Р!
18 ОКТЯБРЯ 2019
17 октября 2019

Виктор Пашков – о пале травы, шашлыках на майские и противопожарном режиме

Стремительная весна в этом году заставила региональные власти и МЧС скорректировать свои планы по подготовке к пожароопасному сезону. Первые возгорания ожидаются уже в конце марта – начале апреля. Как регион готовится к этому нелёгкому периоду, зачем нужны отжиги сухой травы, как они проходят и что делать с традиционными шашлыками на майские праздники, рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по Иркутской области Виктор Пашков.

— Что сейчас делает Главное управление МЧС для подготовки к пожароопасному сезону?

— Здесь в первую очередь надо разграничить наши полномочия и ответственность с ответственностью субъекта и муниципальной власти. МЧС в рамках действующего законодательства осуществляет координацию работы, направленную на то, чтобы минимизировать риски чрезвычайных событий. Один из рисковых периодов – пожароопасный сезон.

МЧС в первую очередь плотно контактирует с профильными ведомствами. Это, конечно, министерство лесного комплекса, органы местного самоуправления и их помощники в этой части – старосты населённых пунктов, безусловно, органы внутренних дел.

В прошлом году мы разработали модели прохождения пожароопасного сезона для каждого муниципального района и городского округа в Иркутской области. Индивидуально каждому мэру осенью была направлена модель прохождения пожароопасного сезона. С учётом многолетнего опыта работы и ошибок прошлых лет к ним был сформулирован перечень вопросов и направлений, которым нужно уделить внимание в первую очередь, и тех, к которым можно подойти в долгосрочной перспективе, в том числе создание минерализованных полос и противопожарных разрывов от населённых пунктов, объектов экономики, оздоровительных лагерей.

В прошлом году по поручению правительства России мы провели плановые и внеплановые проверки во всех 1,5 тысячи населённых пунктов региона. К сожалению, мы зафиксировали, что в половине случаев имеются нарушения требования пожарной безопасности. К началу этого года с учётом контроля за исполнением наших предписаний мы получили чуть больше 500 населённых пунктов, которые имели нарушения требований по разным направлениям – у кого-то водоснабжение, у кого-то проезды, где-то недостаточная работа с добровольцами, где-то отсутствие противопожарных разрывов от населённых пунктов до лесных массивов.

В этом году мы получили поручение правительства проверить населённые пункты, которые прилегают к лесным массивам, у которых имелись неустранённые недостатки. Их около 200-300. Они сегодня находятся на контроле. Понятно, что не везде есть возможность провести внеплановую проверку. Например, там, где она связана с проверкой минерализованной полосы, которую под снегом не увидишь, но противопожарные разрывы мы можем увидеть и сейчас. С учётом тех замечаний, которые были перечислены в предписаниях для глав, мы сейчас корректируем сроки проведения контрольных мероприятий в муниципалитетах. Они все будут проведены в ближайшие 3 месяца, первыми на очереди стоят самые проблемные населённые пункты.

На прошлой неделе по согласованию с минлесом мы провели расширенное совещание с приглашением заинтересованных ведомств, муниципальной власти, полиции, надзорных органов с целью обострить вопрос необходимости ускориться по подготовке к началу пожароопасного сезона. Потому что мы получили гидрометеологический прогноз и понимаем, что весна наступает чуть пораньше, чем в прошлом году, соответственно и подготовительные мероприятия нужно провести как можно раньше.

В числе таких мероприятий мы согласовали проведения отжигов сухой растительности для создания противопожарных разрывов, минерализованных полос, которые позволили бы безопасно провести сезон даже при усилении ветра. Мы сами не проводим отжиги, у нас нет таких возможностей и полномочий. Это делают собственники или распорядители земель, у которых они находятся во владении. Выжигание травы проводится совместно с лесниками и при контроле МЧС.

Конечно, минерализованные полосы и противопожарные разрывы не остановят верховой пожар, но смогут спасти от низового, от горения сухой травы. Ведь время с апреля по середину мая – это как раз тот период, когда и происходит наибольшее количество различного горения – горят поля, придорожные территории, лесные опушки. Такие пожары и приводят к уничтожению строений.

Ожиг проводится для создания преград для распространения огня возле населённых пунктов. В прошлом году мы предложили создавать двойные минерализованные полосы. В этом случае выжигается территория между этими полосами. Таким образом мы создаём противопожарную преграду, которая позволяет остановить огонь, если нет сильного ветра, потому что при верховом пожаре никакая минерализованная полоса не поможет. Но большинство строений уничтожается именно низовым пожаром.

