Мама умерла от рака, когда Кате исполнилось 8 лет. Меньше чем через месяц ушел из жизни отец. И ребенок остался бы сиротой, если бы не старшая сестра Марина. Несмотря на то что у нее самой уже были маленькие дети, она оформила опеку на Катю, а все пособия, которые государство начисляло ребенку, откладывала на отдельный счет. На будущее. Семья жила на детские пособия и «опекунские», сумма выходила небольшая, но всем хватало. Но в августе 2023 года Марина и ее дети остались без денег — соцопека не одобрила выплаты. Как так вышло, разбиралась редакция «ИрСити».
Все имена изменены по просьбе героев публикации.
Марине 32 года, у нее за плечами два брака, а на руках — четверо детей. Девять лет назад было очень трудно и страшно. Катя должна была пойти в первый класс, когда ее мама узнала страшный диагноз. Она попросила старшую дочь Марину забрать Катюшу к себе. На лечение пришлось ехать в другой город, и длилось оно долгих 10 месяцев. К сожалению, спастись женщине не удалось. Буквально через три недели умер отец. Марина собрала необходимые документы, чтобы оформить на младшую сестру опеку, но с первого раза у неё не получилось. О том времени девушка вспоминать не любит: «Те два месяца были настоящим адом».
— Всё, что нажили родители, ребенку не досталось. Даже личные вещи, такие как письменный стол, кровать, одежда, игрушки, мы не смогли забрать. Всё продали совершенно чужие люди, — добавила Марина.
Несмотря на это, семье удалось выправиться. Сейчас трое детей Марины уже взросленькие: им 12, 10 и 8 лет. Да и Катенька совсем выросла — в январе отметили ее 17-летие. С бывшими мужьями Марине не всегда удается договориться — алименты никто из них не платит. Но женщина справляется — она ловко управляется с деньгами, которые ей выплачивает государство. До августа 2022 года она получала выплаты на детей в размере половины от прожиточного минимума. А потом соцопека одобрила пособие на 100% этой величины. На одного ребенка выходило почти 19 тысяч рублей. Плюс «опекунские» — около 26 тысяч.
Деньги, которые государство начисляло ребенку, потерявшему обоих родителей и взятому под опеку, сначала откладывались на сберкнижку, затем их перевели два банковских счета. Ни копейки, заверяет Марина, из этих выплат не тратилось. «Я хочу, чтобы она выросла и у нее были свои деньги», — подчеркивает она.
Причем, заметила женщина, даже если бы она решилась потратить деньги Кати, то пришлось бы фактически получать одобрение в Минсоцразвития: сначала бы пришлось объяснять цели расходов, а потом предоставлять чеки.
За 9 лет на счетах Кати накопилось более 2 миллионов рублей. Пару лет назад чиновники предложили Марине открыть еще один вклад, чтобы перечислять туда проценты со счетов Кати. «Я не против, наоборот, только за то, чтобы у ребенка были деньги. Но теперь пострадали и мои дети», — замечает женщина.
В августе 2023 года Марина через «Госуслуги» подала заявление на выплату единого пособия на детей, но ей пришел отказ. В отделения Социального фонда объяснили, что дело всё в процентах, которые набежали по вкладам, всего сумма составила чуть более 29 тысяч рублей. С их учетом выходило, что доходы семьи выше прожиточного минимума, а это значит, что они вышли из категории нуждающихся, следует из ответа соцфонда (есть в распоряжении редакции). В итоге все четверо детей остались без единого пособия.
Единое пособие объединяет выплаты на детей до трех лет, пособие на детей от 3 до 7 лет, пособие на детей от 8 до 16 лет и пособие женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности. Размер пособия на детей колеблется от 50 до 100% детского прожиточного минимума. Пособие назначают с учетом комплексной оценки нуждаемости: доходов семьи, имущества, вкладов, занятости каждого из родителей (так называемое «правило нулевого дохода»). В Иркутской области в 2024 году размер прожиточного минимума на детей в среднем составляет 15 684 рубля.
— Я всегда получала пособие, а в этот раз мне ничего не одобрили. С учетом того, что алименты я не получала на своих детей и официально не работаю, — заметила Марина.
Тогда женщина обратилась в соцопеку и предложила закрыть вклад по процентам, на что вновь получила отказ: это могло нарушить права опекаемого ребенка.
После она написала жалобы в прокуратуру и Следственный комитет. «Везде вроде и помочь хотят, но говорят, что всё по закону», — сетует Марина, добавляя, что считает действия соцопеки незаконными.
Не сумев быстро добиться от органов соцопеки решения, женщина обратилась к бывшему мужу, с которым удалось сохранить хорошие отношения. С ноября 2023-го он начал перечислять алименты. Плюс удалось на него переоформить единое пособие, но в половинном размере. Марина считает такое положение дел не очень справедливым — ведь воспитанием ребятишек занимается она одна.
Чтобы решить свою проблему, женщина пошла в суд. Она потребовала признать счета Кати номинальными, так как с 1 декабря 2023 года закон разрешает не учитывать проценты по таким счетам при начислении единого пособия.
— Я взяла выписки в банке за все 9 лет, чтобы доказать, что те 2 миллиона рублей — это не наследство Кати, это накопилась пенсия по потере кормильца, — подчеркнула женщина. По ее словам, чиновники предложили открыть более выгодный вклад и положить на него накопленные средства Кати, а детей содержать на проценты. Но Марина категорически отказалась, настояв на выплате пособий с августа прошлого года.
Иск к Минсоцразвития и соцфонду поступил в Кировский районный суд Иркутска в декабре 2023-го. Ближайшее заседание назначено на 11 марта.
Что говорят юристы?
Прокомментировать эту ситуацию мы попросили руководителя юридического центра «Все юридические вопросы» Дмитрия Федорова. Он ссылается на положения постановления правительства России «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка», утвержденного в декабре 2022 года. Этим документом были утверждены правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
— Таким образом, в рассматриваемой нами ситуации доход, который семья Марины получила по банковскому вкладу за год, должен делиться на 12 месяцев, чтобы выяснить, превышают ли все полученные семьей доходы за месяц (в том числе и проценты по банковским вкладам) величину прожиточного минимума. В этом случае полученная семьей за год по вкладу сумма процентов в размере 29 тысяч рублей должна быть разделена на 12 месяцев — получаем сумму 2,4 тысячи рублей. И если с учетом иных имеющихся у семьи доходов общий размер их за месяц (вместе с указанной выше суммой процентов по вкладу за 1 месяц в размере 2,4 тысячи) не превышает сумму прожиточного минимума, то отказ госоргана в выплате пособия незаконен. В суде со ссылкой на указанные нормы постановления Правительства РФ от 16 декабря 2022 года № 2330 заявитель имеет четкую базу для признания такого решения не соответствующим нормативным актам, — подчеркивает Дмитрий Фёдоров.
Эксперт уточняет, что по федеральному закону № 48 «Об опеке и попечительстве» отказ соцопеки в выдаче разрешения на закрытие банковского вклада должен быть мотивирован.
— Насколько видно из представленных документов, какого-либо конкретного основания в данном случае орган опеки не привел, ограничившись ссылками на нормативную базу, но по смыслу закона отказ должен быть обусловлен ссылкой на фактические обстоятельства, что в этом случае не сделано. С учетом этого в течение 3 месяцев отказ также может быть обжалован в суде как нарушающий интересы детей, — резюмировал юрист.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.