В прошлом году региональные власти завили о крупном туристическом проекте в районе музея деревянного зодчества «Тальцы». К 2027 году там планируется создать курорт «Байкальская слобода». Он должен стать альтернативной Листвянке точкой притяжения на южном Байкале в непосредственной близости от Иркутска. Поговорить об этом проекте мы хотели с первым заместителем председателя правительства региона Русланом Ситниковым, который курирует сферу туризма. Однако в пресс-службе правительства нам отказали во встрече, сославшись на то, что у чиновника нет времени общаться с журналистами. Вместо этого пресс-служба подготовила ответы на вопросы, которые были отправлены предварительно, во время переговоров об интервью. Публикуем их.
Почему именно Тальцы выбрали для создания курорта, а не Листвянку? Какое финансирование планируется влить музей в ближайшие годы? Какие критерии эффективности у этой работы? На кого будет ориентирован этот курорт? Сможет ли средняя российская семья позволить себе там отдых?
Участок на берегу Ангары в 40 километрах от Иркутска и в 20 километрах от озера Байкал, идеален для создания туристской территории «Байкальская слобода». Мыс, на котором будет располагаться туристско-рекреационный кластер «Байкальская Слобода», находится, не доезжая до этнографического музея деревянного зодчества «Тальцы» cо стороны Иркутска. Время в пути на автомобиле от регионального центра составит 45 минут. На живописном берегу реки Ангара на площади более 300 гектаров будет создан современный курорт полного цикла с яхтенной мариной в непосредственной близости к Байкалу. Проектом предусмотрено создание 3,5 тысячи мест размещения, яхтенной марины, сети эко-троп, рыбацкой деревни, аквапарка, СПА-комплекса, пляжной зоны, конгресс-центра.
В региональном бюджете Иркутской области на 2024–2026 годы предусмотрено более 150 миллионов рублей на создание обеспечивающей инфраструктуры: электроснабжение, водоотведение хозяйственно-бытовое и ливневое, водоснабжение, дорожная сеть с пешеходным тротуаром, парковки общего пользования, пешеходные зоны и т.д.
В дальнейшем реализация проекта позволит привлечь туристов разных целевых групп и увеличить ежегодный турпоток на 850 тысяч человек. Значительную долю туристического потока составят жители Иркутской агломерации, туристы из других регионов (около 12% от общего въездного потока) обеспечат загрузку КСР (коллективных средств размещения — Прим.ред.) курорта на уровне не менее 60%.
Планируемый объем частных инвестиций 32 миллиарда рублей, срок окупаемости проекта составляет 10,8 года, средняя стоимость номера 10,1 тысячи рублей в сутки.
Туристская территория «Байкальская слобода» будет строиться с учетом финансовых возможностей различных категорий граждан. Средняя российская семья также сможет позволить себе там отдых, так как проектом предусмотрено строительство 10 трех-четырехзвездочных гостиниц семейного типа. Кроме того, комфортно будет отдыхать и семьям с детьми, для них возведут аквапарк и парк маралов. Данные развлечения позволят увеличить поток посетителей одного дня или выходного дня.
Какое развитие ждет Листвянку в смысле туризма? Какое финансирование запланировано на этот поселок в ближайшие годы и на что оно пойдет? Какие первоочередные мероприятия там будут проводить, чтобы поселок стал более привлекательным для туристов?
В настоящее время в поселке Листвянка в большей мере развит так называемый туризм выходного дня.
Мы понимаем, что в связи с удобной логистикой на данную территорию исторически сложилась значительная нагрузка, поэтому для повышения транспортной доступности для местных жителей и в целом развития туристической отрасли прикладываются значительные силы.
На сегодняшний день большое внимание уделяется причальным сооружениям в поселке, реконструкция которых является приоритетом.
В 2024 году запланированы работы по реконструкции автодороги от поселка Николы до 70 километра в поселке Листвянка, освещению центральной улицы поселка (улица Горького). Будут организованы две парковочные площадки (у памятника А. Вампилову и рядом с рестораном «Сваль»), благоустроена территория рядом с отелем «Байкал» и горнолыжным комплексом «Истлэнд», отремонтирован тротуар.
В ближайшие годы финансирование п. Листвянка составит:
создание централизованной системы водоснабжения и водоотведения субсидия в размере 6,5 миллиона рублей (2024 год);
создание транспортного каркаса к туристическим объектам 78 миллионов рублей (2024–2026 годы);
реконструкция причальных сооружений в Порту Байкал, Листвянке, причала «Рогатка» — 12 миллиардов рублей. В настоящее время работа ведется в рамках рабочей группы под руководством помощника президента РФ Игоря Евгеньевича Левитина.