— Как определяется, что именно на этой территории нужно провести отжиг?

— Мы традиционно понимаем, где есть проблемные территории, где наиболее часто возникают возгорания, неконтролируемые палы, и ориентируемся исходя из опыта прошлых лет. Сейчас созданы группы, которые начали ездить по населённым пунктам, прилегающей к ним территории для того, чтобы зафиксировать те места, где снег уже сошёл и появилась сухая трава. На основе их данных составляется ежедневный план для контроля за отжигами.

— Почему нельзя просто убрать траву, а не выжигать?

— Можно, но дороже. Для этого нужно привлечь технику, людей, потом куда-то вывезти собранную траву, каким-то образом утилизировать.

— Как с вами сотрудничают муниципалитеты? Проявляют инициативу, ищут сами технику, деньги, людей для проведения этих работ? Или ждут, когда им всё дадут?

— Мне кажется, что мы совместно с правительством и другими органам власти переломили отношение глав. Все сегодня понимают важность этой работы.

— Как происходит отжиг?

— Около 5 лет назад МЧС разработало методические рекомендации по проведению контролируемых отжигов сухой растительности.

Во-первых, это происходит тогда, когда на территории не действует особый противопожарный режим. Поэтому мы и спешим сейчас, учитывая, что мы предлагаем правительству ввести этот режим к середине марта. Отжиги нужно провести до него.

Во-вторых, всё проводится в безветренную погоду или при небольшом ветре, который не сможет повлиять на ход отжига и распространение огня.

В-третьих, у ответственных за проведение отжига должностных лиц должны быть первичные средства пожаротушения.

Кроме того, территория не выжигается большими площадями. Нельзя пустить пал сразу на поле длиной 1 километр.

— А фермеры? Они же могут решить, что им тоже можно сжигать у себя траву на поле из-за таких профилактических отжигов.

— Согласно нормативно-правовым актам министерства сельского хозяйства на полях сельхозназначения запрещено площадное выжигание сухой растительности. Для защиты от пожаров вокруг полей организуют минерализованные полосы.

В большей степени нас беспокоят те земли, собственники которых неизвестны. Они сегодня приносят определённые проблемы, за ними мы заставляем надзирать органы местного самоуправления. Земли, закреплённые за конкретными фермерами, содержаться в нормативном состоянии. Если там есть нарушения, то министерство сельского хозяйства административно реагирует на них. В прошлом году мы не фиксировали нарушений на таких землях.

У нас на территориях достаточно много земель, у которых вроде бы есть собственник, но кто он – неизвестно. Эта ситуация очень сложная. Сейчас минсельхоз разными средствами меняет ситуацию.

— Кто несёт ответственность, если на таких землях происходит пожар?

— Это сложный и скользкий вопрос. Мы для себя определили схему работы, в которой мы работаем с арендатором или собственником, если он известен. Если это земли, у которых собственник неизвестен, то работаем с муниципалитетом.

— Для чего вводить противопожарный режим в марте, если пожары начнутся в апреле?

— Да, сезон обычно начинался в апреле, но в этом году уже горит Слюдянский район. Кроме того, посмотрите на ситуацию на Дальнем Востоке. Только за предыдущие выходные из 1 тысячи пожаров, которые возникли по стране, 500 – это Дальний Восток.

— А почему загорелся Слюдянский район?

— Я далёк от мысли, что это умышленные поджоги. Чаще всего это человеческая халатность. Пожары начинаются с придорожных, придомовых территорий. Кто-то покурил и, не задумываясь, выбросил, как ему показалось, потушенный окурок.

— Что значит введение особого противопожарного режима для органов власти?

— Это перечень дополнительных требований, которые необходимо выполнять в этот период. Это мобилизация сил территориальной подсистемы ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

В этот период создают дополнительные патрульные группы. Основные силы в них – это сотрудники органов местного самоуправления. В эти группы также входят и сотрудники органов внутренних дел, и мы, и лесники, и иные надзорные органы, например, Россельхознадзор. В прошлом году таких групп было порядка 1,5 тысячи. Это позволило минимизировать риски и снизить число загораний.

Кроме того, проверяется готовность сил и техники, которая должна реагировать на возгорания. В этот период у нас возникает больше полномочий, чем в обычный режим функционирования. И ответственность соответственно возрастает в два раза.

