2018 год продолжает преподносить Иркутской области неприятные сюрпризы, главными из которых становятся жуткие пожары с гибелью людей. Наверно, одним из самых резонансных происшествий такого рода стал пожар на турбазе в ольхонском посёлке Хужир, где семь человек пострадали, ещё двое – граждан Китая – погибли. Также Иркутск присоединился к всероссийской акции «Забастовка избирателей», цели которой остались неясны. Что ещё произошло в Иркутской области за прошедшую неделю – в традиционном обзоре «ИрСити».
Жертвы сгоревшей турбазы
Пожар на турбазе «Усадьба Дарьяна» в посёлке Хужир Иркутской области произошёл утром 28 января. В сгоревшем доме находилось 16 человек, в том числе восемь туристов из Южной Кореи, четверо – из Китая. В день происшествия было известно, что пострадавших семеро, пятерых из них эвакуировали вертолётом в Иркутск. Погибли два человека. Их гражданство сначала не уточнялось, но подчёркивалось, что неизвестна судьба двух китайских туристов.
На следующий день МЧС предположило, что пожар мог произойти по электротехнической причине. А Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Нарушение требований пожарной безопасности, совершённое лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Её санкции предусматривают максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет. К расследованию дела подключилась прокуратура Ольхонского района, которая проверит законность работы сгоревшей турбазы.
Тогда же появилась информация, что один из пострадавших решил лечиться на родине и улетел в Китай. Ещё одна женщина, повредившая во время пожара позвоночник, доверилась иркутским врачам и согласилась на операцию. 2 февраля в Иркутскую область прилетели родственники двух погибших китаянок. Им предстоит пройти через серьёзное испытание – генетическую экспертизу.
Эту трагедию упомянул и замглавы Росприроднадзора Амирхан Амирханов на заседании межведомственной комиссии с министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским. По его словам, во время осенней проверки законности деятельности турбаз было установлено, что из 50 проверенных заведений 40 – работали нелегально. Он заявил, что в таких турбазах нет очистных сооружений, нет нормальных безопасных условий для постояльцев, нарушаются трудоохранные требования. И пожар в Хужире, по его мнению, есть следствие всего этого бардака. Решить проблему лучше до начала туристического сезона 2018 года. Приангарье уже начало эту работу, но, судя по словам председателя правительства Иркутской области Руслана Болотова, процесс этот будет нелёгким и отнюдь небыстрым.
Горести «Берёзового»
Почти 8 лет существует малоэтажный посёлок «Берёзовый», его население постепенно увеличивается. Такой махине требуется развитая инфраструктура, в том числе наличие постоянно курсирующих автобусов. С марта 2013 года оттуда запущены два маршрута - в Академгородок и на Центральный рынок. Но накануне февраля в автобусах появились объявления, что с нового месяца жителям придётся пересаживаться на проходящие мимо маршрутки из посёлка Маркова.
В минтранспорта Иркутской области говорят, что регулирование этого межмуниципального маршрута они не занимаются, потому что и не регистрировали его. А сам маршрут нелегальный, потому что дорога, по которой он курсирует, не отвечает требованиям безопасности. Но в ведомстве пообещали, что при необходимости на легальные маршруты перебросят дополнительные автомобили. А правительство Иркутской области заявило, что летом 2018 году построит в Берёзовом разворотную площадку, чтобы появилась нормальная конечная остановка.
Жителей Берёзового это не устраивает и не должно устраивать, ведь квартиры они покупали, зная о прямых маршрутах в Иркутск. Более того, даже при наличии таковых уехать из микрорайона было не так уж просто, а теперь всё это похоже на адище. Один из инициативных граждан Роман Труфанов, который ранее засветился тем, что возглавил региональный штаб кандидата в президенты России Григория Явлинского, решил помочь в разрешении проблемы. Даже подал уведомление в администрацию Иркутска, чтобы 4 февраля провести пикет на 100 человек возле цирка, но затем отменил его. Причина – просьба перевозчика. Нам он не открыл, с чем связана такая просьба перевозчика, заметив, что работать в формате инициативной группы будет продуктивнее. Интересно, что инициативная группа микрорайона существовала и без политических деятелей. Но этого не всё, в одной из групп в соцсетях, Труфанов-таки раскрыл истинные причины просьбы перевозчика – «чтобы не задушили штрафами».