В какой перспективе на Байкале появится причальная инфраструктура? Какие перспективы у восстановления реального порта в Порту Байкал? Как будет решаться вопрос с его транспортной доступностью, в целом с туристической инфраструктурой в поселке? Будет ли в этот проект вписана РЖД, которая возит туристов по КБЖД?
Как известно, затраты на портовую инфраструктуру достаточно высоки. В текущем году разработаны и направлены предложения по формированию новых мер государственной поддержки на возведение основных капитальных сооружений — защитные сооружения, причальная инфраструктура, берегоукрепление.
В рамках исполнения поручения президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина наш регион совместно с Республикой Бурятия инициировал формирование межведомственной рабочей группы по развитию озера Байкал под руководством помощника президента Российской Федерации Игоря Евгеньевича Левитина. Состоялось первое заседание рабочей группы, на котором поднимался стратегически важный для субъекта вопрос приведения в нормативное состояние причальных сооружений в акватории озера Байкал, в том числе портового комплекса «Порт Байкал», причального комплекса «Листвянка», причала «Рогатка».
На проекты по созданию и реконструкции приоритетных причальных сооружений (первая очередь), по предварительным оценкам, потребуется более 14 миллиардов рублей, включая:
на причальные сооружения в поселке Листвянка — около 4 миллиардов рублей (включая причал «Рогатка»). Также в работе концепт единой набережной длиной в 2,9 километра, включая берегоукрепительные работы. Стоимость проекта — от 3 миллиардов рублей;
проект по реконструкции причальных сооружений в поселке Порт Байкал — 4,5 миллиарда рублей;
реконструкция портовой инфраструктуры в Байкальске — 2,5 миллиарда рублей.
АО РЖД разработало концепцию развития уникального памятника архитектуры, расположенного от порта Байкал до города Слюдянка «Кругобайкальской железной дороги». В настоящее время АО РЖД проводят согласования внутри корпорации.
Заинтересованы ли крупные компании в развитии туристической инфраструктуры на Байкале? Могут ли они стать инвесторами по благоустройству территорий в той же Листвянке или порту Байкал или их задача — только строительство отелей?
На данный вопрос можно однозначно ответить — да. Встречи и общение с инвесторами или потенциальными инвесторами показали их заинтересованность в развитии туристической инфраструктуры на Байкале. Они прекрасно понимают, что люди едут отдыхать не в гостиницу, а увидеть что-то красивое, интересное, окунуться в мир прекрасного и при этом им должно быть удобно и комфортно. В противном случае туристы больше не вернутся, создадут плохую рекламу, а инвестор потеряет деньги. Поэтому инвесторы больше всех заинтересованы в развитии туристической инфраструктуры на Байкале.
Как уже говорилось выше, как раз на туристско-рекреационной территории «Байкальская слобода» будут созданы не только отели, но и яхтенная марина, аквапарк, конгресс-центры, термальный комплекс, ремесленная и рыбацкие деревни. Утверждённый мастер-план курорта включает в себя 27 инвестиционных лотов, на 11 лотов первой очереди корпорацией «Туризм.РФ» уже привлечены восемь инвесторов для строительства туристических объектов. Общий объём инвестиций в проект «Байкальская слобода» оценивается свыше 40 миллиардов рублей. Создание 5 тысяч рабочих мест позволит решить вопрос трудоустройства для многих жителей близлежащих населенных пунктов.
На сегодняшний день в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в городе Байкальске зарегистрировано 23 резидента с планируемым объемом частных инвестиций более 21,8 миллиарда рублей, будет создано 940 рабочих мест. Инвестиционные проекты соответствуют природоохранному законодательству, направлены на развитие новых видов туризма (экологического, спортивного, лечебно-оздоровительного, событийного, делового, водного и пр.).
Как вы оцениваете развитие особой экономической зоны (ОЭЗ) в Слюдянском районе сейчас и как видите ее в перспективе 3–5 лет? Какой сейчас общий объем инвестиций в этот объект — частного бизнеса и государства? Какую отдачу планируется получить от этих сумм? ОЭЗ — только для крупного бизнеса? Насколько мелкий и средний бизнес вовлечен в эту инфраструктуру?
Минэк (вероятно, это примечание пресс-службы правительства Иркутской области означает, что ответ дало министерство экономического развития региона вместо Руслана Ситникова — прим.ред.): Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, созданная на территории Слюдянского муниципального района, является инвестиционно привлекательной территорией. Преференциальный режим территории позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность в условиях ограничений природоохранного законодательства, действующего в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
С начала 2021 года в качестве потенциальных инвесторов в управляющую компанию АО «Особая экономическая зона «Иркутск» обратилось около 80 компаний с проектами строительства гостиничных, санаторно-курортных комплексов, глэмпингов, развлекательных и оздоровительных центров, ресторанов.
