Р!
28 ФЕВРАЛЯ 2021
26 февраля 2021
25 февраля 2021

Братская ГЭС - подвиг ради жемчужины сибирской энергетики

Морозец в марте – обычное дело. Его длинные туманные клубы лениво поднимаются над Ангарой и висят так весь день. Он тут хозяин, скрывает ещё холодное солнце, нашёптывает слабому человеку: «Уйди». Но в Падунском сужении рычат тракторы, звенят пилы, трещит потревоженный лёд и разлетаются на разные лады человеческие голоса. Василич, проведя несколько часов по колено в ледяной воде и выдёргивая из неё огромные прозрачные глыбы, вдруг замирает, чтобы перевести дух. Он оглядывает своих ребят с раскрасневшимися от мороза и работы лицами, тяжёлые машины, ползающие по двухметровому льду, упирающиеся в сами небеса краны, всю ширь ангарского русла, а за ней – диабазовые скалы с вросшими в них красавицами-соснами. Здесь – среди тайги и песен комсомольцев – родится Братская ГЭС.

Одиннадцать часов в пути, 600 километров по ремонтируемой автодороге от Иркутска на северо-запад. И вот он – Братск. Город, покоряющий своими контрастами. Здесь милые советские пятиэтажки с тематическими орнаментами легко сочетаются с двухэтажными деревянными бараками и современными жилыми комплексами-двойниками. Братск включает в себя более десятка посёлков, разных по уровню развития. Между ними – густой, почти таёжный лес. К алюминиевому заводу и лесопромышленному комплексу примыкает центр города, а в 25 километрах от центра раскинулся Падун, с которого и начинался современный Братск.

Первое зимовье «под Брацкими порогами» было поставлено в 1626 году отрядом казаков под руководством Максима Перфильева. Острог построен в 1631 году ближе к Падунскому порогу. После этого дважды переносился. Он был первым по времени из построенных на земле бурят, поэтому использовался как сторожевой пост для прикрытия пути с Енисея на Лену, как опорный пункт для сбора ясака с бурят, а также как место снаряжения экспедиций за Байкал. Город возник в связи со строительством Братской ГЭС, севернее посёлка Братска. Его перенесли на новое место. 12 декабря 1955 года он объединён с рядом других посёлков в город.

«По ночам волосы примерзали к подушкам»

Первым проводником небольшой группки журналистов в историю Братской гидроэлектростанции становится заведующая музеем «Братскгэсстроя» Наталья Гудкова – маленькая женщина с добрыми внимательными глазами. Она рассказывает, что мечты о строительстве плотины появились ещё в начале XIX века. Декабрист Пётр Муханов долго наблюдал за одним из самых грозных порогов на Ангаре – Падунским: «Зело крепок местный камень – диабаз, ежели с рачением великим использовать, можно этакое чудо на Ангаре построить – плотина воду подымет, судоходство будет доброе».

«Дрессировщик сибирских рек» Вадим Малышев в 30-х годах XX века выпустил книгу «Проблемы реки Ангары», где написал, что на Ангаре можно построить шесть ГЭС. Но планам этим помешала война. И только в 50-е великие инженерные умы Советского союза берутся за решение этой задачи.

По всей стране разносится призыв молодёжи на ударную советскую стройку в Сибирь. Представители около 70 национальностей съезжаются на строительство Братской ГЭС, много –вчерашних выпускников инженерных институтов или демобилизованных. 9 декабря 1954 года на левом берегу Ангары возникает первый палаточный лагерь – «зелёный городок», где за утеплёнными брезентовыми стенами от суровой стужи скрываются не только комнатки комсомольцев, но и книжный магазин, прачечная, медпункт, школа. «Как вспоминают первостроители, по ночам волосы покрывались инеем, примерзали к подушкам, замерзало всё, что могло замёрзнуть, даже хлеб рубили топором. Единственное, что всех объединяло – это мечта, что здесь, где гремел этот ангарский порог, где шумели вековые сосны, построят город», — вдохновенно говорит Наталья Гудкова.

В импровизированной палатке — печка-буржуйка, стол и стулья, чемоданы, гитара, кровать, на столе старенький патефон, который ласково выводит «Подмосковные вечера».

Морозы испытывали строителей зимой, а с весны и до самых холодов одолевал гнус. Это миллиарды кровососущих, которые почему-то дохли только в помещениях, и дети, и взрослые вынуждены были работать в накомарниках, но они мало защищали от назойливой мошки. Травили её гремучей смесью дуста с керосином, но насекомые приспосабливались к любым ядохимикатам. Исчез гнус после начала затопления ложа Братского водохранилища в 1961 году.