Можно понять и перевозчика, который помимо прямых маршрутов в Иркутск, обслуживает совершенно легальные маршруты из посёлка Маркова, ему невыгодно, чтобы его имя стояло рядом с упоминанием об акциях протеста. Можно понять и региональную власть, которая единственное, что может порой сделать, это погрозить пальцем муниципалам и заваливать местную администрацию вопросами. Можно понять и местную власть, которой сложно найти лишнюю копеечку в и без того изрезанном бюджете. Но давайте уже начнём думать о людях (вообще-то налогоплательщиках), в конце-то концов.
Очистить имя «Максим»
Несколько лет, как служба заказа такси «Максим» пытается очистить своё имя от всяческих скандалов. Последний тянется с 2017 года. Весной минтранс остановил действие разрешений на перевозку пассажиров на 17 автомобилях компании «АвтоЛига», работающей через сервис. Глава фирмы, не имея лицензии, организовывала медосмотры своих водителей и других перевозчиков. Кроме того, шофёры работали без необходимого инструктажа. Повторная проверка показала, что требования устранить нарушения не были выполнены. Более того, водители не имели разрешений на осуществления таксомоторной деятельности. Вместо этого они получали договоры на размещение рекламы «Максим» на своих автомобилях.
А в октябре того же года суд запретил сервису привлекать водителей, не имеющих разрешений на перевозку пассажиров, но «Максим» обжаловал это решение. В официальном заявлении компании говорилось, что судебное решение вынесено с нарушением законодательства, а «сам процесс инициирован для устранения конкуренции». Тогда же они «проинформировали» о нарушениях Генпрокуратуру.
В начале 2018 года областной суд оставил решение первой инстанции в силе.
Но «Максим» сдавать без боя не желает, поэтому вновь обжалует решение суда. Представители сервиса заявили, что на них пытаются переложить ответственность перевозчиков-нарушителей. А «Максим»-то – всего лишь информационный сервис.
«Следить за прохождением водителями медосмотра должны партнёры сервиса — таксопарки, в которых эти водители работают. Сервис физически не может контролировать этот процесс и не имеет на это права. Индивидуальные перевозчики несут ответственность за свою деятельность самостоятельно», — заявили в компании.
Получится ли у них что-то, покажет время.
Провальный Навальный?
А в конце немножко милой политички. Обиженный блогер Алексей Навальный, которого не стали допускать на выборы президента России, объявил «Забастовку избирателей». И Иркутск к ней присоединился. На митинг пришло около 300 человек, по данным мэрии – 190. В кои-то веки разница в озвученных данных не такая значительная, как это было во время масштабных акций в 2017 году.
Призывы были весьма противоречивыми. Из серии: «вы не ходите, но ходите». Сторонники Навального призывали граждан не участвовать в голосовании на выборах, но при этом записываться в наблюдатели. В чём смысл этой акции – осталось за кадром, оно где-то за кулисами этого протеста запнулось за реквизит, да так и осталось там валяться. Эта-то невнятность и смутила экспертов-политологов. Сергей Шмидт выдвинул интересную версию – что такая малочисленность митингов может быть ещё связана с психологией современного человека, который после того, как лично увидел звезду (а может, смог к ней даже прикоснуться), может терять ко всему происходящему вокруг этой звезды интерес. А Мария Минчева посоветовала Навальному наконец-то заняться конкретными делами, а не тащить людей на холодные улицы, например, бомбардировать Госдуму законотворческими инициативами.
И, кстати, политологи были единодушны в ещё одной вещи – на явку избирателей этот невнятный протест вряд ли повлияет.
А что вы думаете по этому поводу?