Крушение Ил-76 МЧС России
История 55 минут полёта и двух суток поисков разбившегося самолёта в июле 2016 года
Самолёт Ил-76 МЧС России с 10 членами экипажа разбился 1 июля 2016 года в Качугском районе Иркутской области, столкнувшись с сопкой. Лайнер работал на тушении лесных пожаров. Его поиски продолжались двое суток – обломки были найдены только утром 3 июля. Выживших в авиакатастрофе не было. Портал «ИрСити» восстановил историю полёта, крушения и поисково-спасательной операции.
Часть первая
55 минут полёта
В 09.00 1 июля самолёт Ил-76 RA-76840 «Николай Каманин» вылетел с аэродрома «Белая» в аэропорт Иркутска, где лайнер подготовили к вылету – была проведена дозаправка, а резервуары наполнены водой. На этот день, согласно плану применения авиации Главного управления МЧС по Иркутской области, у экипажа было два вылета.

В 10.19 Ил-76 отправился в Качугский район для тушения природного пожара. Согласно промежуточному отчёту Межгосударственного авиационного комитета (МАК), первый сеанс связи с диспетчером состоялся в 10.31. Экипаж обозначил предполагаемые очаги пожаров и сообщил расчётное время прибытия в район работ.

В 10.54 экипаж доложил о выходе в район работ и начал снижение. По данным МАК, планировалось снижение до 50-500 метров. Время окончания работ было заявлено через 30 минут, через 35 минут (в 11.30) должен был состояться сеанс связи с диспетчером.
Авиабаза «Белая» - военная база, расположенная на территории посёлка Средний Усольского района примерно с 1937-1938 годов. На авиабазе дислоцирована 6953-я Гвардейская Брестская Краснознамённая авиационная база, на вооружении которой находятся ракетоносцы Ту-22М3.
ИЗ ОТЧЁТА МАК
Во время выхода в район основного пожара экипаж сбросил скорость с 450 до 345 километров в час, высота полёта была в пределах 250-400 метров. С 46-й минуты (с 11.04) полёт выполнялся в ручном режиме на высоте примерно 100-200 метров.
«По докладам членов экипажа земля просматривалась только «под собой» или вообще не просматривалась, докладов о полётной видимости не было», - говорится в справке Межгосударственного авиационного комитета.

В 11.11 командир самолёта на высоте 210 метров принял решение о дальнейшем снижении.

На 55-й минуте (в 11.13) самолёт столкнулся с сопкой, высота которой составляла 945 метров.

Согласно отчёту МАК, с 48-й по 55-ю минуты полёта (в течение примерно 7 минут) регистрировались сигналы системы предупреждения о близости к земле – «Тяни вверх» и «Впереди земля».
Траектория полёта Ил-76 / Схема из отчёта МАК
В 11.36 диспетчер попытался связаться с экипажем, а затем доложил об исчезновении самолёта руководителю полётов.

В 12.04 руководитель полётов сообщил об этом в региональный координационный центр поиска и спасения и зональный центр единой системы организации воздушного движения в Новосибирске, органам ПВО и оперативному дежурному Главного управления МЧС по Иркутской области.
После поступления сообщения в Новосибирск, с Ил-76 пытались связаться через другие воздушные суда на рабочей и аварийной частотах. Сигнал аварийного маяка отсутствовал.

В 12.32 с аэродрома в городе Братске вылетел Ан-26 для радиотехнического и визуального поиска. Через 7 минут в район предполагаемого авиапроисшествия отправились Ми-8 и Бе-200. Всего за сутки привлекалось для поисков девять воздушных судов.
Последние переговоры экипажа Ил-76 с диспетчером
Поиски Ил-76 продолжались в светлое время суток 1 и 2 июля в условиях сильной задымлённости. Место падения воздушного судна было обнаружено 3 июля в 8.16 экипажем вертолёта Ми-8 в 4 километрах от места Рыбный Уян.
Версии
В первые сутки поисков в СМИ было опубликовано несколько версий того, что могло произойти с самолётом.

По одной из них, командир Ил-76 мог посадить его на заброшенный аэродром в Качугском районе. По другой, самолёт мог упасть в болото в Казачинско-Ленском районе.

Кроме того, сообщалось, что в 350 километрах от Иркутска зафиксирован сигнал сотового телефона одного из пилотов, а очевидцы рассказали о взрыве в районе исчезновения Ил-76.

