Политический конфликт в здании городской администрации начался в конце 2018 года, стал очевиден в начале 2019-го, интенсивно развивался во время избирательной кампании в думу и подошёл к кульминации вместе с принятием бюджета на 2020-й. Сейчас кажется, что хуже уже быть не может – из-за того, что дума и администрация не могут договориться, Иркутск может войти в следующий год без принятого бюджета, лишиться федерального и областного финансирования.
Напряжение в отношениях между думой и мэрией началось, когда в конце шестого созыва депутаты внезапно обратили пристальное внимание на работу муниципальных унитарных предприятий, в частности, Центрального рынка. И если в предыдущие 4 года дума спокойно утверждала результаты работы МУПов, то в 2019-м депутаты решили посмотреть повнимательнее. Эта история тянулась с весны до осени и сейчас немного поутихла на фоне страстей по главному финансовому документу города.
Судя по обсуждению бюджета на 2020 год на заседаниях комиссий в ноябре и декабре, двум заседаниям думы и последней пресс-конференции с участием обеих сторон, дума и мэрия просто отказываются друг друга слышать. Задача депутатов во главе со спикером Дмитрием Ружниковым – показать силу. Задача мэрии, под руководством вице-мэра Виктора Ешеева (мэр Дмитрий Бердников как будто устранился от конфликта и участвовал в обсуждении только раз), - сломать депутатов и продавить свою позицию.
Коротко о ситуации
20 декабря мэр Иркутска Дмитрий Бердников отказался подписывать бюджет с поправками, мэрия предложила депутатам вернуться к первоначальному документу и доработать поправки в первом квартале 2020 года. В дело также вмешалась прокуратура, которая направила в думу протест из-за решения по бюджету. Ведомство считает, что его принятие прошло с нарушениями. Протест будет рассмотрен думой 26 декабря.
По мнению политконсультанта Владислава Шиндяева, причин у конфликта в маленьком «сером доме» много, но главная – неспособность как мэрии, так и депутатов (группами и по отдельности) идти на компромисс, плюс амбиции «отдельных личностей». Ситуацию усугубила непростая избирательная кампания, когда против многих действующих депутатов был использован административный ресурс, а мэр вёл в думу свою команду (Это же стало причиной жалобы на исполняющего полномочия главы горотделения ЕР Бердникова, которую восемь членов фракции партии в думе направили секретарю реготделения Сергею Соколу ).
«Было сильное противостояние в рамках предвыборной кампании, где был использован жёстко административный ресурс, а сейчас депутаты вымещают свои обиды и свою злобу на то, что несоответствующим образом перераспределялись ресурсы, что некоторые округа были выброшены из программы по благоустройству, на то, что не учитывались пожелания депутатов. Сейчас у них появился шанс реализовать свои какие-то требования, но всё это вылилось в противостояние между думой и исполнительной властью в городе», - считает Шиндяев.
«В Иркутске стандартная ситуация, когда амбиции выступают доминантой, и мы не умеем ни договариваться, ни консолидировать интересы. Если говорить о динамично развивающемся городе, то у нас поступательного движения вперёд нет только из-за того, что мы не умеем договариваться из-за амбиций конкретных личностей, как в городской власти, так среди депутатского корпуса», - отмечает политконсультант.
Политолог Сергей Шмидт видит причину растущего напряжения в отношениях мэрии и думы в том, что Бердников не смог провести достаточного количества «своих депутатов», но при этом в думе оказались его «убеждённые противники и конкуренты». Эксперт отмечает, что избрание Ружникова (Бывший замгендиректора ФСК «Новый город», председателем совета директоров которой является экс-глава правительства региона Александр Битаров ) спикером думы было краткосрочным тактическим союзом между депутатами, связанными со строителями, и депутатами Бердникова.
По мнению Шмидта, избрание Ружникова давало надежду на то, что конфликтующие стороны пришли к компромиссу, в котором строители получали контроль над думой в обмен на поддержку Бердникова на выборах мэра, но по неизвестным причинам этот союз развалился в течение 2-3 недель. С тех пор ситуация от заседания к заседанию только обострялась, и сейчас можно сделать вывод, что ни одна из сторон не собирается идти на уступки.
«Пока это где-то даже удивительно, поскольку иркутская политическая культура замечательна тем, что здесь все склонны к конфликту, но склонны и к торгу. Такое ощущение, что и торга не происходит», - полагает Шмидт, отмечая, что ситуация зашла в тупик.
Несмотря на то, что среди тех депутатов, которые выступают против мэрии много связанных со стройбизнесом людей (Это связанные с «Новым городом» Дмитрий Ружников и Александр Квасов, с «ДомСтроем» и депутатом Госдумы Алексеем Красноштановым – Леонид Усов, Светлана Кузнецова, Дмитрий Красноштанов и Дмитрий Ващук, а также возглавляющий стройкомпанию «Мегаполис» Алексей Распутин), Шиндяев и Шмидт считают, что о конфликте мэра со строителями говорить нельзя. Шиндяев подчёркивает, что в выяснение отношений включены не только представители строительных кланов.
«Безусловно, что законодателями мод в Иркутске являются строители, но по одной простой причине – они представители конкретных кланов и наиболее ресурсные депутаты», - отмечает Шиндяев.
По его мнению, депутатам и мэрии нужно обязательно найти компромиссное решение, несмотря на репутационные потери с обеих сторон. К такому выходу из ситуации нужно стремиться с одной целью, подчёркивает Шиндяев, - ради жителей Иркутска.
Шмидт полагает, что причиной конфликта в здании администрации Иркутска может быть не только несовпадение интересов, но просто личный конфликт.
«Мы говорим об участниках политической жизни, как о героях компьютерной игры, у которых есть только одни интересы, и мы пытаемся понять, как они эти интересы отстаивают, борются за них, согласуют друг с другом. Но надо помнить – это тоже немного иркутская специфика – здесь большое значение может иметь фактор личной неприязни, личная психология, особенно, когда речь идёт о таких сильных натурах, как Бердников, Битаров, поэтому личные симпатии и антипатии могут вмешиваться в эту политическую историю», - отмечает он.