— А что значит введение особого противопожарного режима для обычных людей, которые, например, живут в сёлах, в своих домах? Что меняется по сравнению с другими периодами в году?

— Мы прописываем запрет на выход населения в лес. Обязательность выставления постов у выходов в лес, таким образом ограничиваем возможность граждан беспрепятственно заходить на те или иные территории.

В постановлении прописываем обязанность граждан иметь на своём участке первичные средства пожаротушения — это может быть бочка с водой, песок с лопатой, — обязательность уборки придомовой территории. Плюс мы предусматриваем дополнительные требования в виде проверки печного отопления. Чтобы, например, при растопке печи в бане искры не летели на соседний дом.

— А как же шашлык на майские праздники? Надо отказаться от него?

— Шашлык на майские праздники, наверное, уже стал притчей во языцах. К сожалению, майские праздники – это один из самых сложных периодов за весь год. Он сравним с новогодними каникулами. Но в Новый год в основном возникают риски техногенных и бытовых пожаров. А в майские праздники возрастают риски природных пожаров, которые могут начаться от беспечности граждан. Банально – никто не смотрит на прогноз погоды, не обращает внимание на усиление ветра до 10-12 метров в секунду, а оно значит очень много. От разожжённых мангалов летят искры, в этот период – самая сушь стоит на территории, зелёной травы нет, а сухой листвы и хвои достаточно. В итоге от ветра огонь быстро распространяется.

Мы предупреждаем, что разведение огня на открытых территориях недопустимо. Если на приусадебном участке организовано место для мангала, есть территория для барбекю, пожалуйста, готовьте, но на открытой территории, в лесу, разводить огонь категорически запрещено.

Три года назад я выступал в преддверии пожароопасного сезона в Ольхонском районе перед руководителями турбаз, мы тогда только начинали вводить эти запреты. Был шквал недовольства, но мы уже тогда указывали, что никто не запрещает готовить цивилизованно, в специально организованных местах.

— Получается, что активно эта работа началась примерно в 2016 году. Иркутяне помнят сильные пожары 2015 года. Что делалось тогда?

— Ещё 5 лет назад мы не вводили особый противопожарный режим весной. Раньше был перечень мероприятий, которые необходимо выполнять в этот период. Издавалось постановление о повышении мер для борьбы с пожарами в весенне-летний пожароопасный период. Это были рекомендации тем или иным должностным лицам, гражданам и организациям. После событий 2014—2015 года мы стали оформлять эти рекомендации нормативно-правовым актом, повышающим ответственность и должностных лиц, и граждан за невыполнение тех мероприятий, которые предусматривают этим актом.

В условиях особого противопожарного режима она возрастает в два раза. Если это юридическое лицо, то административный штраф может достигать 400 тысяч рублей, в условиях сегодняшнего дня — 200 тысяч рублей. На должностное лицо – от 7 до 15 тысяч рублей, в особый противопожарный – до 30 тысяч, на физлицо – до 3 тысяч рублей в особый противопожарный режим.

— Как, по вашему мнению, изменилась за эти 3-4 года ситуация? Как сказалось на пожарной обстановке введение особого противопожарного режима в марте-апреле? Судя по новостям, количество пожаров всё равно очень большое. Какие вы видите результаты?

— Мы не надеялись увидеть результаты через один год. Это же целая система и менталитет, который нужно менять постепенно. За этот период, в течение которого мы формируем сознание, пропагандируем безопасность, обучаем население мерам пожарной безопасности, меняется в целом отношение к ней.

Например, если раньше больше всего пожаров в Иркутской области возникало от неосторожного обращения с огнём – это была причина примерно 60% от всех пожаров в регионе, то сегодня количество пожаров от неосторожного обращения с огнём не превышает 40%. Это на 20% меньше, чем 5 лет назад. Это говорит о том, что та работа, которую мы ведём совместно с региональной властью, муниципалитетами, СМИ, имеет свой результат. Естественно, мы возле каждого гражданина не поставим надзирателя.

По статистике благодаря нашей совместной работе в прошлом году количество загораний сухой растительности на территории мы снизили в три раза, снизилось количество административных нарушений. В прошлом году не было перехода огня с горящей травы на строения. Разве это не результат?

1 отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

все эти пожары проблема последних десятилетий, раньше не было такого. раньше целыми организациями, бригадами выезжали и как то все решалось, не было таких стращных пожаров. все в головах у людей, сами виноваты своим равнодушием и безответственность провоцирую все это. А потом кричат, пожар, пожар

ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ
ПОПУЛЯРНОЕ