Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев на пресс-конференции 21 декабря прокомментировал итоги торгов на разработку технико-экономического обоснования реконструкции аэропорта Иркутска.
Итоги конкурса подведены 16 декабря. Иркутская торговая компания «Алмаз», предложившая за контракт 17 миллионов рублей при начальной стоимости в 55 миллионов рублей, была признана победителем. Фирма не представила информацию о ранее заключённых аналогичных договорах и рекомендательные письма от предыдущих заказчиков. Кроме «Алмаза», в торгах участвовали четыре московские компании. Директор компании подтвердил, что у фирмы нет подобного опыта, но есть «опыт сопровождения социально ориентированных проектов»
По мнению главы региона, у компании, которая стала победителем торгов, не хватит ресурсов, чтобы решить поставленные перед ней задачи в этом направлении. По его словам, предполагается, что компания должна «изучить всю проблематику вопроса» - по строительству нового аэропорта, по реконструкции старого аэровокзала, строительства взлётно-посадочной полосы, согласования с профильными ведомствами. Именно поэтому, отметил губернатор, на выполнение работ было заложено более 50 миллионов рублей.
«Нам нужна компания с мировым именем, которая могла бы дать решения, которые мы сможем использовать в дальнейшем. […] Мы тоже обеспокоены, что сегодня выходит компания, которая не понимает конечной цели и важность для жителей региона», - заявил Кобзев, подчеркнув, что «профессионализм и справедливость должны восторжествовать».
По его словам, вопрос по этому аукциону решат в ближайшее время.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
Вопрос строительства нового аэропорта рассматривается более 20 лет. В 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры, так регион потерял более 20 миллиардов рублей на новую взлётно-посадочную полосу. По предположениям предыдущего правительства, рассчитывать на выделение из федерального бюджета денег на аэропорт можно будет только после 2022 года.
Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к проекту холдинг Романа Троценко «Новапорт», но ФАС дважды предупреждала его о незаконности таких действий. В июне 2017-го Левченко заявил о пуле инвесторов с объёмом вложений около 2 миллиардов долларов. Но власти тогда так и не определились с местом расположения нового аэропорта.
В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что будет построен новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе в торжественной обстановке был заложен камень на месте строительства нового терминала, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020-го ФАС оштрафовала Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.
В марте губернатор Игорь Кобзев поручил правительству до конца 2020 года выбрать инвестора по развитию аэропорта, но вместо этого объявили конкурс на разработку ТЭО. В сентябре глава заявил, что власти готовы передать взлётно-посадочную полосу в федеральную собственность.
Как сообщали в пресс-службе правительства, до 2024 года необходимо провести реконструкцию рулёжных дорожек, светосигнального оборудования, строительство площадки для обработки судов противообледенительной жидкостью, нового аэровокзального комплекса международных и внутренних авиалиний, привокзальной площади и подъездных дорог, а также возведение перрона и очистных сооружений. Финансовая потребность на реализацию этих мероприятий составляет 16,27 миллиарда рублей с участием федерального бюджета. Предварительно одобрено софинансирование в размере 5,32 миллиарда рублей.