Поначалу палатки освещали керосиновыми лампами, работали энергопоезда, но стройке нужна была гарантированная электроэнергия. На тот момент уже была построена Иркутская ГЭС. И строителям первой ЛЭП-220 нужно было преодолеть 646 километров непроходимой тайги, болот и гор — от Иркутска до Братска. Эту стройку назвали «трассой мужества», во главе этого стоял участник Великой Отечественной войны, уже опытный гидростроитель Александр Южаков. Он построил линию за 2 года и 3 месяца вместо положенных 4 лет. Южакова поражала «выдержка зелёных юнцов», самоотверженность парней и девушек, стаптывающих ноги в кровь. Пищу и воду доставляли на вертолётах. Опоры везли из Комсомольска-на-Амуре, ставили их почти вручную. Работали, когда можно было и не работать – в минус 50-60 градусов. Первую опору поставили в 1956 году недалеко от села Биликтуй.

На строительство Братской ГЭС работали 800 предприятий, 120 научно-исследовательских институтов. В 1956 году в Братске начинают создавать единую базу стройиндустрии – вырастают морской порт, деревообрабатывающее, лесозаготовительное предприятия, завод железобетонных изделий и другие. Порядка 10 заводов снабжали проект абсолютно всеми необходимыми материалами.

Тело плотины укладывали из бетона, который подвозили на самосвалах круглый год – плюсовые температуры стоят лишь 80-100 дней в году, неизвестно, сколько бы времени было потрачено на строительство объекта. Самосвалы были непростые – бетон согревался с помощью газа, циркулирующего в толстых стенках кузова. На месте его необходимо было остудить до необходимой температуры – для этого придумали самую большую на тот момент холодильную установку, в трёхметровые кубы бетона замуровывали трубы, по которым подавали охлаждающий раствор. Из этих кубиков и укладывали тело плотины. Монтировали огромные водоводы по количеству гидроагрегатов диаметром с московское метро. По ним должно было поступать по 240 тонн воды, чтобы завести многотонное рабочее колесо турбины.

«Покорим тебя, Ангара»

Первоначально планировалось, что энергия Братской ГЭС будет обеспечивать работу военного комбината: его собирались строить для производства тяжёлой воды, которая использовалась в реакторах для синтеза плутония. Но пока шла разработка документации, технологии шагнули вперёд, реакторы стали уранграфитовыми, тяжёлая вода стала не нужна, а строительство уже было начато.

Пока власти обсуждали целесообразность создания ГЭС, а над ещё не построенной станцией нависла угроза заморозки, начальник управления «Братскгэсстороя» Иван Наймушин и его команда перекрыли Ангару. Это было легендарное перекрытие – со льда. В марте 1957 года на двухметровый лёд выходят люди и тяжёлая техника, делают майны, вытаскивая ровные куски льда – всего рабочие вытащили 2 тысячи вагонов прозрачных глыб. Затем на дно ставят «точно причерченный» деревянный ряж, сверху засыпают гравием и щебнем. Всего было поставлено 14 деревянных ряжей. Так люди отвоевали у Ангары две трети из 900 метров Падунского сужения.

Во главе строительства Братской ГЭС стояли два зубра отечественной гидроэнергетики – начальник «Брратскгэсстроя» Иван Наймушин и главный инженер управления Арон Гиндин. Наймушин родился в 1905 году в городе Котельниче Кировской области, в 19 лет едва мог поставить подпись за свою первую зарплату, в прошлом — батрак, шахтёр, грузчик, в 30 лет сел за парту рабфака горного института, начальником строительства в Братске стал на рубеже своего 50-летия. За свою жизнь создал 11 ГЭС. Погиб во время экспедиции к площадке новой Богучанской ГЭС 1 сентября 1977 года в результате крушения вертолёта, похоронен рядом с Братской гидроэлектростанцией.

Гиндин родился в 1903 году в Белоруссии в бедной еврейской семье. В годы Великой Отечественной войны руководил строительством оборонительных сооружений на военно-грузинской дороге, затем занимался восстановлением разрушенной во время войны Баксанской ГЭС. К 1954 году на его счету было уже 16 построенных электростанций. В январе 1955 года в числе первых строителей Гиндин прибыл к месту Братской ГЭС, где проработал до 1968 года. Инженеры вспоминали, что его любая планёрка и лекция приравнивались к выступлениям самых маститых энергетиков. Братская ГЭС была его любовью, его хобби, он называл её жемчужиной энергетики.