По мнению одного из бывших пилотов, которое приводило ИА «Иркутск онлайн», самолёт мог зацепиться за верхушки деревьев и упасть, так как для сброса воды ему нужно было опуститься до 500, а то и до 100 метров.
Досье
Самолёт Ил-76 RA-76840
Разбившийся самолёт был произведён на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова в городе Ташкенте 31 октября 1994 года. В эксплуатации – с 1995 года. Назначенный срок службы – 22 года и 2 месяца, он истекал 21 декабря 2016 года. 31 июля 1997 года самолёту было присвоено имя «Николай Каманин» в честь генерала-полковника авиации, Героя Советского Союза. Самолёт находился в оперативном управлении «Авиационно-спасательной компании МЧС России».
С начала эксплуатации самолёт налетал чуть больше 9 тысяч часов и совершил немногим более 3 тысяч посадок. Последний и единственный ремонт проходил в 2005 году на «123 авиационном ремонтном заводе» в Новгородской области. Последнее плановое техническое обслуживание проводилось 25 марта 2016 года.
Самолёт был оснащён двумя выливными авиационными приборами общим весом 5,3 тонны, в которые перед вылетом из Иркутска было заправлено 42 тонны воды. Суммарная заправка топливом составляла 33 тонны, этого хватило бы более чем на 3 часа полёта.

Взлётная масса Ил-76 была 170 тонн. На момент крушения она равнялась 163,2 тонны. В отчёте МАК отмечается, что самолёт не был перегружен.
Самолёт Ил-76 RA-76840 «Николай Каманин»
Предоставлено МЧС России
За время своей работы в Сибирском федеральном округе экипаж совершил 33 боевых вылета, сбросив более тысячи тонн воды. Он защитил от огня 30 населённых пунктов, в которых проживало более 50 тысяч человек.

Ил-76 является самым большим в мире противопожарным самолётом. Он получил неофициальное название «водяной бомбардировщик».
Часть вторая
Поисково-спасательная операция
Спасатели выдвинулись в предполагаемый район поисков в 12.00 1 июля. В первой группе было 15 человек - пять спасателей Аварийно-спасательной службы и 10 человек Байкальского поисково-спасательного отряда. К вечеру 1 июля в поисках участвовало 450 человек, 28 единиц техники, в том числе 16 самолётов. Из Москвы в Приангарье вылетели около 200 человек спасателей отрядов «Центроспас» и «Лидер».

В аэропорту Иркутска был создан оперативный штаб для управления поисковой операцией. Его руководителем стал замглавы МЧС России Леонид Беляев. Поисковые работы также взял на контроль губернатор региона Сергей Левченко.
ИЗ ОТЧЁТА МАК
«По докладу экипажа Бе-200 RA-311121, вылетевшего в 13.25 для осуществления визуального поиска в районе предполагаемого места АП (авиапроисшествия – ред.), метеоусловия в районе выполнения работ характеризовались сильной задымлённостью».
Вечером 1 июля поисковая операция была приостановлена. По словам Беляева, спасателям пришлось работать в условиях плотного дыма, высокой температуры и горения растительности. К поискам привлекались не только вертолёты и самолёты, но и беспилотники.
«Не вышедший на связь самолёт тушил пожар площадью порядка 900 гектаров на границе Качугского и Казачинско-Ленского районов. В районе поисков пересечённая местность, возможно сильное задымление из-за пожара. Поиски ведёт авиация - у нас очень большие расстояния, что делает работу наземных поисковых групп неэффективной. Кроме того, в районе поисков нет дорог», - цитировало агентство «Интерфакс-Сибирь» заместителя мэра Качугского района Алексея Коротнева.
Съёмки МЧС России поисково-спасательной операции
В первый день поисков авиация МЧС России обследовала 2,4 тысячи квадратных километров территории в поисках пропавшего Ил-76. Сектор полёта пропавшего самолёта был определён в 7 тысяч квадратных километров.

Утром 2 июля операция возобновилась с рассветом, в 4 утра. В Качуге был сформирован второй оперативный штаб. Этот посёлок был выбран как ближайшая точка отправления наземных сил и воздушного транспорта к району поисков.
К вечеру поисковые группы в 150 километрах от посёлка Качуг в месте Рыбный Уян, которое считалось заброшенным, наткнулись на местных жителей, которые видели, как самолёт сбросил воду и улетел в юго-восточном направлении. Через некоторое время после того, как он скрылся из виду, свидетели услышали звук, похожий на хлопок, и звук работающих двигателей исчез. После этого район поисков был скорректирован на 6 километров в сторону Байкала. Его диаметр составил 50 километров. Поисковые группы остались ночевать в лесу.
«Местность, где проходят поиски, очень пересечённая, перепад высот составляет от 0 до 1 тысячи метров. Если сегодня до тёмного времени ничего не будет обнаружено, то поисковые группы останутся на местности. Их обеспечат всем необходимым».
Сергей Левченко, губернатор Иркутской области
Утром 3 июля, когда было обнаружено место крушения самолёта, две поисковые группы находились от него в 9 километрах. Днём 3 июля туда отправились спасатели, специалисты Следственного комитета, военной прокуратуры, Межгосударственного авиационного комитета, замглавы МЧС Леонид Беляев, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, медики (реаниматологи, судмедэксперты, патологоанатомы).

