Конфликт администрации и думы начался ещё в прошлом году и только усилился после избирательной кампании летом 2019 года. Сейчас народные избранники, безропотно принимавшие бюджет в предыдущие 5 лет, пытаются доказать мэрии, что они тут тоже власть, а мэрия - показать депутатам, что они просто винтики в бюджетном процессе.
Депутатские поправки, представленные 9 декабря, предусматривают перераспределение средств бюджета между существующими статьями, то есть для увеличения отдельных направлений на 600 миллионов рублей нужно сократить другие. Больше всего депутаты предлагают увеличить суммы на благоустройство дворов - с 45 до 245 миллионов рублей, сокращать надо будет финансирование муниципальных предприятий «Праздник» и «Иркутскавтодор», освещение в СМИ работы администрации и некоторые другие направления.
Отдельно интересно, что депутаты запланировали сокращение средств по двум мероприятиям в 16-м избирательном округе Иркутска. По нему летом избирался в думу мэр Дмитрий Бердников, который отказался от мандата. Сокращения коснулись ремонта ливневой канализации на территории городка бывшего ИВВАИУ и стадиона «Авиатор».
Дмитрий Ружников: Антонина Михайловна, комиссия, на которой вы сейчас находитесь, рассматривает поправки.
Антонина Корочкина: А почему вы меня слова лишаете?..
Дмитрий Ружников (спокойно): Я вас не лишаю слова, ваши коллеги проголосовали…
Антонина Корочкина (возмущённо): Вы мне не даёте обсуждать бюджет, Дмитрий Олегович!
Дмитрий Ружников (терпеливо): Антонина Михайловна, вы хотите, чтобы я ответил?
Антонин Корочкина (с вызовом): Я хочу!
Дмитрий Ружников: Я отвечаю. (разделяя слова) Ваши коллеги…
Антонина Корочкина (возмущённо): Вы говорите, что вы обсуждали. Почему я не обсуждала... (Корочкиной выключают микрофон, она кричит без него) Вы просто нарушаете права людей, не просто меня как депутата, как гражданина!
Виталий Матвийчук, депутат думы: Антонина Михайловна…
Антонина Корочкина (повышая голос): Вы не даёте мне участвовать в обсуждении поправок! Виталий Николаевич, так нельзя!
Виталий Матвийчук (чуть раздражённо, но терпеливо): Надо соблюдать регламент...
Антонин Корочкина: Какой?! Который вы нарушаете?!
Все говорят одновременно, что конкретно – в общем шуме не разобрать.
Антонина Корочкина: Я регламент соблюдаю, а вы - нет!
Антонина Михайловна, мне кажется, вам лучше действительно воздержаться, потому что в этом году был действительно беспредел, который был принят мэром и командой, в частности, с отношении вашего округа. Были найдены деньги и на школу, и на детский садик, и сейчас культурно-оздоровительный комплекс. Почему-то в вашем округе 13 адресов….
Антонин Корочкина (без микрофона, раздражённо): Потому что … ничего не делаете (кричит что-то неразборчиво на фоне выступления Коренева).
Юрий Коренев (с нарастающим возмущением в голосе): У вас было 13 адресов, а мне дали только один адрес! Антонина Михайловна, вам стыдно должно быть!
Антонин Корочкина: Мне не стыдно!
Комиссия принимает поправки, присутствующие иркутяне кричат вслед депутатам , которые выходят из зала, «Позор».

В каком смысле должны были быть представлены поправки? Указать бюджетную классификацию тех разделов, подразделов, целевых статей, видов расходов бюджета города, с которых предлагается снять или уменьшить расходы бюджета, и предоставить раздел, подраздел, целевую статью тех расходов бюджета, которые предлагается увеличить.
Нам в администрацию, мэру поступили так называемые поправки от лица председателя думы, которые состояли из двух частей. Первая – это текстовая часть, которая подразумевает просто направления расходов, которые изложены словами, суммы, которые поправками корректируются, а также приложена была таблица вроде бы как с бюджетной классификацией. Изучив предложенную таблицу, мы говорим, что в таком виде внести изменения в бюджет и принять данные поправки невозможно.
(приводит несколько примеров, объясняя, почему та или иная поправка не соответствует требованиям положения о бюджетном процессе)
Все эти поправки не соответствуют требованиям бюджетного законодательства. В случае если вы принимаете эти поправки, вы должны представить решение думы о бюджете, которое должно пойти на подпись. В этом решении думы поправки не ложатся однозначно, потому что нарушается бюджетное законодательство.
Дмитрий Ружников: Спасибо, Альфия Ангамовна...
Альфия Валиулина: И ещё раз …
Дмитрий Ружников (кажется, что слегка нетерпеливо): И ещё раз...
Альфия Валиулина: Ещё раз. В заключении, которое представил мэр, мы проговаривали, что те поправки, которые представлены на уменьшение расходов, необоснованны и подкрепление есть. Если эти поправки необоснованны, то нет предмета обсуждения поправок на плюс. Потому что источника иного вами не предложено по увеличению.
Дмитрий Ружников: Всё?
Альфия Валиулина: Ну если есть вопросы…
Дмитрий Ружников: Спасибо, Альфия Ангамовна.

