Каждый год в Москве вручают почетную награду — Международную премию имени Первых председателей Императорского Православного Палестинского Общества. Ее присуждают за заслуги в деле патриотического воспитания, благотворительности, милосердия и гуманитарного образования молодого поколения.
Лауреатом премии стал сибирский благотворитель Александр Солдатов — основатель приюта для животных «Пять звезд», спонсор и меценат. О людях и собаках, советском воспитании и современной молодежи, инновациях и вечных ценностях читайте в честном интервью с филантропом на Ircity.ru.
Императорское Православное Палестинское Общество (ИППО) — Международная научная и гуманитарная организация, основанная в 1882 году. Премия имени Первых председателей Общества учреждена в 2013 году и несет статус общественной награды, не является государственной, партийной или политической.
— Александр Петрович, такой наградой отмечают редко, особенно сибиряков. Ожидали увидеть себя в числе лауреатов?
— Я знал, что наше Иркутское отделение Императорского православного общества подавало заявку на участие в премии, но выбирала лауреатов, конечно же, Москва. В числе награждаемых — губернаторы, министры, владыки, так что это действительно большая честь и знак высокого доверия.
— Вы как председатель попечительского совета Иркутского отделения общества активно участвуете в его проектах — расскажите о самых запомнившихся.
— Иркутское отделение ИППО — это старейшая общественная организация, которая почти 130 лет занимается научно-просветительской деятельностью и патриотическим воспитанием молодежи.
В этом году мы несколько раз выезжали в Киргизию, совместно с нашим консульством и Россотрудничеством проводили выставки, ездили в храмы, привезли в подарок икону, поддержали местную православную церковь. 16 декабря летим в Сочи — будем принимать иконы и крест Ефросиньи Полоцкой, изготовленные белорусскими мастерами, доставим святыни в Иркутск.
В конце декабря поедем в Московскую область, в центр протезирования в Жуковском — встретимся с военнослужащими, участвовавшими в специальной военной операции. Привезем новогодние подарки, устроим концерт, исполню под гитару патриотические песни в преддверии 80-летия Победы.
— Вы известны в Иркутске и Забайкалье как основатель приютов для бездомных собак. Создаете в городах аллеи и площадки для выгула, выпускаете передачу «Мое собачье дело» об ответственном отношении к животным. Почему эта тема так важна лично для вас?
— Я биолог, охотовед и ветеринарный врач. У нас в семье всегда были собаки, я с двух лет в конуре с борзыми засыпал. Охотился с ними, лечил, рыдал, когда не мог вылечить. В 10 лет научился уколы ставить, потому что спасал свою собаку, с которой рос вместе. Два раза спас, третий раз не смог… До сих пор слезы. Тогда не было еще ветеринарных вакцин, сывороток не было против какого-то там энтерита или чумы. В 90-м году я из Москвы начал привозить препараты в родное Поволжье, был еще мальчишкой, а все охотники приезжали ко мне лечить собак. Так что я всю жизнь с природой, с животными.
— Почему решили заниматься благотворительностью?
— Потому что кто-то должен это делать. Не для пиара, а ради людей, ради детей. Считаю правильным и необходимым часть выручки тратить на благотворительность: закупать медикаменты, обмундирование, средства связи для наших бойцов — участников спецоперации, поддерживать участие школьников в олимпиадах, конкурсах и фестивалях, проводить спортивные и культурные мероприятия.
Сегодня как никогда важна работа с молодым поколением, воспитание экологического мировоззрения, патриотизма. Современная молодежь ведь недостаточно знает, что такое Отечественная война. Вот мои дети знают от прабабушки, которая не просто во время войны жила, а именно воевала. И у них была возможность прочувствовать, насколько это серьезно и страшно. Я рассказывал, как воевали мой дядя и наши деды. Поэтому День Победы в нашей семье — это самый великий праздник.
И мы сейчас возвращаем это потерянное. Через детей, через формирование правильного мышления, через доброе отношение к животным в том числе. Если ты взял питомца, значит, ты несешь за него ответственность до конца жизни.
Проводим в школах классные часы, уроки добра. На уроке-спектакле «Давайте жить дружно» учим детей, как вести себя, если окружила стая собак, чтобы не было ситуаций плачевных. Наш режиссер Петр Николаевич Пинаев проводит эти театрализованные уроки в виде игры — и каждый раз всё проходит на ура, дети в таком восторге.
— Детям важно заботиться не только о братьях наших меньших, но и о своей безопасности?
