Общественная палата при президенте России в конце мая 2024 года побывала в Иркутске, где осмотрела несколько спортивных объектов. Среди них было несколько скейт-парков, которые построили совсем недавно, — в Комсомольском парке и в микрорайоне Приморском. Эксперты ОП пришли к неутешительному выводу, что оба сооружения опасны для эксплуатации. У застройщика этих объектов совершенно другая точка зрения: он считает, что общественников на них натравили конкуренты исходя из своих собственных интересов. Мы попытались разобраться в этой ситуации и понять, что же с этими скейт-площадками не так.
Снести нельзя оставить
Общественная инспекция в Иркутске проходила в конце мая в рамках форума «Сообщество» Общественной палаты РФ. В ней принимали участие замглавы комиссии по физкультуре ОП Валентин Работенко и член комиссии Иван Шмонин, которые сами занимаются уличными видами спорта. Работенко в 2015 году представлял Россию на международных соревнованиях по паркуру.
Члены комиссии по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни Общественной палаты России проверили четыре скейт-парка. Два из них находятся на территориях, которые благоустраивала иркутская компания «Экостэп», — речь идет об объектах в микрорайоне Приморском (его фирма возводила своими силами) и Комсомольском парке (его отдали на субподряд). Две другие скейт-площадки — в микрорайоне Солнечном и на улице Мичурина в Ново-Ленино — возводил иркутский райдер Дмитрий Алексеев (сам он был одним из инспекторов во время этого выезда).
«Экостэп Иркутск» — одна из ведущих компаний по благоустройству в Иркутске за последние годы. В 2024 году фирма была задействована на пяти объектах — на достройке Комсомольского парка, в сквере «Ирис», на бульваре Солнечном, в сквере на пересечении улиц Горького и Ленина, а также на береговой линии Ушаковки в пределах улицы Храмцовской. Часть объектов была сдана со значительным отставанием по срокам.
Дмитрий Алексеев — иркутский спортсмен-экстремал, райдер и индивидуальный предприниматель. Его первым официально построенным объектом стал скейт-парк на улице Дыбовского в Солнечном (его тоже проверяли на выезде ОП РФ в Иркутске).
Как следует из экспертизы ОП РФ, ко всем объектам есть вопросы. Конструкции в Солнечном и на Мичурина в целом соответствуют требованиям безопасности, но требуют ремонта из-за износа (первый был построен в 2016 году, второй — в 2021-м). А вот объекты в Приморском и Комсомольском парке, как считают общественники, изначально опасны для эксплуатации.
— Исходное техническое задание не соответствует необходимым нормам, оборудование изготовлено с существенными нарушениями вышеуказанных норм, что может привести к повышенному травматизму при его использовании. Отдельные фигуры скейт-парка выполнены с грубыми нарушениями и являются опасными для катания, — говорится в заключении Общественной палаты по парку в Комсомольском.
Что касается парка в Приморском, то он выполнен «с существенными отклонениями от исходного технического задания и может представлять опасность для катающихся», в частности речь идет о неправильных радиусах рампы, высоте центральных гребней рампы. Это приводит к дисбалансу скорости и амплитуды скорости при катании. Металлические детали и места примыкания к ним фанеры сделаны небезопасным способом. Это всё может привести к травмам у катающихся подростков. Члены Общественной палаты рекомендовали полностью исправить геометрию каркаса скейт-площадки в Приморском.
В состав общественных инспекторов при проверке, проводившейся Общественной палатой, вошли Мари Пачу и Дмитрий Алексеев, которые занимаются производством таких объектов в Иркутске. Представителей «Экостэпа» на мероприятии не было.
Скейт-парк с бритвой
В конце лета 2024-го мы встретились с Дмитрием Алексеевым и попросили его рассказать, в чём именно заключаются недостатки скейт-парка в Приморском.
По его мнению, при строительстве таких объектов, как скейт-парки и рампы, нужно обладать особыми компетенциями. В частности, необходимо строго соблюдать геометрию оборудования, технологии сопряжения и выбор материалов, поскольку всё это влияет на безопасность оборудования для катания.
Рампа должна представлять из себя деревянный или бетонный полужелоб, состоящий из двух противоположно расположенных радиусных стенок, которые должны быть одинаковой высоты. Она может быть многоуровневой, как представлено здесь, но противолежащие стороны должны быть строго одной высоты. Это необходимо для того, чтобы был баланс скорости.
— В данном случае рампа сделана с нарушением этого базового принципа. Высота разгонной стартовой площадки примерно в пять раз выше, чем средний гребень, так называемый спайн. У них разные радиусы, что тоже недопустимо при строительстве рампы, радиусы должны быть одинаковыми. Здесь мы имеем не рампу (то есть симметричный желоб, на котором можно кататься от стенки к стенке), а две большие разгонные горки (довольно крутые) и два трамплина, расположенные в центре, которые значительно ниже, — объяснил Алексеев.
По его словам, всё это приводит к тому, что скейтер, спускаясь с рампы, набирает высокую стартовую скорость и совершает прыжок в длину, а не в высоту, как это должно быть в рампе. По его словам, если из нынешней рампы убрать среднюю часть, то тогда получилась бы подходящая для катания мини-рампа.
Также у него возникли вопросы к техническому исполнению объекта и материалам, использованным для его создания. К примеру, металлические пластины защищающие грани рампы, установлены внахлест, а не в одной плоскости. Фактически это бритва, которая будет ломать не только самокаты, но и самих людей, если они вдруг упадут во время исполнения какого-либо трюка.
Среди прочих недостатков он выделил то, как исполнено соединение стола рампы (это верхняя часть, на которой стоят спортсмены) с ее радиусом. Эти элементы соединяются коупингом — выступающей трубой.
— В ГОСТе четко прописано, что ребро должно быть выше, чем прилегающая поверхность, до 12 миллиметров. Здесь ребро утоплено. Оно не выполняет свою функцию. На него должно заезжать колесо или платформа снаряда, его можно использовать для того, чтобы сделать на него стойку, и для того, чтобы защитить фанеру. В данном случае фанера находится выше ребра — коупинг не выполняет свою функцию, — подчеркнул он.
Также он обратил внимание на состояние фанеры: местами на ней образовались пробоины. По его мнению, это могло произойти из-за строения внутреннего каркаса рампы — шаг укладки поперечных досок оказался больше, чем следовало. Из-за этого фанера может пружинить и быть недостаточно жесткой во время катания. При этом сам материал для рампы он назвал соответствующим требованиям.
В качестве удачного примера строительства деревянных рамп в Иркутске Дмитрий Алексеев выделил скейт-площадку в Парке инициативной молодежи на улице Терешковой. Ее построили в 2022 году, возведением занималась краснодарская фирма XSA Ramps — компания, имеющая большой опыт сооружения трюковых объектов по всей России. Она же проектировала бетонный скейт-парк на улице Братской, который построили в 2023-м.
«С экспертизой это не имеет ничего общего»
В сентябре 2024-го мы обратились к руководителю компании «Экостэп-Иркутск» Айку Гндляну с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг скейт-площадки в Приморском. К тому моменту ею заинтересовались не только журналисты, но и правоохранители.
Гндлян рассказал, что Мария Пачу (она входила в число общественных инспекторов при проведении проверки ОП) обратилась в СК и просила привлечь представителей «Экостэпа» к ответственности как недобросовестных подрядчиков. Ведомство организовало доследственную проверку, в которой участвовали представители мэрии и подрядчика. Выяснилось, что на момент приемки скейт-парк находился в удовлетворительном состоянии, никаких замечаний и претензий у заказчика в лице комитета городского обустройства к подрядчику не возникало.
— Если вы посмотрите общественных инспекторов, первая фамилия — ее (Марии Пачу. — Прим. ред.), вторая — Дмитрия Алексеева. По этому парку она выступала как индивидуальный предприниматель, она строит такие же скейт-парки. В течение всего прошлого года она пыталась доказать, что ее скейт-парки лучшие и нам надо заплатить на 1,5 миллиона больше (по договору субподряда. — Прим. ред.). Всё это задокументировано, есть все переписки, есть подтверждения, все эти документы были переданы в Следственный комитет, — заявил Гндлян.
