После начала спецоперации на Украине многие мировые бренды объявили об уходе с российского рынка. В частности, об этом заявляли немецкая компания Bosch, шведская Electrolux, американские Ariston и Whirpool (в нее также входят популярные бренды Indesit и Hotpoint), а также многие другие. Кто пришел им на замену? Сколько стоят белорусские и турецкие стиральные машины и плиты? И хуже ли они тех, что производятся под ушедшими брендами? Мы погуляли по магазинам в Иркутске и узнали что к чему.
Мы посетили пять крупных иркутских магазинов — DNS, «М. Видео», «Эльдорадо», «Эксперт» и «Технодом». Везде бросилось в глаза наличие большого количества западной техники. Казалось бы, о каком уходе крупных брендов можно говорить, если их товары через один стоят в каждом магазине?
— Холодильники или стиралки — не та техника, которую покупают часто. Как правило, в нее нужно серьезно вкладываться, спрос на нее меньше, чем на мелкие бытовые приборы или, скажем, телефоны. Поэтому техника [западных брендов] есть, ее покупают, но запасов достаточно, — рассказал консультант в DNS.
Самые недорогие варианты стиральных машин здесь начинаются примерно с 17–18 тысяч рублей. Это техника российских брендов DEXP и «Бирюса». Первая торговая марка аффилирована с DNS, техника собирается на территории России из иностранных комплектующих. А вот красноярская «Бирюса» — производитель с именем и опытом: предприятие работает с 1963 года, но с 2008-го не имеет производства полного цикла.
В бюджетном сегменте (до 25–30 тысяч), по словам продавца, наибольшим спросом пользуются стиралки от Candy (Италия), Indesit и Beko (Турция). Есть и «элитные» варианты — машинка от Bosch с функцией сушки обойдется в 125 тысяч. Примерно в два раза дешевле — Samsung и LG.
— Есть, так скажем, малоизвестные бренды — Hisense, Haier. Бытовая техника от них менее популярна, чем телевизоры или смартфоны. Причем, стиральные машины у них по параметрам находятся на неплохом уровне, а стоят они дешевле «Бошей», — добавил сотрудник магазина.
С холодильниками тоже в плане выбора полный порядок — от «Атлантов» (Белоруссия) и «Бирюсы» за 20–25 тысяч до навороченных «Бошей» или Hitachi (Япония), ценник на которые находится в пределах 80 тысяч.
Нет недостатка и в другой импортной технике известных брендов — микроволновках, духовых шкафах и плитах.
Примерно то же самое говорят и в «Технодоме». Ассортимент бытовой техники там не очень отличается от DNS. Среди стиралок можно найти как бюджетные итальянские Candy или российские Leran и Willmark, так и более дорогие LG (Корея), Bosch и AEG (Германия).
Импортные холодильники от словенской фирмы Gorenje и немецкого Bosch соседствуют с отечественными Pozis (бывший завод имени Серго, расположенный в Татарстане) и белорусскими «Атлантами». Последние, по словам продавцов, пользуются спросом среди покупателей.
— «Атлант» — надежная техника, не помню случаев возврата по ним. Также часто берут Gorenje, но они вроде бы ушли из России, — отметил один из сотрудников магазина.
В «Эксперте» обнаружился целый ряд холодильников немецкой фирмы Liebherr — этот производитель считается одним из премиумных в сегменте бытовой техники. В отличие от того же Bosch, этот бренд не стал заявлять об уходе из России. Более того, в Нижегородской области у немецкой компании действует завод.
Однокамерные холодильники этого бренда стоят в пределах от 50 до 80 тысяч рублей. Отечественные Pozis стоят дешевле — около 30–35 тысяч. Но, как сказал консультант, Liebherr — это большой бренд, фактически знак качества.
Есть несколько стендов с техникой Samsung и LG. Первая компания заявляла о приостановке поставок в Россию, но сейчас, насколько можно судить, проблемы с этим решены. LG пока об этом не объявлял, но, как сообщал «КоммерсантЪ» в октябре, возможность переноса производственных мощностей рассматривается.
В связи с этим возникает вопрос — что делать человеку, который купил продукцию производителя, который потом ушел из России, примут ли у него технику на гарантийный ремонт. В магазине сказали, что если такая проблема возникнет, обращаться нужно именно к ним, а они подберут сервисный центр, который сможет обслуживать технику того или иного производителя.
В «М. Видео» и «Эльдорадо» наряду с широко известными брендами обнаружились их менее популярные конкуренты. Например, в сегменте стиралок — это китайская Midea, которая была представлена в России и до февраля, но сейчас усиленно обрабатывает наш рынок.
Смотрю на характеристики рядом стоящих Midea и Whirpool. Они практически идентичны, но разница в стоимости — больше 16 тысяч рублей.
— Честно сказать, не знаю, с чем это связано. Про Midea ничего плохого сказать не могу, — сказал консультант в зале «М. Видео».
Он же добавил, что найти стиральную машину сейчас не проблема — популярные марки типа Bosch или Samsung подорожали, но более бюджетные варианты — Haier, Beko, Grundig, Candy — ничем им не уступают, а спрос на них становится всё выше.
В «Эльдорадо» тоже отмечают, что новые бренды — типа Haier или Hi (последний — российский и аффилирован с этой сетью магазинов) — присутствуют практически во всех сегментах, и покупатели всё чаще обращают на них внимание. Сказывается цена — они примерно на 10–15% дешевле более раскрученных марок. Но тут же продавец обратил внимание — опасение к «необычным» брендам всё равно есть, поэтому люди подолгу думают, когда выбирают товар.
В целом же во всех магазинах, где мы побывали, отмечают, что проблем с импортной техникой даже премиум-уровня нет и не предвидится — запасы есть, «официальные» поставки можно будет заменить параллельным импортом. Но многообразие торговых марок создает другую проблему у покупателей — многие из них боятся попасть впросак, купив «темную лошадку», поэтому готовы серьезно переплачивать за известного производителя.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.