 ссыльнопоселенцев», - отметил Петров.
Как видно, ничего не изменилось: спустя 100 лет китайцы по-прежнему активно участвуют в строительстве. Кроме того, так же, как и сейчас, обычные работяги получали немного, а зарплаты руководителей поражали своими размерами. Так, например, плотник ежедневно получал 1,5 рубля, кровельщик – 2,7 рубля. А главному инженеру Артюшкову в месяц платили 500 рублей. У него было восемь десятников, зарплата которых колебалась в пределах от 75 до 130 рублей.
Здание училища поражает своей красотой и аккуратностью, несмотря на разбитые окна. Внешне училище в совершенно прекрасном состоянии. Видно, что строилось умелыми руками и на века. Непонятно, почему вокруг такая тишина и безлюдье. Под удивительно милыми арочками лёд – это след от недавнего пожара. Кому-то одинокое ИВАТУ не даёт покоя.
От первых авиатехников до выбитых глаз
К 20-м годам большая часть комплекса была уже построена. И в 1921 году городок передали в ведение Иркутского государственного университета. Что с училищем делал вуз неизвестно. Скорее всего, никак не использовал. Только спустя восемь лет задумались, что пора бы дать училищу работу.
«В 1929 году в Иркутск приехал маршал по военным и морским делам Клим Ворошилов. Под его руководством комиссия осмотрела кирпичное здание, предполагаемое под военное училище и кадетский корпус. И в январе 1931 года сформирована 4-я военная школа авиатехников, или сокращённо ВШАТ. Силами курсантов было окончено строительство и ремонт здания. А первым днём учёбы стало 13 февраля 1932 года», - пояснил Петров.
С 1931 по 1941 годы построен северо-западный кирпичный корпус. Были возведены учебные мастерские, автогараж, где ремонтировались воздушные винты. В 1938 году училище получило наиболее известное своё название – ИВАТУ. А в 1975 году оно стало называться Иркутским высшим военным авиационным инженерным училищем (ИВВАИУ). Там, где сейчас располагаются жилые дома, раньше был пустырь. Строительство многоэтажных панельных зданий началось только в 1976 году.
С каждым новым фактом в душе возрастает тревога: что-то мы упустили, что-то не поняли. Заходим внутрь. А там тишина ещё более тяжёлая, а ветер ещё более дикий и жестокий. Идём по бесконечным коридорам, а он воет в разбитых окнах, хлопает дверьми, топает на крыше.
Заходим практически в каждый кабинет. Здесь, наверно, была лаборатория, а здесь – кабинет или учительская. Везде разбросаны бумаги с синими, не выцветшими печатями, какие-то книги, исторические памятники. Не покидает ощущение суматохи, в которой, наверно, жители училища – офицеры и курсанты – покидали свой дом.
Поднимаемся на крышу. Там парты, столы, диваны. А ещё огромные человеческие следы. Здесь кто-то живёт.
Выходим на улицу из каких-то других дверей, а то место, где мы входили, уже кто-то заколотил. Становится жутковато.
Один только ветер
Обходим территорию и параллельно пытаемся определить, где мы и кто. Снова шарахаемся по темноте, снова – оторванные полы, разломанные стёкла.
Какими-то странными и холодными коридорами оказываемся в главном корпусе, где парадный вход и красивейшие панно. Где-то далеко-далеко проносятся звуки оркестра и голоса построенных в шеренги курсантов в парадной форме.
Вдруг мы замечаем двух молодых людей в форме. Солдаты строго смотрят на нас и задают самый логичный в таких ситуациях вопрос: «А вы кто?» После долгих объяснений и обещаний, что мы не собираемся ничего поджигать, они смягчаются, разговариваются, сетуют о судьбе училища. В конце концов, им самим становится интересно путешествовать по холодным и воющим нечеловеческими голосами коридорам. Они, как и положено, скрываются от фотокамеры. С ними не так страшно.
Мы входим в огромный зал, где раньше, наверно, проводились торжественные мероприятия. Кое-где на стенах остались образцы различных механизмов самолёта. Здесь можно было бы устраивать балы в стиле XIX века.
С 1998 по 2005 годы статус учреждения менялся: оно становилось то институтом, то превращалось обратно в училище. А в 2008 году было принято роковое для многих людей решение – присоединение училища к Воронежскому военному авиационному университету. Через год ИВАТУшки не стало.
Столетнее авиационное училище превратилось в сироту-великана с выбитыми глазами. Говорят, что к этому приложили руки спецназовцы, базировавшиеся здесь некоторое время после закрытия. Сейчас на ИВАТУ невозможно смотреть без слёз. Смотря на разруху, до которой довели одно из самых значимых мест Иркутска, вспоминаешь слова профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Разруха – в головах. И неясно, когда её разгребут. Обещанные кадетские училища больше похожи на фантазию, несбыточную мечты, если хотите, чудо. А на душе скверно и стыдно за людей, которые оставили ИВАТУ задыхаться от одиночества.