Обоим установлены памятники в Братске.

В 1959 году построили мост на металлических опорах, и «фронтальное перекрытие Ангары прошло словно скоротечный бой с интенсивностью 190 грузовых машин в час». Водители автомобилей, гружённых диабазовыми глыбами, делали по 25 ходок за ночь. С открытыми дверцами – чтобы в случае срыва не улететь в пучину вместе с грузовиком. Это было грандиозное действо: самосвалы постепенно поднимали кузов, чтобы выбросить диабазовую породу, вставали на задние колёса, словно кони на дыбы, а слетевшие огромные камни рассекали зелёные воды Ангары, выбрасывая вверх белую пену. Бой длился 19 часов — 15 тысяч кубометров скалы преградили путь воде.

С этого времени на стройку тянутся делегации из разных стран, в том числе приезжает посмотреть на чудо гидроэнергетики Фидель Кастро. Апофеозом мирового признания становится приезд международного конгресса по русловым плотинам во главе с Клаудио Марчелло. Он-то и сказал знаменитую фразу: «Сегодня гидростроители всего мира сели за парты перед строителями Братской ГЭС».

В июле 1961 года началось наполнение Братского водохранилища, но днём рождения Братского моря считается 1 сентября. После затопления уровень воды у плотины поднялся более чем на 100 метров. Для местного населения это была трагедия – 119 населённых пунктов на отметке 232 метра уходили под воду, в том числе и старый посёлок Братск, и первый палаточный лагерь – «зелёный городок».

Здание гидроэлектростанции было заложено в апреле 1961 года. А утром 28 ноября на стройку приехал первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, который в ещё недостроенном машинном зале символически включил первый пусковой гидроагрегат. На самом деле агрегат уже был включён дежурным инженером в 0 часов 14 минут. Спустя 2 недели машину остановили с серьёзными повреждениями: подобные агрегаты использовались впервые не только в СССР, но и во всём мире.

5 декабря дал ток второй агрегат. Конец 1961 — начало 1962 годов сопровождались серьёзными авариями на ГЭС – ведь даже самые опытные, маститые специалисты, стоявшие в начале Братской ГЭС, не могли предугадать всего. 12 декабря 1963-го были поставлены под промышленную нагрузку и включены в сеть единой энергетической системы Сибири 15-й и 16-й агрегаты Братской ГЭС. 9 мая 1964 вступил в строй центральный пульт управления станцией, руководить её работой теперь могли лишь два человека. 30 сентября 1964-го уложен последний кубометр бетона в тело плотины, 3 марта 1965-го уложены последние метры постоянного железнодорожного пути по гребню плотины. А 16 июня по плотине Братской ГЭС прошли первые грузовой и пассажирский поезда, 28 июля открыто автомобильное движение. 8 сентября 1967 года Государственная комиссия приняла Братский гидроузел в постоянную эксплуатацию с оценкой «отлично».

Оранжевый – цвет энергии

Сегодня Братская ГЭС является одной из крупнейших гидроэлектростанций в России и в мире. В среднем она вырабатывает 22 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год, в условиях маловодности озера Байкал – 16-17 миллиардов. Она обеспечивает работу крупнейших в стране предприятий, основную часть выработки забирает Братский алюминиевый завод.

От контрольно-пропускного пункта ведёт дорога, огибающая обтёсанные 60 лет назад диабазовые скалы. Ещё поворот – и открывается удивительный вид: огромная махина тела плотины с мирно бурлящей кругами водой. По длинному, почти в километр гребню грохочет товарный поезд. В машинный зал ведут высокие ворота, внутри всё сверкает чистотой, на белом фоне оранжевые гидроагрегаты выглядят ярко и гордо. Шум стоит жуткий, заглушает каждую реплику нашего второго проводника – замглавного инженера Юрия Дворянского. Ему и самому интересно отвечать на вопросы любопытствующих журналистов в защитных касках. Впервые он увидел ГЭС в 6 лет – его привёл работавший здесь отец. Мальчик смотрел во все глаза, с открытым ртом. После он хвастался друзьям в детском саду, а те – по-хорошему завидовали.

Он рассказывает, что конструкции гидроагрегатов Братской ГЭС не менялись с 1961 года, но всё это время проводится модернизация. С 2007 года здесь меняют рабочие колёса в рамках проекта «Новая энергия», который реализует компания «ЕвроСибЭнерго» на гидроэлектростанциях Ангаро-Енисейского каскада. За счет повышения КПД оборудования энергетики смогут увеличить выработку электроэнергии и одновременно рачительнее использовать водные ресурсы. Ожидается, что эффект «Новой энергии»» будет сопоставим со строительством новой гидроэлектростанции мощностью 400 МВт.

