Полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло провёл понедельник в Иркутске. Отдельной темой для его визита стала подготовка к грядущему чемпионату мира по хоккею с мячом - по этому поводу в правительстве собрали «совещание, а не междусобойчик».
Прогноз погоды
После короткого вступления (в котором полпред рассказал о высокой планке проведения мероприятий, которую установила прошедшая в 2019 году Универсиада в Красноярске) Сергей Меняйло начал почти допрашивать местных чиновников. И первый вопрос – прогноз погоды. Почему? По данным Минспорта региона, матчи группы B, которые состоятся с 1 по 6 марта, пройдут на естественном льду, лишь на «Рекорде» - покрытие искусственное. Исходя из предполагаемых температур, игры назначили на утро и вечер.
«Делаем всё с оглядкой [на Универсиаду]. Запасли более 300 с лишним тысяч тонн снега, началась Универсиада, погода - ноль, плюс, закончилась — снега сколько угодно. Поставили снежные пушки, в принципе, справились. Мы должны быть готовыми ко всему, если на стадионе естественный лёд, надо понимать, будет он в то время или нет. Мы же понимаем, что ото льда, от погоды зависит многое, в том числе и для игроков», — подчеркнул полпред.
- С Гидрометцентром разговаривали? Может, есть долгосрочный прогноз, сравнение с прошлым годом, есть такая статистика? - спросил Меняйло.
- Статистика есть, мы уточним, - ответил министр спорта Илья Резник.
- Уважаемые друзья, давайте по-взрослому подойдём к этому моменту? Уточнять надо было вчера. Мы с вами вышли на финишную прямую и должны понимать, что будет утром, днём, вечером. Хотя бы примерно. Я не зря акцентирую внимание. Ведь эти соревнования – это лицо не только Иркутска и Иркутской области, это лицо России, - взывал к присутствующим полпред.
Тут слово попросил глава федерации хоккея с мячом Владимир Матиенко.
- Погоду контролируем каждый день. Температура с 1 по 6 марта ночная в районе минус 8-10, днём – от нуля до минус 2, до плюс 3. Эта погода позволяет нам спокойно ночью готовить стадионы, и по крайней мере с утра до обеда проводить все матчи, - рассказал он.
- Если у вас температура 0 — плюс 3, то какая скорость таяния льда? - продолжал полпред, - Нужно ли дополнительно снег туда завозить, чтобы в минусовую температуру там его заливать? Я бы спокойно так не относился. Я не сомневаюсь в том, что мы подготовимся и проведём чемпионат, но надо эти вопросы решать. [Это] слова, наверно, паразиты: «мы составили дорожную карту», «мы составили план» и всё остальное. Если вы думаете, что я обстановкой не владею, вы глубоко ошибаетесь. Я знаю, что по дорожным картам и планам, к сожалению, часть мероприятий остаются на бумаге или не продуманы до конца.
После этого присутствующие обсудили прилёт и прохождение контрольно-пропускного пункта в иркутском аэропорту. Всего из 19 иностранных команд 17 прилетят организовано из Москвы, две – самостоятельно. В каждой команде – по 25 человек. Меняйло поручил сделать всё, чтобы не создавать в аэропорту очередей и не парализовать его работу, в том числе по обслуживанию международных рейсов.
- В этой ситуации мелочей не бывает, потому что любая мелочь, которая вызывает негатив, это имиджевые потери России! – заметил полпред.
Следующий вопрос – транспортное обеспечение. Договор заключён с дочерним предприятием Иркутского авиазавода - «Иркут-Автотранс». По данным Матиенко, в парке компании есть 18 больших автобусов 2012-2018 годов выпуска.
- Вы сами смотрели эти автобусы? (Кобзеву) Игорь Иванович, дайте команду, чтобы посмотреть автобусы, только пусть выберут не самый лучший, - поручил Меняйло.
- И не самый худший тогда, - тут же вставил Матиенко.
- Значит так! - отрезал полпред. - Для всех команд автобусы должны быть одинаковыми. По внешнему виду и внутреннему содержанию. А ГАИ их должно досмотреть и допустить.
Полицейские ответили на это: «Конечно».
- Опыт проведения международных мероприятий показывает, что иногда водители теряются в городе и едут не по тому маршруту, - вкрадчиво продолжил полпред.
- У нас такого не может быть! Отвечаю, - несколько раз повторил Владимир Матиенко.