— Конечно же. Потому что есть перекос: так называемые зоорадикалы будоражат общественность, выступают против отлова и приютов, хотя им на животных на самом деле наплевать, они в них видят валюту. По их логике, собаки всегда хорошие, а человек плохой. И мы работаем, чтобы эти люди не раскачали наше общество в неправильном направлении.
У людей должно быть нормальное мировоззрение, нормальные ценности: в первую очередь надо любить и защищать человека. Да, я люблю животных, но нельзя даже задумываться о том, кто важнее — собака или ребенок, который из-за собаки до дома не дошел.
— Как меценат вы поддерживаете и спортсменов, и театральные коллективы, спонсируете поездки участников на фестивали и соревнования… Как выбираете, кому помогать?
— Я сам чемпион по вольной борьбе, так что с готовностью откликнулся поддержать наших ребят и в этом виде спорта, и во многих других. Со мной работает целая команда единомышленников, мы организуем различные мероприятия, я не просто их спонсирую, но порой и сам участвую. Я ведь еще занимался бальными танцами, фотографией, вокалом, гитарой, играл на трубе в духовом оркестре, был пионером-горнистом. В 12 лет, кстати, стал лучшим командиром юнармейских игр «Зарница» и «Орленок» в СНГ.
Поэтому, наверное, я не умею быть вторым. Стремление быть первым и лучшим у людей стало встречаться реже. У меня за плечами еще и Сибирско-американский факультет менеджмента. Я в кадровом резерве профессиональной команды страны в области ветеринарии, экологии и природопользования. Был директором Байкало-Ленского заповедника, за год своей работы сделал его одним из самых финансируемых в России.
— Управленческие навыки наверняка пригодились в организации приютов — каких масштабов уже удалось достичь?
— Мы ежегодно отлавливаем, стерилизуем и содержим более 10 тысяч безнадзорных животных. Учет ведем в специально разработанной программе: знаем, какая собака где сидит. Все процессы, кроме отлова, кормления и уборки, полностью автоматизированы. У нас работают специалисты в области ветеринарии, 15 кинологов с образованием. Один врач, используя передовые технологии, может выполнить по 50–70 операций по кастрации и стерилизации в день. С минимальным травматизмом и сроком послеоперационной реабилитации животных.
Наша задача в ближайшее время — распространить прогрессивный опыт работы на всю Россию. Сейчас уже строим приюты в Красноярске и Хакасии. В регионах ведь даже близко нет таких условий. Это в Москве миллиарды выделяются на собак, а многие региональные приюты сегодня даже не соответствуют нормативам, но альтернативы пока просто нет.
Поэтому будем выходить на регионы и делать свои приюты. Грамотно строить процессы, обучать сотрудников, создавать новые команды, делиться опытом с коллегами… Я не говорю «конкурентами», мы скорее партнеры. Работы хватает всем, и она очень масштабная.
Так правильно и профессионально, как у нас, практически нигде не содержатся собаки. Да, есть небольшие частные приюты — красивые, теплые. Только они вмещают 100–150 животных, а у нас — по 3, по 5 тысяч. Бывает, что мы ловим по 70−80 собак в день.
— Почему их так много?
— К сожалению, владельцы собак у нас фактически не несут ответственности за своих питомцев. Не стерилизуют, отпускают на самовыгул, могут и вовсе выбросить животное на улицу. Нет ведь обязательной регистрации, система наказаний не работает. Я участвую в разработке законодательства в области обращения с животными без владельцев, а пока остается лишь бороться с последствиями: собаки щенятся, мы их забираем, пролечиваем, стерилизуем. В других регионах в основном их выпускают назад. В Забайкальском крае они у нас содержатся пожизненно. Мы каждый год строим новые вольеры на пару тысяч мест, и они все заполняются.
— Чем планируете заниматься, когда наконец удастся приютить и простерилизовать всех уличных собак?
— Думаю, это будет очень сложно сделать. Опять появятся безответственные люди на дачах, щенков будут подкидывать на улицу, и популяция через какое-то время восстановится… Но если это и произойдет, идей и направлений для работы еще очень много. Это и строительство сети ветеринарных клиник, гостиниц для животных. И создание образовательных центров для детей. Как специалисту в области природопользования, экологии и ветеринарной деятельности мне также интересно заниматься сельским хозяйством.
В Иркутской области и Забайкалье еще столько возможностей, куда можно приложить силы. Пока же делаем то, что успеваем. И стараемся по максимуму участвовать в социально значимых проектах.