В июле основные валюты показали разнонаправленные движения к доллару. Европейские валюты, прежде всего евро и привязанный к нему швейцарский франк, значительно ослабли. Сырьевые валюты, включая канадский и австралийский доллары, а также российский рубль, продемонстрировали, несмотря на это, некоторый рост благодаря заметному укреплению цен на нефть. Японская иена продемонстрировала двухфигурный рост благодаря спросу на защитные активы.
Слабость евро в начале месяца была обусловлена решением (хотя и абсолютно ожидаемым) ЕЦБ о снижении базовой ставки с 1,0% до 0,75%, а также ставки по депозитам банков в ЕЦБ с 0,25% до 0,0%. Евро провалился с 1,26 ниже 1,22. Затем большую часть месяца евро провел, колеблясь в диапазоне 1,22-1,23. Экономическая статистика из Европы в этот момент шла хорошая, после провального апреля в целом по Еврозоне промышленное производство показало рост на 0,6%, а розничные продажи также показали рост на 0,6%. Из США в середине месяца тоже шел позитив, так что подросла нефть, а сырьевые валюты показали максимумы с мая. Но к концу месяца снова обострилась тема долгового кризиса в Европе, евро упал до нового минимума на 1,2040 и потянул за собой другие валюты и рынки активов.
Доходности 10-летних облигаций Испании повысились до нового максимума с момента вступления страны в Еврозону, 7,66% годовых. Это было вызвано новостью о том, что некоторые регионы Испании запросили помощь у центрального правительства страны. Кроме того, к концу месяца повысилась неопределенность вокруг получения Грецией второго пакета помощи и выполнения программы реформ ЕС/МВФ. На рынке снова пошли разговоры о дефолте Греции и выходе ее из Еврозоны, в том числе в связи с заявлениями высокопоставленных лиц из Германии, которые проявляли скепсис относительно способности Греции выполнять взятые на себя обязательства. Вдобавок агентство Moody’s понизило прогноз рейтинга Германии и Нидерландов.
Однако в самом конце месяца евро получил поддержку от заявления представителя ЕЦБ от Австрии Эвальда Новотны о том, что ЕЦБ обдумывает предоставление фонду Европейского механизма стабильности банковской лицензии. Если ESM получит банковскую лицензию, то сможет проводить интервенции на долговом рынке проблемных стран Еврозоны, скупая бумаги, потом закладывать их в ЕЦБ в рамках операций РЕПО, получать новые деньги, на которые снова покупать облигации и т.д. Таким образом, средства фонда будут мультиплицироваться ЕЦБ, позволяя ему проводить мощные интервенции. Если этот механизм будет реализован и интервенции начнутся, это позволит прекратить атаки спекулянтов на долговом рынке проблемных стран и вернуть доверие к европейскому долгу, понизить доходности. Благодаря этой новости евро вырос на фигуру от двухлетних минимумов.
Надо отметить, что зацикленность мировых масс-медиа и рейтинговых агентств на проблемах Еврозоны отдает двойными стандартами. Опубликованные в июле данные по ВВП Великобритании за II квартал показали спад третий квартал подряд, вместо прогнозного спада на 0,2% кв/кв ВВП сократился на 0,7% кв/кв, рецессия в Великобритании углубляется, в то время как в Еврозоне в целом ее нет. За последние семь кварталов ВВП Великобритании сокращался на протяжении пяти кварталов. Ситуация с экономическим ростом здесь хуже, чем в даже Испании, о проблемах которой так много говорят. Но, кроме того, при этом последние четыре года дефицит бюджета Великобритании составлял в среднем на 9,5% от ВВП в год, госдолг достиг 85,7% от ВВП. При том, что у Испании этот показатель находится на уровне 68,5% от ВВП. Однако, несмотря на это, Великобритания все еще имеет наивысший рейтинг AAA, не подвергается атакам спекулянтов, имеет низкие уровни доходностей по госдолгу. С другой стороны, рейтинг Испании снижен практически до «мусорного», Moody’s держит по Испании рейтинг на Baa3, на ступень выше этого статуса, доходности по испанским бумагам находятся на рекордных уровнях. В этом смысле можно сказать, что Еврозона подвергается настоящей атаке со стороны мировых масс-медиа и рейтинговых агентств и оценки ее перспектив, мягко говоря, излишне пессимистичны.
Пара евро-доллар в июле упала уже до нижней границы глобального диапазона 1,20-1,50 и выглядит крайне перепроданной. По идее от нижней границы диапазона должен произойти отскок вверх. Есть еще одна причина, по которой доллар может начать падать. Наблюдавшееся в последние месяцы ослабление данных из США вылилось в ослабление роста. По консенсус-прогнозам предполагается, что во II квартале ВВП США вырастет только на 1,4% против 1,9% в первом квартале и 3,0% в IV квартале прошло года. Представитель ФРС Сара Раскин, голосующий член FOMC, заявила о том, что в связи со слабым ростом на ближайшем заседании ФРС будет рассматриваться вопрос о дополнительных покупках облигаций на баланс ФРС, то есть речь идет о третьем раунде количественного смягчения. Если 1 августа ФРС объявит о QE3, а это весьма вероятно, то, по опыту, доллар отреагирует резким падением на такую новость. Так что, думается, в течение августа можно рассчитывать на возврат пары евро-доллар в диапазон 1,25-1,30.
Что касается курса рубля, то благодаря растущим ценам на нефть он демонстрировал рост в июле, доллар-рубль снижался даже до 31,80. Однако очередное обострение долгового кризиса в Еврозоне вызвало укрепление доллара, и на это наложилось решение Банка России о расширении коридора бивалютной корзины. Центробанк ослабил контроль над валютными курсами в очередной раз, нижняя граница теперь находится на 31,65, верхняя – на 38,65. Это было воспринято как готовность Центробанка пойти на большее ослабление рубля. В результате доллар-рубль протестировал отметку 33, однако быстро отскочил обратно вместе с отскоком от минимума по евро-доллару и возвращался на 32,65. В случае продолжения отскока евро от минимумов можно будет ждать дальнейшего укрепления рубля в диапазон 31-32.
Тенденции: в связи с тем, что рынки излишне переоценивают проблемы Еврозоны по сравнению с проблемами в Великобритании и США, а также с возможным началом третьего раунда количественного смягчения в США ждем в августе роста пары евро-доллар в диапазон 1,25-1,30, падения пары доллар-рубль в диапазон 31-32.