Возвращённые выборы по одномандатным округам позволяют выдвигаться практически любому гражданину России, однако в нынешней политической гонке за кресло депутатов Госдумы не так много молодых политиков. Один из них – Александр Ильин, который идёт на выборы по Иркутскому одномандатному округу №93 от «Партии Роста». О деятельности шестого созыва Госдумы, годе работы губернатора Иркутской области, а также о проблемах округа и региона кандидат рассказал в интервью порталу «ИрСити».
- Оцените деятельность Госдумы шестого созыва, какие законы, на ваш взгляд, были удачными, а какие – провальными?
- Я не очень люблю сравнивать системы и людей, так не бывает, что один хороший, а другой плохой. Также как не может кто-то один быть виноват в конфликте, если есть какое-то недопонимание, значит, виноваты оба: кто-то что-то недоговорил, не поняли друг друга, тогда возникает конфликтная ситуация. Тут виноваты, я думаю, многие, а, может быть, и никто. Но ситуация сложилась так, как сложилась: у нас есть Дума, где-то она была недостаточно эффективна, где-то – чрезмерно эффективна, но в общем нельзя говорить, что Дума была хуже других. Они работали, как могли в тех обстоятельствах, которые сложились в России.
Если говорить о конкретных законопроектах, то, конечно, последний год Дума была похожа на большой печатный станок. Фраза уже заезженная, но это действительно так: были утверждены те законы, которые инициировались одной партией. Зачастую принимались большинством голосов той же партии. Например, если говорить об удачных и не удачных законах, то удачным я безусловно считаю введение запрета на курение в общественных местах. Это очень важный момент для людей, которые ведут здоровый образ жизни и борьбу за здоровую молодёжь.
Из тех законов, которые были негативны или могут стать губительными, прежде всего, это пакет гражданки Яровой (антитеррористический закон , разработанный депутатом Госдумы Ириной Яровой – ред.). Он, может, и хорош с точки зрения защиты информации и государственного строя, но надо же смотреть на его практическое применение, потому что на его реализацию потребуется 10 триллионов рублей. Конечно, сейчас говорят, что не 10, а 3, но когда мы говорим о триллионах, то какая разница?
Эти деньги возьмут из наших карманов, потому что подорожает связь, интернет и так далее. Из воздуха эти деньги не появятся, такие законы должны очень долго анализироваться прежде чем приниматься.
- Президент России Владимир Путин, оценивая работу Госдумы, назвал главным событием присоединение Крыма. Как вы оцениваете это событие?
- Начнём с того, что я как человек считаю, что это великолепное событие, как член партии я тоже поддерживаю это решение, оно своевременное. В будущем у нас бы, вероятно, и не было такой возможности, а сейчас она появилась, и мы её реализовали. Как шахматист я могу сказать, что это была фантастически красивая партия по возвращению незаконно отданного Хрущёвым Крыма домой. Сделана она профессионалом, считаю, что Путин здесь превзошёл самого себя. Главное, что не было человеческих жертв, не было ни одного выстрела, всё было в рамках закона: прошёл референдум. Когда кто-то говорит о неправомерности проведения референдума, об аннексии, я думаю, что эти люди просто западноориентированы, а может, им просто зарплата приходит в долларах или евро.
- А как быть с той ситуацией, что все мероприятия, которые проходят в Крыму сейчас, включая строительство моста, финансируются за счёт пенсий и других программ, направленных на развитие других регионов, за этим последовала заморозка пенсий?
- В стране до сих пор действует экономика сырьевой ренты, как была экономика Кудрина, так она и есть. И пока мы не перейдём на экономику роста и развития, когда будут создаваться новые рабочие места, развиваться малый и средний бизнес, производство, до тех пор у нас будут отбирать наши деньги. У действующей власти одна проблема – если у нас денег нет, мы не видим, что эти деньги можно заработать, мы думаем сразу: где бы их отобрать. Я считаю, что нужно учиться зарабатывать деньги внутри страны. Китай и Япония, например, прекрасно решили эту задачу, они подняли свой производственный уровень с низов в верха. Что мешает нам перенять этот опыт? Тогда мы перестанем всех ущемлять.
- Удалась ли политика импортозамещения, о которой в последнее время говорится очень много? Если нет, то что нужно сделать, чтобы она заработала, или нам это не нужно?
- В данный момент, кроме самого слова, я ничего не увидел. Что вообще власти имели в виду? Импортозамещение – это армянский сыр вместо французского за ту же цену? Тогда это неправильный подход, я считаю, что соотношение цены и качества должно быть более приемлемым, оно не должно прыгать ни вниз, ни вверх.
