На минувшей неделе под Иркутском – в районе села Пивовариха – упал грузовой самолёт Ан-12. Погибли девять человек, которые находились на его борту. После этого губернатор Игорь Кобзев заявил об «активизации работы» по выносу аэропорта за пределы города. Какая тут связь?
Колонка впервые опубликована в разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 7 ноября.
Наверняка, она есть. Предыдущие авиакатастрофы заставляли власти поднимать дискуссию о переносе аэропорта, привлекая внимание федерального центра, инициируя высказывание мнений в высших чинах. Но проблема не могла решиться из-за множества факторов, в том числе из-за сложности рельефа, близости к опасным производственным или стратегическим военным объектам или странных заигрываний с инвесторами.
Вот и получается, что пока место, где сейчас находится аэропорт, - лучшее из всех рассматриваемых в «сером доме». Звание «самой проработанной» среди новых (на самом деле старых) площадок с лёгкой руки областного минтранса носит участок в деревне Позднякова – власти заняты ею вплотную и изо всех сил бьются с Минобороны за согласование.
Я не эксперт, мои знания в авиационных технологиях сводятся к просмотру программ об авиакатастрофах. Так что можете смело бросать в меня камни. Но думаю что, если местоположение иркутского аэропорта и сыграло свою роль в авиакатастрофе, то она была не главная.
Вечером 3 ноября на Иркутск обрушилась страшная метель, ветер с плотным мокрым снегом буквально разбивался о землю и тут же вставал ледяной коркой. Минтранс Белоруссии охарактеризовал погоду в момент трагедии как «ледяной дождь». В таких условиях Ан-12 не смог приземлиться с первого раза и пошёл на второй круг. Быстро потерял высоту, упал в лесу, разрушился и сгорел.
Может, на самом деле проблема не в аэропорте?
Могло ли в тот день всё сложиться иначе? Если бы, например, Ан-12 не выпустили из Якутска, где он делал дозаправку, или направили его на другой аэродром. Если бы не было никакого «ледяного дождя» и в районе Иркутска было бы ясное небо. Если бы, в конце концов, иркутский аэропорт находился в другом месте. Все эти «если бы» уже не имеют значения. В причинах разберётся Межгосударственный авиационный комитет вместе со следственными комитетами России и Белоруссии.
Нельзя упрекнуть губернатора в том, что он заговорил о новом иркутском аэропорте только после авиакатастрофы. Он говорит об этом с прошлого года. Потому что история с аэропортом – в чек-листе главы региона, и он уже поставил почти фантастические задачи: найти земельный участок до конца 2021-го и разработать проект к 2025-му.
Но знаете, чего я опасаюсь? Того, что эта авиакатастрофа не заставит власть немного отступить, выдохнуть и посмотреть на ситуацию шире, вытащить проблемы иркутского аэропорта на поверхность, сделать дискуссию более прозрачной, публичной и экспертной.
Того, что власти используют трагический случай для упрямого пропихивания одного-единственного варианта, который раскритиковали уже не раз, но почему-то не могут засунуть в самый дальний ящик, чтобы если и вспоминать о нём, то в последнюю очередь (ведь проработанность не значит успешность и целесообразность).
Того, что «активизация работы» как всегда не приведёт ни к чему хорошему.
Я очень хочу ошибиться.