Альфия Валиулина: Решения комиссий были отправить бюджет на доработку.
Юрий Коренев: Какие были предложения комиссий – вы знакомы? Вы же на каждой комиссии присутствовали. Скажите, вы депутатам подчёркивали необходимость срочного принятия бюджета для того, чтобы успеть все вопросы решить, в том числе для участия в областных и федеральных программах?
Альфия Валиулина: Подчёркивала.
Юрий Коренев (с ещё большим нажимом): Вы знаете, что комиссия по бюджету была проведена тогда, когда уже был последний срок подачи предложений, согласно положению о бюджетном процессе. Вы знаете об этом?
Альфия Валиулина (немножко недоумённо): Ну правильно, она тогда и должна была…
Юрий Коренев (распаляясь): То есть что невозможно было ничего изменить?
Альфия Валиулина: Нет, почему? Можно было...
Юрий Коренев (не слушая): Хорошо. И последний вопрос…
Альфия Валиулина (с возмущением и раздражением): Вы мне задаёте вопрос и перебиваете…
Дмитрий Ружников (пытается призвать к порядку): Коллеги, коллеги…
Юрий Коренев (не слушая): Ответ-то понятен. Вы же знаете? (растягивая слово) Знаете.
Альфия Валиулина (взяв себя в руки): Юрий Диомидович, у вас вопрос или выступление?
Юрий Коренев: Хорошо. Скажите, вы знали о том, что комиссия закончила работу в 19 часов, это был последний рабочий день, когда можно было подать поправки?
(В зале в рядах, где сидят чиновники мэрии, шёпот «И что?»)
Альфия Валиулина (твёрдо): Я знаю, что нами регламент не был нарушен. Графики комиссий установил аппарат думы, у нас всё было вовремя.
Юрий Коренев (с раздражением, постепенно повышая голос): Ясно. То есть получается, что вы изначально признаёте, что положение о бюджетном процессе, которое принято и разработано, видимо, вами совместно с Ларисой Валентиновной [Краснопёровой, руководителем аппарата администрации] и другими лицами… аппарата городской администрации, вы изначально …эээ... предусмотрено так, что исполнить согласно регламенту внесение поправок невозможно в принципе?
(Выкрик из зала: «Повестку вы формируете! Дума!»)
Юрий Коренев (агрессивно): Повестка никакого отношения не имеет. То есть положение о бюджетном процессе изначально было разработано таким образом, что никакой поправки…
Дмитрий Ружников: Юрий Диомидович...
Юрий Коренев: ... что никакой поправки внести невозможно.
Дмитрий Ружников: Вопрос понятен. (передаёт слово) Лариса Валентиновна.
Лариса Краснопёрова, руководитель аппарата мэрии (с лёгким смешком в голосе): Юрий Диомидович, положение о бюджетном процессе, на основании которого сейчас бюджет рассматриваем, принято в 2010 году думой города Иркутска, в том числе вами, вы уже у нас 19 лет депутат.
Смех в зале.
Дмитрий Ружников: Спасибо большое.
Лариса Краснопёрова: Я не знаю… (слова тонут в аплодисментах).

(Женский выкрик из зала: «А что улицы неблагоустроенные – не жизненно важные?»)
Виктор Ешеев (не обращая на него внимания): Я хочу, чтобы вы задумались о том, откуда взять деньги. Сегодня основной вопрос в этом заключается. (с сочувствием) Понятно, что у вас нет профессиональных навыков по формированию бюджета. Это Альфия Ангамовна - профессионал в этом вопросе. Поэтому основной вопрос заключается в том, откуда взять деньги. Мы предлагаем принять бюджет в том виде, в котором он есть.
Вы эти деньги не сможете потратить до марта. Смотрите – в следующем году в марте мы будем участвовать в федеральных программах, откуда областные и федеральные деньги дойдут до города. Вы сможете направить эти деньги при первой же поправке. Подчеркиваю, при первой же поправке эти деньги зафиксировать, потому что до марта вы их всё равно не сможете потратить - где-то нужны проекты, где-то согласования, экспертизы и так далее.
Я предлагаю вам потерпеть три месяца, мы можем это оформить официально, решением думы, где может мэр расписаться, я могу расписаться, что при первой же корректировке, мы вносим… Вывалится из области 500 миллионов рублей - мы распишем на эти поправки, о которых вы говорите. Вот и всё.
Почему вы сегодня создаёте такое напряжение, убирая с жизненно важных направлений эти деньги? Зачем создавать напряжение в городе, я не понимаю? Поэтому прошу принять бюджет именно в том варианте, а в марте мы можем…
Я же понимаю, что вам нужны гарантии. Основной вопрос сегодня – это недоверие к администрации, потому что я не знаю… от ряда депутатов я сегодня слышу, что вот мы 6-7-15 лет, 20 лет работаем, всегда всё устраивало, а сейчас не устраивает. А молодые депутаты говорят о том, что депутаты предыдущего созыва так говорят, поэтому мы с ними согласны. Но я хочу заметить, что в городе проживает 625 тысяч жителей. Вылететь из федеральной программы не имеем права. Давайте принимать бюджет в том варианте, а в марте месяце вернёмся к этим поправкам.

