О продлении программы софинансирования пенсии заявили в российском правительстве. И хотя законопроект еще не подписан, его поддерживают и министерства, и негосударственные фонды. Только вот большинству россиян, видимо, без разницы. Они и раньше не стремились вступать в программу.
В пятницу, 6 сентября, вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец заявила, что программа софинансирования пенсии – «1000 на 1000» – будет продлена до 2015 года, сообщает «Коммерсантъ». Пока этот проект согласовывается с Минфином, однако он уже получил поддержку других министерств и негосударственных пенсионных фондов.
В законе крайний срок вступления в программу установлен на 1 октября 2013 года. Но уже давно говорят о необходимости его продления. В Пенсионном фонде отмечают, что программа особенно полезна гражданам с «серой» зарплатой или высоким доходом, чтобы на пенсии «повысить коэффициент замещения утраченной зарплаты».
В этом году на россиян вообще взвалили слишком много решений, касающихся их будущей пенсии. Поэтому перенос окончания программы софинансирования – разумная идея со стороны властей. «И без этого будущим пенсионерам придется сделать более сложный выбор – сколько процентов пойдет на накопительную пенсию, а сколько – на страховую, – считает аналитик FIBO Group Анатолий Воронин. – Это будет достаточно большой стресс для многих «молчунов», и возможность присоединиться к софинансированию в будущем году существенно подсластит пилюлю».
Другое дело, что становиться участником программы многие и не стремятся. И проблема тут в недоверии к самой пенсионной системе. Так, например, подавляющее большинство участников опроса на сайте сказали, что не собираются участвовать в госпрограмме, потому что не думают, что это хоть как-то отразится на их будущей пенсии.
* Опрос стартовал в середине августа 2013 года.
Стоит отметить, что с информированием о программе тоже не все гладко. Или проблема в самих людях, которые не следят за тем, что происходит в экономике. Иначе как объяснить, что каждый десятый вообще не в курсе о существовании программы «1000 на 1000»?
«Большая часть граждан, подавших заявления о вступлении в программу, по-прежнему не спешат делать личные взносы, оставаясь участниками лишь формально, – сетует исполнительный директор НПФ«КИТ Финанс» Антон Шпилев. – Поэтому наравне с рекламной активностью ПФР негосударственные фонды могут сыграть одну из ключевых ролей в стимулировании граждан к уплате взносов по программе. Во всех рекламных материалах и почтовых рассылках уже существующим клиентам мы постоянно приводим преимущества участия в данной программе и развиваем платежные сервисы для удобства оплаты взносов».
По словам г-на Шпилева, решение о продлении программы абсолютно необходимо, поскольку она предоставила бы широкие возможности для добровольного накопления пенсий новым поколениям, а также тем, кто по какой-либо причине не успел сделать взнос или подать заявление (а таких людей немало).
Согласен с коллегой и президент президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. Он положительно относится к продлению программы софинансирования, потому что это предоставляет людям выбор. «Но я до конца не верю, что она будет продлена, – сомневается эксперт. – Заявление Ольги Голодец идет в противовес заявлениям Минфина, который собирается убрать материнский капитал и вообще сэкономить на социальных расходах. Это заявление немного показательное – продемонстрировать людям, что государство о них заботится».
Собеседник также отметил, что, те, кто хотел вступить в программу и вносить средства, делают взносы уже с 2009 года. И самая высокая активность пришлась как раз на время начала работы госпрограммы. «Активность не увеличилась даже тогда, когда был принят «выплатной закон», а это дало возможность получать пенсию со своих взносов в программу. Самые активные уже пятый год копят пенсионный капитал. А тем, кто не думает о пенсии, этот год ничего не даст», – считает г-н Пьянков.
Кстати, сами финансисты к программе «1000 на 1000» относятся неоднозначно. «Лично я хотя и не являюсь «молчуном» и давным-давно перевел пенсию в негосударственную управляющую компанию, к кампании по софинансированию не присоединился и до сих пор раздумываю над этим. Хотя очевидно, что чем раньше вступишь – тем больший эффект от нее будет, – сказал Анатолий Воронин. – Конечно, никто не может гарантировать того, что средства под управлением выбранной УК будут обязательно прирастать – рынок есть рынок. Но практика показывает, что этот вариант не хуже, чем вклад в банке. Тем более что инвестированные средства сразу оказываются в два раза больше, чем при самостоятельном инвестировании. Грубо говоря, надо сравнивать условные 12 тысяч рублей, положенные в банк, с 24 тысячами, инвестированными на пенсионный счет. При равной доходности пенсионный счет принесет больше».