Из 18 гидроагрегатов Братской ГЭС усовершенствовано 12 – половина из них австрийские, половина – отечественные. Первые шесть заменены с 2007-го по 2010 годы, вторые – с 2013-го по 2016-й. Из современного – вся автоматика в том числе новый пульт управления.

«Рабочие колёса 1961 года выработали свой ресурс. У гидроагрегатов есть межремонтный период – 7 лет. За это время рабочее колесо подвержено кавитационному износу, мы пытаемся их ремонтировать, но профиль лопаток рабочего колеса в следствие ремонтов был изменён, что влияет на КПД. Рабочие колёса выполнены из чёрного металла, а он подвержен сильному кавитационному износу. Новые колёса сделаны из нержавеющего металла, их КПД на 6-8% выше старых. Они прослужат лет 100, а может, и больше. На новых колёсах даже при снижении напора, как сейчас, можно выработать больше электроэнергии, чем на старых колёсах», — поясняет необходимость замены Дворянский.

Каждое колесо перевозили на большегрузных машинах через всю Россию. Это занимало около 2 месяцев из-за погоды и качества дорог, кроме того, в каждом регионе нужно было получить согласование ГИБДД на проезд.

Процесс установки нового колеса занимает год и состоит из множества трудоёмких и ответственных работ. Рабочее колесо весом 104 тонны находится в нижней части гидроагрегата, поэтому машину нужно разобрать полностью, вытащить старое, прикрутить, отцентрировать новое. Эти работы делали работники гидроэлектростанции под руководством приезжего шеф-инженера, который следит за выполнением заводских регламентов. Всего на работы привлекались около 100 человек. Старые колёса уходят на металлолом, вырученные деньги идут в следующие инвестпрограммы.

Ежедневно обслуживанием станции занимается дежурная смена из семи человек. Два работают на пульте управления, три – в машинном зале, ещё два – на открытом распределительном устройстве (ОРУ). Смена длится 12 часов.

В ближайшее время сотрудники станции хотят «передохнуть» после замены рабочих колёс. Но впереди другой проект – замена кабельных линий 220 кВ, проходящих по двум вырубленным под землёй галереям. Длинна участка – 1 километр, затраты на модернизацию сопоставимы с заменой рабочего колеса.

***
Вот уже более 50 лет Братская ГЭС неустанно работает, грохочут огромные оранжевые гидроагрегаты, перемалывающие зелёно-синюю ангарскую воду, между ними ходят крепкие мужчины с морщинками между бровей. По плотине стучат тяжёлые товарные поезда, несутся машины. Гребень плотины удерживает высокое Братское море, на берегу которого отдыхают и туристы, и братчане. За полвека город разросся, первостроители постарели, многие из них – покинули мир. Но помнят старые грозные диабазовые скалы тот день, когда сон зелёной суровой тайги разрушил шум тракторов и бензопил, а свободолюбивая Ангара подчинилась инженерному уму человека.

НазадВперёд
4 отзыва
На E-mail или по SMS будет выслан код подтверждения. Или авторизуйтесь обычным образом или через соцсети (кликнув на иконку соцсети над формой)(кликнув на иконку соцсети слева).
Для публикации комментария требуется авторизация на портале или подтверждение указанного e-mail. Введите код, отправленный вам на e-mail

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

НазадДобавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошая статья, но это в прошлом.А что сегодня? Сегодня жулики вывели ГЭС из актива России и перепродали  за границу. Преступно и обидно. Обыкновенная афера.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Наймушин трагически погиб в авиакатастрофе 1 сентября 1973 года. Он с друзьями и гражданской женой Клавдией возвращались из тайги, где вместе отдыхали. Пассажиры вертолета решили, что необходимо совершить посадку в тайге, однако вертолет зацепился за кроны деревьев и загорелся. Погибли три человека — сам Наймушин, Клавдия и один из пассажиров. По неофициальной информации этим пассажиром был полковник Высовень В.С. - командир 26-й дивизии ПВО, один из полков которой базировался тогда в окрестностях Братска

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Полковник Высовень Василий Степанович с 1970 по 1973гг был командиром 26 дивизии ПВО со штабом в г.Иркутске.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Есть ещё какая-то информация про крушение вертолёта?

ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ
ВЫБОР РЕДАКЦИИ