Доля представителей российского среднего класса, ожидающих продолжения девальвации рубля, снизилась с 38% до 24%. Об этом говорится в исследовании Sberbank CIB, пишет РБК.
Sberbank CIB опубликовал результаты очередного периодического исследования «Потребительский индекс Иванова», с помощью которого оценивает потребительскую уверенность россиян – представителей среднего класса. Доля респондентов, ожидающих дальнейшего ослабления рубля, во втором квартале 2015 года снизилась до 24% с 38% в первом квартале.
Почти половина участников опроса отмечает положительный эффект от недавнего укрепления рубля, что, по их мнению, проявилось либо в снижении цен, либо в улучшении оценки ситуации в экономике. По результатам опроса, 5% респондентов начали больше тратить на электронику и одежду, а 8% в целом увеличили расходы, считая, что худшее для российской экономики позади.
В то же время до 39% с 36% выросла доля представителей среднего класса, у которых нет сбережений. Одновременно с этим доля месячного заработка, отложенного в качестве сбережений, упала с 9,2% в первом квартале до 7,9% во втором. «На наш взгляд, это обусловлено высокими темпами инфляции и вялой динамикой доходов населения», – отмечают авторы обзора.
В целом потребительская уверенность представителей российского среднего класса по сравнению с первым кварталом 2015 года значительно улучшилась. Итоговый индекс потребительской уверенности за это время вырос с минус 22% до минус 14%. Вместе с тем индекс национального благосостояния на ближайший год, который в первом квартале был на уровне минус 7%, во втором квартале вырос на 12 п.п. и составил 5%.
«Мы объясняем подобную динамику тем, что самые пессимистичные ожидания Ивановых не оправдались, а в связи с ослаблением опасений, связанных с валютными курсами и инфляцией, улучшилась оценка текущей экономической ситуации», – отмечают авторы исследования.