- Никогда не говорите никогда...
По словам Матиенко, к каждой команде будет прикреплён волонтёр с хорошим знанием английского языка, также автобусы будут сопровождать экипажи ГИБДД. Диспетчерский пункт для связи с волонтёрами создадут в ледовом дворце «Байкал». Он будет работать круглосуточно.
- По каждой команде сделана дорожная карта… — начал было Матиенко.
- Уберите из лексикона слова «дорожная карта»! — прервал его Меняйло.
Матиенко рассказал, что по каждой команде есть понимание от прибытия в Москву, затем в Иркутск до размещения в гостиницах и обеспечения питанием. После этого Меняйло раздал поручения министерствам и ведомствам проконтролировать пожарную безопасность, обеспечение общественного порядка, средства размещения, питания, транспорта.
- У вас есть опыт подготовки? – вдруг строго спросил Меняйло.
- Четвёртый чемпионат мира провожу как руководитель дирекции, - ответил Матиенко.
- Слава богу, - выдохнул полпред.
- И когда я говорю, что не подведу никого, я, правда, постараюсь сделать всё, чтоб никого не подвести, - продолжил Матиенко.
- Я хочу привести пример из жизни, что гарантию даже в морге не дают, - ещё более неожиданно начал Меняйло. - Один мой близкий друг пролежал три дня в морге, награждён орденом красной звезды посмертно. Я знаю, что такое вопросы подготовки и управления, и знаю, что срывы и сбои могут быть. Никто не застрахован. Сбои – это нормальное явление, самое главное – реагировать на них своевременно.
Грязный снег
Перед обсуждением подготовки городов, где пройдут матчи, - Иркутска и Шелехова, - Меняйло задал болезненный вопрос о парковках в районе Ледового дворца. По словам мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, всего определено 1150 машиномест, каждое оборудуют освещением и видеонаблюдением.
- К какому сроку? – потребовал Меняйло.
- Я думаю, к середине марта мы по парковкам уже отчитаемся, - спокойно ответил мэр.
- Дмитрий Викторович, уже времени нет, чтобы говорить терминами «я думаю». Если не готовы, значит не готовы, значит нужны компенсационные мероприятия...
- Слово «не готовы» для нас неприемлемо. Мы любой ценой выполним все поставленные задачи, - заявил на это мэр.
- Если не хватает парковок, то где будут перехватывающие парковки. И чтобы столпотворения машин тоже не было, потому что это вызывает соответствующие сложности в случае эвакуации, не дай бог, - заметил Меняйло.
- Так точно, - отрапортовал Бердников. - Мы отработали три перехватывающие парковки в трёх районах города. С марта будет массовое оповещение со схемой, которая к этому моменту будет утверждена ГИБДД.
- На вашей совести, - ответил ему полпред.
После обсудили инженерную инфраструктуру, в частности, энергоснабжение объекта. Новый ледовый дворец будут питать два источника, также предусмотрен резервный на случай аварийной ситуации. Меняйло потребовал, чтобы на генеральной репетиции нагрузка на инженерию была максимальной.
- Внешний вид города. Хотя весь город не успеете сделать, я Игорю Ивановичу всё уже высказал, что если вот так провезти наших гостей, то в некоторых местах можно реалитишоу устраивать, - тяжело сказал полпред.
- Мы в отличие от Красноярска ни копейки не получили на подготовку, - заметил Бердников.
- Докладываю голосом! - резко ответил ему Меняйло, - Красноярск тоже ни копейки не получил, потому что не включил подготовку города в план подготовки к Универсиаде, делал всё за свой счёт. Прося потом компенсацию, кстати, компенсацию ещё за это не получил.
Посреди диалога Меняйло вдруг спросил у мэра:
- Какая погода в конце марта – начале апреля?
- Хорошая погода, - ответил Бердников.
- Понятно. Ответ полный, - сыронизировал полпред и продолжил дальше про город.
- Мне бы было стыдно за эти отбойники, ограничители чёрного цвета, плюс снег. Хотя бы вдоль гостевых маршрутов наведите порядок, один Шанхай ваш [чего стоит] – туда гостей лучше не пускать. Реклама и фасады - тоже можно было навести прядок. Три года прошло, как мы говорили, что нужно получить паспорта фасадов.
- Есть паспорта, — ответил мэр.
- Если есть, почему фасады в порядок не приведены?