Министерство лесного комплекса Иркутской области зафиксировало лесной пожар в месте падения Ил-76, вызванный крушением.
Днём 3 июля спасатели обнаружили на месте крушения фрагменты тел погибших. Процедуры по опознанию проводились в больнице посёлка Качуг. Родственники экипажа всё время находились в Москве, но МЧС было готово привезти их в Иркутск.

С места происшествия был изъят бортовой самописец и речевой регистратор. На обоих контейнерах были следы воздействия высокой температуры.
ИЗ ОТЧЁТА МАК
За 2 суток поисков в операции было задействовано 17 воздушных судов разных министерств и ведомств, 605 человек и 58 единиц техники. Всего был выполнен 51 полёт с налётом 94 часа.
Расследованием причин произошедшего с Ил-76 занимается Следственный комитет, военная прокуратура и Межгосударственный авиационный комитет.

Следственный комитет 2 июля 2016 года возбудил уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Следствие рассматривает две версии крушения Ил-76 – отказ техники и ошибку пилотирования.

4 июля был объявлен в Иркутской области днём траура.

К 7 июля спасатели очистили тайгу от обломков Ил-76 и вывели все силы из района крушения.
Досье
Экипаж разбившегося Ил-76
Командиром разбившегося Ил-76 был заслуженный пилот Российской Федерации, лётчик первого класса Леонид Филин. Он с отличием окончил Балашовское высшее военное авиационное училище лётчиков. В строевых частях ВВС прошёл путь от рядового лётчика до командира авиационной эскадрильи. Управлял самолётами Л-29, Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ил-18, И-22, Ил -76. У него было около 12 тысяч часов налёта, на Ил-76 – почти 9 тысяч.

Филин проходил службу в частях военно-транспортной и транспортной авиации СССР и России. Участник боевых действий в Афганистане. В авиации МЧС России с 1995 года. Участвовал почти в 200 спасательных и гуманитарных операциях в стране и за рубежом. В 2015 году Филин уже работал на тушении пожаров на Байкале.
В начале июня 2016 года Филин участвовал во встрече руководства МЧС с коллективом Федерального государственного унитарного авиационного предприятия (ФГУАП) МЧС России. На ней лётчик обратил внимание, что сокращение числа экипажей из-за оптимизации расходов может сказаться на безопасности полётов. Изначально этот материал был опубликован на сайте «МЧС Медиа», в частности, на него ссылается портал «AEX – Содружество авиационных экспертов», но после исчезновения Ил-76 был удалён.
Второй пилот Ил-76 Алексей Лебедяев закончил Актюбинское высшее авиационное училище лётчиков гражданской авиации в 1996 году. Его общий налёт составил 5,6 тысячи часов, на Ил-76 – 5,1 тысячи часов. В МЧС России работал с 2007 года, участвовал в ликвидации ЧС в России и за рубежом.

Штурманом разбившегося самолёта был Георгий Петров. Он окончил Ворошиловоградское высшее военное авиационное училище штурманов в 1989 году, работал в МЧС России с 2008 года. Его общий налёт составил 7 тысяч часов, а на Ил-76 – 6,9 тысячи часов.
Видео памяти экипажа Ил-76
Предоставлено МЧС России
Ни командир воздушного судна, ни второй пилот, ни штурман не имели авиационных происшествий и инцидентов в прошлом. На сайте МЧС России подчёркивается, что этот экипаж был одним из опытнейших и сильнейших в чрезвычайной авиации России.

«За время работы в Иркутской области только экипаж Леонида Филина отстоял от пожаров 30 деревень, сёл и посёлков, в которых проживают более 50 тысяч человек. За сухими цифрами статистики стоит напряжённая, ювелирная работа всего экипажа. Самолёты Ил-76 тушат пожары порой на предельно низкой высоте, по приборам, потому что работают, как правило, при сильном задымлении, высоких температурах и сложном рельефе местности», - говорилось в сообщении.

Президент России Владимир Путин 19 июля 2016 года подписал указ о награждении орденами Мужества посмертно всех 10 членов экипажа самолёта Ил-76. В начале августа награды родственникам погибших вручил глава МЧС Владимир Пучков.