По словам Алексеева, представители компании «Экостеп» обращались с запросом коммерческого предложения на строительство скейт-парка в Приморском весной 2023 года.
— Изначально по ряду причин мы не планировали брать этот объект и рассчитывали, что его реализацией займутся наши коллеги по строительству скейт-парков из другого региона, которые также принимали участие в проектировании объектов парка «Приморский». В июле–августе «Экостэп» делал повторные запросы, и стало понятно, что рампу строить некому, а на территории парка всё еще велись работы по благоустройству. Мы подготовили актуальное предложение и пошли на уступки в условиях, но подписание договора из-за разногласий в условиях затянулось. Поскольку по требованиям муниципального контракта скейт-парк должен был быть сдан в сентябре, мы объективно не успели бы реализовать объект вовремя, о чём известили «Экостэп», и отказались от подписания договора на поставку спортивного оборудования. В дальнейшем нам стало известно, что генподрядчик занимался строительством рампы самостоятельно. За какой-либо помощью и консультациями как к профильным специалистам к нам никто не обращался, — поделился своей точкой зрения Алексеев.
Руководитель «Экостэпа» Айк Гндлян в разговоре с корреспондентом «ИрСити» заявил, что проверка Общественной палаты была необходима для продвижения интересов Алексеева и Пачу как коммерсантов. Он подчеркнул, что общественные организации не имеют права использовать свои ресурсы для лоббирования чьих-либо коммерческих интересов. Это противоречит в том числе и этическим нормам.
Гндлян также рассказал, что часть экспертов, чьи фамилии написаны в заключении Общественной палаты РФ, фактически не принимали участия в выезде. По его мнению, их отсутствие, а также сам характер проверки, на которую не позвали представителей «Экостэпа», повлиял на ее итог.
— Та экспертиза, которая прошла, не имеет ничего общего со словами «экспертиза» и «экспертность». Ее не может проводить тот человек, который сам строит скейт-парки. Ее не может проводить человек, который является руководителем коммерческой организации, которая с этой индустрией связана, — заметил директор «Экостэпа».
Кроме того, его удивило, что среди проверяющих не было ни одного человека с профильным образованием, ни у кого не было необходимого инструментария.
Он также ответил на претензии Алексеева в части технических параметров рампы. По его словам, во время доследственной проверки сотрудники СК совместно с работниками мэрии и стройконтроля пришли к выводу, что никаких отклонений от нормы нет.
— Мы зафиксировали, что фанера в одном месте имела пробой. Произошло это вследствие эксплуатации, вандализма или гарантийного случая, я не готов комментировать. Там [на площадке] присутствовали явные элементы вандализма, это зафиксировали прокуратура, СК и стройконтроль. Все доводы, которые были приведены общественниками, ни стройконтроль, ни заказчик, ни Следственный комитет не зафиксировали, потому что уже явно было видно, что это не так, — сообщил руководитель подрядной организации.
Сейчас юристы «Экостэпа» планируют обжаловать акт общественной проверки, проведенной Общественной палатой при президенте РФ.
Позиция мэрии
После того как стали известны результаты общественной проверки ОП РФ, ситуацию прокомментировала администрация. Там заявили, что городские власти поработают с замечаниями.
— Специалисты администрации совместно с подрядчиками проверят все замечания к скейт-паркам, которые изложены в акте Общественной палаты. Парки находятся на гарантии. Если ГОСТы нарушены, то подрядные организации должны будут исправить все недостатки, — рассказали в пресс-службе мэрии.
Эта проверка действительно состоялась, и уже в октябре власти сообщили, что «выявленные повреждения, связанные с эксплуатацией скейт-парков, устранены подрядными организациями». Правда, пробой в фанере на площадке в Приморском, который мы наблюдали еще в августе, никуда не исчез. Или же образовался новый.
Что касается разработки проекта спортивной площадки на этом участке, то его делал профессиональный архитектор Андрей Красильников. Бюджету города это обошлось в 595,5 тысячи рублей. Среди других его наиболее известных работ — проект храма-памятника Александра Невского в том же Приморском, против строительства которого протестуют местные жители.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.