- Работаем, Сергей Иванович, посмотрите, какой сегодня город красивый, - по-доброму начал Бердников.
- Игорь Иванович, - тихо обратился к Кобзеву полпред. - Посмотрите, если надо добавить денежек... (Бердникову) У вас какой бюджет? 18 миллиардов? А население сколько?
- 651 тысяча.
- Хороший бюджет, Дмитрий Викторович, - заметил Меняйло.
- А нагрузку несём как миллионник, - сказал ему Бердников.
- Наведите порядок в городе, — отрезал полпред.
- Есть!
- Перед открытием я к вам приеду. И тогда посмотрим.
По Шелехову распоряжения были те же.
- Если порядок не можем навести по всему городу, то хоть по всему гостевому маршруту, - говорил Меняйло.
- Порядок во всём городе наводим, гостевой маршрут в приоритете. Что касается подготовки. Мы её ведём с лета 2019 года. Первое, что сделано, это приведение в порядок стадиона «Строитель», — рассказывал мэр Шелехова Сергей Липин.
- То есть не стыдно будет приехать к вам и посмотреть?
- Мы вас приглашаем.
- Я могу без приглашения приехать. Вы меня по гостевому маршруту не повезёте, я найду, куда заехать.
Атмосфера праздника
Кажется, наиболее болезненной темой оказалось организация культурной программы. Заммэра Иркутска Виталий Барышников начал с самого начала, рассказывая про церемонии открытия и закрытия матчей в двух группах, а также награждения победителей. Это Сергея Меняйло не устроило.
- Команды – это хорошо, классно, тренера – тоже классно, те, кто станут, чемпионами мира, тоже классно. Но количество зрителей на спортивных объектах ограничено, а другие люди, которые живут в Иркутске, Шелехове, обыкновенные горожане? У них какое праздничное настроение будет? От чего? От того, что вы будете награждать? Вы хотите заставить их лежать на диване, смотреть телевизор? – возмущался полпред.
- Никак нет, - по-военному ответил Барышников. - У нас 1 марта вместе с открытием начинается общий праздник Масленица.
- И Масленицу вы будете праздновать до конца апреля? До конца чемпионата мира? – перебил его Меняйло.
- Никак нет. Но Масленица позволит и гостям, и горожанам показать наши традиции. У нас в городе помимо активной информационной кампании будут работать все учреждения культуры в режиме бесплатного пропуска команд, почётных граждан, ветеранов...
- Чем создаётся праздничное настроение у человека? Открытыми музеями или культурно-массовыми мероприятиями, которые что-то пропагандируют, развлекательный характер носят? Пример. Я не сторонник этого, но фан-зона. Граждане, которые не попали на стадион, свистят, болеют, чай пьют. Настроение создать надо! Открытием музеев не создадите, это на любителя, - выделял каждое слово полпред.
- Понимаю. Будут организованы мероприятия.
- Где министр культуры?
- Исполняющий обязанности Дячук.
- Вас же это касается в первую голову.
- Проработаем, - коротко ответил замминистра Руслан Дячук.
- Вы уже должны были проработать. Хотя бы фильм покажите, который сделало Русское географическое общество. Это мультимедийная выставка, там есть и Иркутская область. На все возможные экраны.
А ещё Меняйло спросил про дополнительную подсветку. По словам мэра Иркутска Дмитрия Бердникова, будет иллюминация в районе ледового дворца, а также стадиона «Рекорд» и «Зенит».
- То есть, подняв квадрокоптер, мы увидим два светящихся объекта в лучах света и тёмный Иркутск? – вновь сыронизировал полпред.
- Иркутск не тёмный, Иркутск всегда у нас освещён. Хотел бы добавить, что есть культурные центры, которые будут проводить массовые мероприятия на открытых площадках, - ответил Бердников.
- Хорош говорить в будущем! Вы уже должны полным ходом делать.
Уже после совещания Кобзев журналистам по-доброму объяснял: «Мы здесь собрались не чтобы поругать, а чтобы люди встрепенулись».
«Почему в таком стиле прошло совещание? Я хочу сказать, что для того, чтобы что-то сделать, надо понимать, что делаешь, и результат должен быть. Вопросы задавались элементарные, я их знаю не по бумажке, а из практики, и знаю, где могут быть сбои. И когда говорят «дорожная карта», «план», это не гарантия того, что всё будет сделано, как спланировано, есть тонкие места», - мягко улыбался Меняйло.