Выступает почётный гражданин Иркутска Игорь Бычков, который убеждает депутатов принять бюджет в том виде, в котором его представила мэрия.
Дмитрий Ружников (с лёгким недовольством в голосе): Игорь Вячеславович, я хочу вам напомнить. Вы депутатов обвинили в задержке бюджета, на самом деле это работа двухсторонняя, и администрация здесь тоже в полной мере участвует, поэтому не надо всё валить на депутатский корпус. Мы вовремя подали…
Игорь Бычков (возмущённо): Я всё-таки попрошу вас выбирать немножко выражения. «Валить на депутатский корпус» - никто не валит, но хлопать одной ладошкой невозможно. Никто не снимает обязанности с администрации работать вместе с вами, но и с вас - работать с ними.
Поэтому я говорил о том, чтобы принять сегодня компромиссное решение, тот бюджет, который соответствует бюджетному процессу, а дальше в течение 3 месяцев спокойно проработать вместе. И тогда уже, наверное, в марте не будет таких высказываний по поводу того, кто на кого что…

Уважаемые коллеги. Каждая из предложенных поправок нами по-настоящему выстрадана, не одно совещание сидели и разбирали. (с такой интонацией, как будто читает заранее подготовленный текст) Каждая из этих поправок направлена на улучшение жизни иркутян, кто бы что здесь ни говорил. Это ухоженные дворы, светлые улицы и безопасность наших детей, и именно за это мы сегодня и голосуем.
(возвращается к обычной интонации) Мы действительно… Как сказал Виктор Владимирович, наверное, действительно сегодня есть недоверие к администрации, и оно, наверное, обосновано, потому что из года в год мы просим учесть эти поправки, предложения даём администрации, они не учитываются, и только ухудшается ситуация.
И, наверное, вы правы, здесь даже в заключении мэра написано (цитирует с листа), что при очередном уточнении бюджета города на 2020 год и на плановый период 21-22 годов при наличии дополнительных источников рассмотреть вопрос увеличения расходов по направлениям, обозначенным в поправках.
Так вот я вам хочу сделать встречное предложение. А давайте по тем программам, за которые вы переживаете, мы вам сделаем такое предложение (с лёгкой иронией) – что на ближайшей корректировке, коли у нас такое недоверие к администрации возникло, мы добавим на эти программы и учтём. (с нескрываемой иронией) И я могу расписаться, и все депутаты в этом распишутся. Найдём какой-то правовой механизм. Почему вы в эту сторону об этом думаете?
К сожалению, последним компромиссным решением было предложение [администрации] убрать со статьи на покупку техники для МУП «Автодор» 96 миллионов, всё остальное, включая праздники и СМИ, оставить. (иронично) Это, по их мнению, очень важный момент, они оттуда денег снять не могут. К сожалению, переговоры зашли в некий тупик. Собственно, мы и перед думой пытались разговаривать, найти какой-то компромисс.
Опять же администрация предлагала некое правовое решение, которое позволит на первой корректировке учесть наши поправки, мы говорили о том, наверное, было бы правильно об этом говорить, когда мы только начали рассматривать бюджет, когда нам только его дали, и тогда, наверное, это было бы уместно. А сегодня, когда нас фактически понудили к тому, чтобы мы сами сделали эти поправки, мы их подготовили, их принесли, а нам сказали – а вот теперь давайте договариваться.
(с нажимом) Я думаю, что [должна быть] обратная ситуация, когда мы с удовольствием прогарантируем администрации, что все те деньги, которые сняли, будут учтены на ближайшей корректировке. Такой правовой документ мы можем сделать, принять решение думы 26 числа и спокойно разойтись. Но, к сожалению, такая встречная инициатива не нашла поддержки. Мы сегодня увидели, что администрация не будет работать в таком режиме.

Сейчас бюджет с поправками, предложенными депутатами, направлен мэру Иркутска Дмитрию Бердникову на подпись. Для этого у него есть 10 дней. Учитывая все сделанные заявления, глава города может их не подписать и наложить вето. Такой документ будет направлен в думу. Депутаты могут преодолеть вето: для этого нужно, чтобы на заседании думы за такое решение проголосовало 24 человека.
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Ремонт 10 километров Байкальского тракта проведут в 2021 года 1
Иркутской зоозащитнице подкинули мёртвую собаку с запиской с угрозами 1
«Дом.рф» планирует построить в Иркутской области около 2 млн кв. м жилья до 2030 г. 1
Гендиректор ИНК стала 6-й в рейтинге богатейших self-made женщин России от Forbes 1
«АкваСиб» начал зарывать траншеи, выкопанные для труб завода по розливу воды в Култуке 1