В июне доллар показал падение, по разным валютным парам произошла коррекция до половины майского укрепления американской валюты.
Июнь был наполнен позитивными новостями из Европы, которые, собственно, закрывали те проблемы, которые поднялись в мае. Так, если в мае остро встал вопрос о членстве Греции в еврозоне в связи с невозможностью по итогам парламентских выборов сформировать коалицию, то в июне по итогам перевыборов в парламент победила партия, выступающая за продолжение реформ ЕС. Опасения не оправдались, леворадикалы, которые могли ввергнуть Грецию в неуправляемый дефолт, не пришли к власти. В мае усугубилась ситуация на долговом рынке Испании, что было связано с проблемами в банковском секторе страны. ЕЦБ не предпринимал никаких усилий для того, чтобы стабилизировать интервенциями доходность по испанскому госдолгу и острота проблемы достигла в июне своего пика.
Пара евро-доллар от открытия на отметке 1.2365 опускалась до 1.2288, поднималась до 1.2748 и закрылась на 1.2667, в итоге рост составил три фигуры. Пара доллар-швейцарский франк симметрично упала от 0.9713 до 0.9485. Британский фунт вырос к доллару от 1.5405 до 1.5707, также на три фигуры. Пара USD/CAD упала от 1.0328 до 1.0166, то есть канадский доллар вырос на полторы фигуры. Австралийский доллар вырос к американскому на пять фигур, с 0.9734 до 1.0238. Новозеландский доллар вырос также почти на пять фигур, с 0.7537 до 0.8013. Российский рубль укрепился к доллару на рубль, с 33.41 до 32.42. Японская иена, которая является еще более защитной валютой, чем доллар, в условиях общего роста аппетитов к риску упала, пара доллар-иена выросла с 78.32 до 79.79.
В июне доходность по 10-летним облигациям Испании достигала 7.27%, свою лепту внесли рейтинговые агентства Fitch и Moody’s, оба из которых понизили рейтинги Испании на три ступени. Органы ЕС и Германия при этом открыто принуждали Испанию к запросу финансовой помощи, который, естественно, означал для Испании не только получение кредита для рекапитализации национальных банков, но и частичную потерю суверенитета. В итоге Испания запросила помощь. Интересно, впрочем, что к падению доходностей испанских облигаций это не привело, так как оказание помощи банкам, как считалось, повысит долговую нагрузку на бюджет страны. Так что долговой кризис продолжал нависать над еврозоной, вплоть до саммита ЕС, прошедшего 28–29 июня.
В последний торговый день месяца по результатам первого дня саммита ЕС началось движение вверх, размах которого от минимума до максимума составил почти три фигуры. Видимо, после того, как стало ясно, что лидеры ЕС в состоянии договориться, рынки наконец перестали закладывать в цену ожидания развала Еврозоны. Очередной кризис евро пройден, и привел только к усилению интеграционных процессов в Европе.
По результатам саммита фондам ESM/EFSF разрешено напрямую помогать проблемным европейским банкам, будет создана единая система страхования депозитов и надзора над банками ЕС. Кроме того, будет создано единое Казначейство, которое будет следить за исполнением бюджетов стран. Также утвержден пакет мер по стимулированию экономического роста стоимостью 120 млрд. евро. И, пожалуй, главное сейчас для рынков – решено использовать средства фондов спасения для интервенций на долговых рынках проблемных стран. Из-за этого резко выросли в цене облигации Испании и Италии, вернулось доверие к европейским долговым бумагам. Однако на текущий момент майский провал евро отыгран менее чем на половину, так что, по логике, рынок должен отыгрывать те ожидания развала Еврозоны, которые не реализовались. Стало быть, пара евро-доллар должна вернуться обратно в район 1.32, откуда начиналось падение на новости о том, что в Греции не сформировано правительство. Кроме того, в течение июня произошло еще одно событие, которое сыграло против доллара.
Федрезерв США по итогам заседания 20 июня смягчил монетарную политику, объявил о продлении операции «Твист» до конца года. То есть дополнительно к первой части операции, в ходе которой ФРС продала коротких бумаг на сумму 400 млрд долл. и купила длинных бумаг на эту же сумму, ФРС также сконвертирует бумаг еще 267 млрд. долл. Фактически это завуалированное монетизирование бюджета США. И, судя по риторике представителей ФРС, возможно дальнейшее смягчение монетарной политики. Можно предполагать, что на новый раунд уже количественного смягчения (увеличение портфеля) ФРС решится в следующем году, и это будет уже прямое монетизирование бюджета США.
Так что и здесь перспективы играют на падение доллара. Следует также иметь в виду, что, закрыв глобальную тему кризиса в Европе, рынки начнут искать новую тему и предадутся ей с такой же крайностью, как до этого предыдущей теме, как до этого хоронили «еврозону». И следующей темой, как и в первой половине прошлого года, когда евро вырос до отметки 1.49, будет, очевидно, проблема госдолга уже США. На текущий момент госдолг США достиг 15,77 трлн долл. и до лимита, установленного конгрессом, остается совсем немного, около 600 млрд долл.
Уже в ноябре в США будут дебаты между республиканский и демократической партией по поводу того, на каких условиях повышать в очередной раз порог госдолга. Снизить темпы роста госдолга можно только за счет сокращения расходов, но, как показал опыт прошлого года, республиканцы и демократы едва могут договориться, за счет каких пунктов бюджета сокращать расходы. Летом прошлого года Конгресс США повысил порог госдолга в последний день, и затягивание решения вопроса вызвало во всем мире большой резонанс и опасения технического дефолта. Думается, что и в этом году без возвращения внимания рынков к проблеме госдолга США не обойдется, а значит, доллар будет падать.
Что касается курса российского рубля, то его движения в июне не имели каких-либо особенностей и полностью следовали за курсом доллара на Forex. Рубль резко укрепился в конце месяца вместе с ростом цен на нефть и на другие активы по результатам саммита ЕС. Можно ожидать, что вместе с возвратом курса пары евро-доллар к отметке 1.32 курс рубля в июле вернется к отметке 30.0.
В связи с разрешением основных проблем, вызывавших майское обострение долгового кризиса в Европе, можно ожидать в июле продолжение роста аппетитов к риску на мировых рынках, и, в частности, укрепления пары евро-доллар до отметки 1.32, падение пары доллар-рубль до 30.0.
Алексей МИХЕЕВ, аналитик банка ВТБ24