В 2022 году статус резидента был присвоен 10 компаниям, за 10 месяцев 2023 года к ним присоединились еще пять. Всего в настоящее время в ОЭЗ зарегистрировано 23 резидента с общим планируемым объемом инвестиций порядка 21,8 миллиарда рублей. Резидентами планируется создать более 940 рабочих мест.
Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» была зарегистрирована в 2007 году. Ее общая площадь составляет 763 гектара. Для инвестиционной деятельности здесь отведен, судя по данным Инвестиционного портала Иркутской области на 2022 год, 31 участок, но резидентами за 15 лет заняты только 16. Мы уже рассказывали, кому принадлежат зарегистрированные в «Воротах Байкала» резиденты. Читайте в этом материале.
Якорным резидентом ОЭЗ является ООО «БГК «Гора Соболиная». С момента получения статуса резидента компанией введено в эксплуатацию пять объектов, осуществлено проектирование двух канатных дорог, запланировано строительство гостиницы категории «три звезды», гаража для размещения ратраков, развитие склонов.
«Гора Соболиная» принадлежит структурам энергетической компании «Эн+». В энергетический холдинг входит РУСАЛ, который владеет алюминиевыми заводами в Шелехове, Тайшете и Братске. Также Эн+ принадлежат Иркутская, Братская и Усть-Илимская ГЭС. В Иркутске компания строит Курбатовские бани, административное здание для топ-менеджеров, а также занимается реконструкцией здания «Востсибугля», где планируется открыть гостиницу. Курорт вошел в число самых дорогих в России в сезоне 2023–2024 годов.
В стадии строительства находятся четыре резидента (проект ООО «Уют+» по созданию турбазы на 64 места, проект ООО «ТАУ-ТУР» по строительству гостиницы и банного комплекса на 16 мест, строительство гостиничного комплекса ООО «Байкал-Альпика» и возведение гостиничного комплекса ООО «Космос»), семь резидентов ведут проектно-изыскательские работы, на предпроектной стадии находятся остальные 11 резидентов.
Это говорит о том, в ближайшие 3–5 лет проекты на территории ОЭЗ ждет самое активное развитие. Большинство действующих резидентов планируют выйти на полную проектную мощность в 2026 году, а значит в полной мере будут функционировать гостиничные комплексы, включая гостиницы, апартаменты, коттеджи с сопутствующей инфраструктурой в виде банных и спа-комплексов, ресторанов, конфренц-залов — итого порядка 200 отдельно стоящих средств коллективного размещения. Общий номерной фонд составит порядка 3,9 тысячи мест размещения.
Если говорить о развитии именно территории ОЭЗ в ближайшие годы, то оно тоже продолжается. Правительством Иркутской области ведется работа по возведению первоочередного комплекса объектов инфраструктуры. На сегодняшний день завершено строительство сети ливневой канализации, ведутся работы по возведению сетей водоснабжения и водоотведения, улично-дорожной сети с наружным освещением (1 этап), внутриплощадочных сетей электроснабжения Предгорного района (1 этап).
Дополнительно в 2023–2024 годах для создания инфраструктурных объектов ОЭЗ в областном бюджете Иркутской области предусмотрели 1,776 миллиарда рублей (в том числе на 2023 год — 877,6 миллиона рублей, на 2024 году — 898,4 миллиона рублей), высвобожденных в результате снижения объема погашения задолженности Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года № 1704. В настоящее время контракты по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ заключены, подрядчики приступили к работам.
В постановлении правительства России №1704 определены правила выбора инвестпроектов, для которых можно направить на создание инженерной инфраструктуры деньги из бюджета России, высвободившиеся при погашении регионами бюджетных кредитов.
В связи с растущим интересом бизнес-сообщества к реализации инвестиционных проектов на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» в целях дальнейшего развития территории министерством экономического развития и промышленности Иркутской области совместно с Минэкономразвития России прорабатывается вопрос о возможности расширения границ ОЭЗ в рамках природоохранного законодательства, действующего в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Согласно действующему законодательству, для туристско-рекреационной ОЭЗ требование по объему минимальных инвестиций отсутствует. Исходя из этого, можно сказать, что нет, ОЭЗ для разных резидентов, в том числе для субъектов МСП (малого и среднего бизнеса — Прим.ред.). На данный момент в нашей ОЭЗ минимальная сумма инвестиций резидента в проект составляет порядка 54 миллионов рублей.