Если подходить не с точки зрения понимания того, что мы должны быть независимы от Америки, то, конечно, нужно развивать свою промышленность. Как инженер могу сказать, что, например, в некоторые российские самолёты до сих пор ставят американские двигатели. Нужно развивать машиностроение, промышленные предприятия по изготовлению высокоточных комплектующих, которые мы массово сейчас закупаем в Китае. Например, рекламируют новый российский телефон, а собран он из корейских или китайских деталей. Если мы говорим, что он российский и сделан в рамках политики импортзамещения, то и запчасти должны быть отечественными.
Я считаю, что посыл правильный, а вот конкретных действий никаких не предпринято. Хочется, чтобы мы не зависели от зарубежных комплектующих, способности производственные и интеллектуальные в нашей стране позволяют это сделать, просто нужно провести изменение бюджетирования, направить деньги в промышленность.
- Какие, по-вашему, три приоритетных направления для развития Иркутской области?
- На мой взгляд, в первую очередь должна развиваться система малого и среднего предпринимательства, это обеспечит создание рабочих мест, решение вопросов транспорта и промышленной и продовольственной безопасности, создаст здоровый конкурентный рынок, что повысит качество оказываемых населению услуг.
Также я думаю, что стоит вносить какие-то коррективы в Лесной кодекс, нам нужно думать, что за счёт лесной отрасли мы тоже можем развивать экономику. Считаю, что Приангарье должно быть не донором, а производителем. Должна реализовываться политика глубокой переработки древесины. Если мы не будем просто поставщиками, возить в Японию и Китай хорошую древесину, а из опилок в России делать мебель, которая стоит также, как европейская, а будем создавать производственные мощности по переработке древесины, заводы по производству мебели, строительных материалов, то и региону будет в целом бОльшая польза.
Ещё бы хотелось отметить сельское хозяйство, потому что это развитие сёл, поселковых территорий, опять же – создание рабочих мест и промышленная безопасность региона. За счёт создания своих продуктов мы можем промышленно себя обезопасить, соответственно, у нас не будет завышенных цен элементарно на овощи. Мне кажется, в этом смысле сельское хозяйство должно быть опорной точкой.
- Какие есть проблемы в Иркутском округе, и как Госдума может решить их?
- Основная проблема во всех округах одна – недостаточно денег на решение социальных задач. Недостаточное количество школ, детских садов, учреждений оказания социальных услуг. Мне кажется, решить всё это можно, только перестав ждать помощи от государства, нужно конкретно что-то делать. А делать можем только за счёт заработка, нам нужно научиться заработать самостоятельно.
- Оцените год работы Сергея Левченко, можно ли это сделать сейчас?
- Не мне оценивать работу губернатора, я могу только проанализировать её, для этого нужно встать на его место и прикинуть, как бы ты повёл себя в той или иной ситуации. Когда я так делаю, то понимаю, что проблем было много, и решить их все сразу человеку, который впервые пришёл на это место, не было возможности. Год с одной стороны это очень много, но для такой должности это очень маленький срок. Человек вошёл в курс дела, чтобы он начал решать проблемы, собрал эффективную команду нужно 2-3 года. Поэтому с этой точки зрения оценивать работу ещё рано.
Договориться можно со всеми и всегда. Если встречаются два умных человека, то они всегда придут к консенсусу. Да, у коммунистов немного другое видение, но ведь они тоже выступают за развитие промышленности. Я не говорю о том, что сейчас нужно делать что-то одно и не делать другого. Всегда должно быть всестороннее планомерное развитие, да, нужно развивать промышленность и строить заводы, но на это нужно время. Пока мы будем это делать и восстанавливать экономику, не лучше ли живыми деньгами решать проблемы? А живая возможность заработать и залатать эти дыры можно только за счёт быстрого развития малого и среднего предпринимательства. Построить завод или 100 малых предприятий – немного разные весовые категории. Результат, конечно, тоже разный, но в наше время, когда мы живём в постоянном цейтноте, надо решать проблемы здесь и сейчас, а не жить чем-то эфемерным. Да, когда-то было хорошо, но это было, возвращаться в прошлое не эффективно, ведь держась за прошлые успехи, мы никогда не сможем увидеть их в будущем!
Ранее в рамках серии бесплатных интервью портал «ИрСити» побеседовал с другими кандидатами, баллотирующимися по Иркутскому одномандатному округу: Ларисой Егоровой от «Справедливой России», Максимом Евдокимовым от «Родины», Михаилом Щаповым от КПРФ, Сергеем Беспаловым от ПАРНАСа, Юрием Каньковым от «Гражданской платформы» и Виктором Емельяновым от «Зелёных».