Представьте себе теплый солнечный день. Вы едете, настроение прекрасное. И тут неожиданно перед собой вы видите препятствие в виде кучи асфальта, которая гордо несет название «лежачий полицейский». Вы резко нажимаете педаль тормоза, но остановиться не успеваете, и автомобиль бьется о бугор на дороге. Приехали.
Остановим время, пока удар не произошел.
К «лежачему полицейскому» из асфальта ГОСТ предъявляет жесткие требования, которые дорожники вряд ли смогут выполнить. Требования эти следующие:
высота не более 7 см;
длина не менее 3 метров при ограничении скорости до 20 км/ч, не менее 6,25 при ограничении скорости до 40 км/ч;
15% поверхности искусственной неровности, обращенной к водителю, должна быть выполнена из световозвращающего материала;
искусственное освещение обязательно;
знак ограничения скорости, предупреждающий знак «Искусственная неровность» и знак особых предписаний «Искусственная неровность», а также разметка обязательны (Слайд 1).
В реальной жизни я таких «лежачих полицейских» не встречал. Изготавливают их просто. Вываливают машину асфальта поперек дороги, слегка ровняют, и готово. Есть освещение – хорошо. Нет – и не надо. О каких-то световозвращателях речи не идет.
Если установка «лежачего полицейского» с ГАИ не согласована, то и знаков с разметкой вы не увидите. Иногда складывается впечатление, что аборигены специально маскируют полицейского. Потому вы его и заметили в последний момент.
Как выкрутиться из этой неприятности?
Центр тяжести автомобиля расположен где-то посередине (Слайд 2).
Если вы разогнались, и включили нейтральную передачу, то автомобиль продолжит движение по инерции. Сила инерции прикладывается к центру масс (Слайд 3).
Когда вы нажимаете педаль тормоза, колеса начинают замедляться, упираясь в дорогу. Сила торможения прикладывается к пятну контакта колеса с дорогой и направлена назад (Слайд 4).
Как видим, между точками приложения сил есть расстояние (Слайд 5).
Как следствие возникает вращательный эффект (Слайд 6).
Потому при любом торможении автомобиль «клюет носом» (Слайд 7).
Именно здесь скрывается причина удара об искусственную неровность. И чем сильнее вы жмете на педаль, тем сильнее будет удар.
Вспомните, что при отпускании сжатой пружины, она возвращается не в исходное состояние, а разжимается. Если в критический момент перед самым ударом вы отпустите педаль тормоза, то пружины подвески поднимут передок (Слайд 8).
В этом и состоит решение задачи. Если вы заметили «лежачего полицейского» очень поздно, то тормозите до последнего. Но на самой границе искусственной неровности необходимо себя пересилить, преодолеть панический страх и педаль тормоза отпустить.
Указанным способом (клюнул-прыгнул) можно проезжать не только искусственные неровности, но и естественные.
Спрашивается, а зачем так подробно все рассматривать? Вроде бы и так все знают о подобных вещах?
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький» (Конфуций).
Дело в том, что познавать мир можно двумя путями: классическим с помощью законов физики, и методом «научного тыка». Когда пару раз влетишь на «лежачего полицейского» на большой скорости, все равно задумаешься о способах его преодоления.
Кроме того, приведенная схема позволяется ответить на вопросы, почему нельзя тормозить и ускорятся в поворотах и при случайном съезде на обочину. Как видим, торможение и ускорение приводит к перераспределению нагрузки по осям. Автомобиль становится неустойчивым.
Если взять ту же обочину, то коэффициент сцепления колес на обочине и на асфальте – разный. Если просто зацепить обочину, то велик риск заноса. Торможение, когда задняя ось разгружается, только усугубит ситуацию. Потому двигаться необходимо с прежней скоростью, очень плавно возвращая автомобиль на проезжую часть.
Перераспределение нагрузки по осям при торможении – одна из причин запрета экстренного торможения, закрепленного в п.10.5 ПДД. Посмотрите еще раз на слайд 7. Задние колеса при экстренном торможении как бы повисают в воздухе. Они легко блокируются и начинают скользить. Если посмотреть на пятно контакта колеса (Слайд 9), то мы видим, что в длину оно больше, чем в ширину, и, следовательно, сопротивление продольному скольжению, больше, чем поперечному.
Соответственно, скользить вбок заблокированному колесу проще, и задние колеса начинают обгонять передние. Это называется «занос», и при большой скорости после разворота автомобиля поперек движения он просто начинает вращаться через крышу.
Против физики не попрешь. Фундаментальные законы позволяют разобраться с логикой ПДД. А изучать подобные явления методом «научного тыка» затратно, и в плане финансов, и в плане здоровья.
Возвращаемся к искусственной неровности. Что делать, если автомобиль все-таки пострадал на «лежачем полицейском»? Данное неприятное событие имеет все признаки ДТП. Звоните в полицию и вызывайте ГИБДД. При осмотре места происшествия обратите внимание, как были выполнены требования ГОСТов, которые перечислены выше. Проследите, чтобы все параметры «лежачего полицейского» были отражены в бумагах.
А дальше, делайте экспертизу повреждений и обращайтесь в компанию, которая обслуживает данный участок дороги, с досудебной претензией о возмещении ущерба. При отказе – в суд. Подробно – здесь.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.