«Экипаж нашего самолёта являлся суперподготовленным отрядом, который был способен в самых сложнейших условиях до конца профессионально выполнить свой долг. Это были лётчики-спасатели, дружная команда. К сожалению, выполняя боевое задание, они погибли», — приводились на сайте МЧС слова Пучкова.
Часть третья
Зачем Приангарью понадобился «водяной бомбардировщик»
К концу июня 2016 года Иркутская область была лидером в России по площади лесных пожаров. По данным правительства региона, 30 июня она равнялась почти 30 тысячам гектаров, 1 июля составляла 21,4 тысячи гектаров.

Самый крупный пожар – 14 тысяч гектаров — действовал на землях Министерства обороны России в Братском районе, два возгорания общей площадью 1 тысяча гектаров – в Байкало-Ленском заповеднике. По информации пресс-службы правительства, самая сложная ситуация была в Усть-Кутском, Качугском, Киренском, Жигаловском и Чунском районах.

Всего на тушении лесных пожаров работало три самолёта Ил-76 МЧС России.
ИЗ ОТЧЁТА МАК
Место происшествия располагалось в Качугском районе в 358 километрах северо-восточнее Иркутска. Координаты места - 54 градуса 45 минут северной широты и 107 градусов 48 минут восточной долготы.
По данным системы дистанционного мониторинга пожаров Рослесхоза (ИСДМ-Рослесхоз), на 1 июля 2016 года в регионе действовало 73 пожара общей площадью 245,4 тысячи гектаров. В Качугском лесничестве площадь пожаров составляла 56,5 тысячи гектаров, действовало 11 очагов.

Исходя из координат падения самолёта, указанных в отчёте МАК, ближайший к месту крушения Ил-76 пожар действовал в 33 километрах от населённого пункта Чининга, его площадь была 2,5 тысячи гектаров.
Эпилог
Последний полёт экипажа Ил-76 RA-76840
Прощание с экипажем Ил-76 проходило в Иркутске и Подмосковье.

В аэропорту Иркутска на церемонии присутствовал замглавы МЧС России Леонид Беляев, руководитель Главного управления МЧС России по региону Валентин Нелюбов, губернатор Иркутской области Сергей Левченко, члены правительства, депутаты заксобрания, жители города. В Иркутске сразу после церемонии прощания начался дождь.
На подмосковном аэродроме Раменское борт с телами погибших встретил руководитель МЧС России Владимир Пучков, а также чиновники Московской области и города Жуковского, спасатели, коллеги, родственники.
Фотографии предоставлены МЧС России
«Гибель экипажа самолёта Ил-76 в Иркутской области - это огромная боль для всех нас и огромная утрата для всей команды МЧС России. Лётчики шли в бой, чтобы защитить людей и населённые пункты от стены огня. Они знали и понимали все риски, связанные с природными пожарами, но несмотря ни на что, до конца выполнили долг спасателей МЧС России», - цитировал сайт МЧС Пучкова на траурном митинге.
Гражданская панихида по погибшим состоялась 6 июля в подмосковном Жуковском. По информации СМИ, на церемонию пришли сотни человек. В конце панихиды над Жуковским самолёт Ил-76 МЧС России сделал несколько кругов – в память об экипаже.

Погибших, по просьбе родственников, похоронили в разных районах Подмосковья и в Волгограде.
Гражданская панихида в Жуковском
Предоставлено МЧС России
Соболезнования родственникам выразил Кремль.

«В Кремле глубоко соболезнуют родным и близким лётчиков МЧС, которые погибли при тушении пожаров под Иркутском, сегодня их похороны. Это настоящие герои. В Кремле скорбят вместе с близкими и родными погибших, а также со всеми российскими спасателями», — цитировало РБК слова пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова.
10 июля в Качугском районе на месте падения Ил-76 спасатели отрядов «Центроспас» и «Лидер», участвовавшие в поисковых работах на месте крушения самолёта, установили памятный 12-метровый крест из лиственницы. На кресте закреплена мемориальная доска, на которой выгравированы имена погибших лётчиков. Вокруг мемориала высадили саженцы сосны.

«Это дань коллегам, погибшим при исполнении служебного долга. И через много лет, когда сосны станут большими, с огромной высоты экипажи пролетающих воздушных судов будут видеть поклонный крест и вспоминать ушедших на небо героев. Это место, отмеченное на карте, с созданием мемориала отмечено и непосредственно на земле. Десять человек, завершивших здесь свой жизненный путь, навсегда останутся в наших сердцах и памяти», - приведены на сайте МЧС слова начальника регионального управления ведомства Валентина Нелюбова.
Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить