Федеральная антимонопольная служба вынесла предварительное заключение по делу о нарушении закона о конкуренции при строительстве аэропорта Иркутска, сообщает 24 июня ТАСС со ссылкой на замруководителя ведомства Андрея Цариковского.
«ФАС выдала предварительное заключение по делу в отношении АО «Международный аэропорт Иркутск», правительства и губернатора Иркутской области, AEON и «Новапорт», ООО «Система управления» и ООО «Рампорт безопасность» о нарушении ими статьи 16 Закона о защите конкуренции - ограничивающие конкуренцию соглашения органов власти. То есть без каких-либо конкурсных процедур были даны достаточно большие преференции [компаниям] на строительство аэропорта в Иркутске», - приводятся в сообщении слова Цариковского.
Как заявил начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев, губернатор Иркутской области Сергей Левченко проигнорировал антимонопольное законодательство и указ президента о передаче аэропорта Иркутска в собственность области. В документе указывалось, что строительство аэропорта должно пройти путём государственно-частного партнёрства, а эта процедура предполагает проведение торгов.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
Сейчас существует два проекта по развитию аэропорта Иркутска. Первый – это строительство нового аэропорта за пределами Иркутска. В июне 2017 года Левченко заявил о пуле инвесторов, не назвав ни одного, которые могут вложить 2 миллиарда долларов в строительство. О его реализации сейчас ничего неизвестно.
Второй - строительство нового терминала. У проекта два инвестора – аэропорт Иркутска и структура Ростеха «Рампорт». Также предполагается участие в проекте «Новапорта». По данным минтранса, дочка «Ростеха» получила земельный участок под терминал в субаренду на 10 лет. Стоимость работ составляет более 7 миллиардов рублей. Властями эта сделка позиционируется как обычная сделка между хозяйствующими субъектами. Первый камень на месте нового терминала был заложен в августе 2018-го.
В октябре ФАС возбудила дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По версии ведомства, губернатор региона и правительство подозреваются в сговоре с компаниями бизнесмена Романа Троценко «АЕОН» и «Новапорт» и с московской фирмой «Система управления» и её «дочкой» - «Рампорт безопасность». 26 декабря ведомство обвинило структуры Троценко и власти Иркутской области в воспрепятствовании проверке. Но в пресс-службе правительства эту информацию опровергли. Эту проверку региональные власти оспаривают в арбитражном суде. Действия ФАС, по словам губернатора Иркутской области Сергея Левченко, фактически парализовали реализацию проекта по строительству нового терминала аэропорта Иркутска. В марте 2019 года власти смогли начать проектирование. По словам Левченко инвестиции Приангарья в проект составят 1 миллиард рублей.