Культура 7 часов сидел у берлоги с микрофоном. Музыкант из Иркутска рассказал, как писал спящих медведей, а потом создал саунд-дизайн для ВДНХ

7 часов сидел у берлоги с микрофоном. Музыкант из Иркутска рассказал, как писал спящих медведей, а потом создал саунд-дизайн для ВДНХ

Уникальные звуки байкальской природы и обитателей озера можно послушать у стенда Приангарья

7 часов сидел у берлоги с микрофоном. Евгений Маслобоев рассказал, как писал спящих медведей, а потом создал саунд-дизайн для ВДНХ

Треск и гул байкальского льда, сон двух медведей в берлоге, пение голомянки и омуля, а также прибой на Байкале в тумане — все эти звуки смогут услышать гости стенда Иркутской области на выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. Автором саунд-дизайна стал иркутский мультиинструменталист и композитор Евгений Маслобоев. Он рассказал корреспонденту «ИрСити», как работал над музыкальным оформлением стенда и как записывал спящих хищников в сибирской тайге.

На стенде Приангарья есть специальная интерактивная звуковая панель, к которой прикреплены наушники в виде камушков с Байкала. В каждом таком камушке — свои композиции, каждая из которых — не менее 20 минут. Все треки подписаны, можно выбрать «Пение ветра и льда» или, например, «Ветер в байкальской траве».

— Для выставки я предоставил семь композиций, созданных в технике Пьера Шеффера «Бриколаж». По сути, это музыка, сочиненная мной из натуральных, естественных звуков. Первый трек — «Кладбище кораблей в ветреную погоду». Его на выставке переименовали в «Старые баржи на Байкале в шторм». Вторая композиция — «Пение ветра и льда», которое записано в Большом Голоустном, — отметил Маслобоев.

Также он записал треск льда на Байкале весной, «пение» голомянки и омуля, ветер в байкальской траве, которые можно услышать в Порту Байкал, на Малом море и на Сухом озере в Большом Голоустном. Кроме того, есть несколько видов байкальских прибоев, в том числе прибой при луне, днем, а еще — в туман. И наконец, медвежьи сны, ради которых музыкант практически рискнул жизнью. Это было прошлой зимой.

— Изначально я писал это для себя. Я давно занимаюсь аудиальными экспедициями, и, как результат — бездонные звуковые библиотеки. Пишу ландшафты, места, аномальные зоны, выстраиваю необычные звуковые ситуации. Делаю моментальные акустические слепки гения места, — рассказал Евгений Маслобоев.

Музыку спящих медведей композитор готовил 21 день. Сначала почти семь часов просидел у входа в берлогу с микрофоном.

— Они там спят, молчат в основном. Бывает, чмокают, дышат, взрыкивают, повизгивают. Но чаще — молчат. Я прикручивал микрофоны к жердям и вталкивал их по миллиметру. Я ведь особо не знаю, как они там спят, как расположены, где у них головы, где хвосты. На это стоило посмотреть, как я в 17-градусный мороз, обливаясь потом, пропихивал микрофоны в берлогу. Было страшно. А еще я не знал, как реагировать, если что-то пойдет не так. Но, если бы я разбудил медведей, они бы меня убили, потому что с аппаратурой, да и вообще от медведя в лесу практически невозможно убежать, — поделился впечатлениями Евгений Маслобоев.

К счастью, всё обошлось. Еще один уникальный трек — пение байкальских рыб. Несмотря на то, что в обществе бытует мнение, что рыбы не издают звуков, Маслобоев уверен: это — заблуждение.

— На самом деле, рыбы — те еще говоруньи и певцы. Но каждый вид имеет свои песни для различных целей. Например, селедка запрограммирована, если популяция большая, а корма мало, исполнять так называемые «песни смерти», призывая хищников. Так они выбраковывают больных и нерасторопных. Селедочная евгеника, — отмечает композитор.

Вот и у байкальских рыб тоже есть свои песни. Но услышать их, а тем более записать — задача непростая. Для этого Евгению потребовалась специальная и очень чувствительная аппаратура.

— Я устроил четыре водные охоты за пением рыб. Затем была долгая работа в студии — переведение в человеческий диапазон слуха то, что удалось поймать. Голомянка — щебетунья. Омуль — молчун и немного туповат. Байкал вообще молчаливое озеро. В глубине что-то гудит и ворочается, стоит гул и кряхтение, — сообщил Евгений Маслобоев.

Именно эти звуки композитор затем использовал для создания саунд-дизайна стенда Иркутской области на ВДНХ. Готовые композиции Евгений Маслобоев назвал моментальными слепками аудиального пространства. А еще он говорит, что это — семь цитат из вечности.

Кстати, ранее портал «ИрСити» делал большое интервью с Евгением Маслобоевым, в котором мы рассказывали о его творчестве, музыке растений и про то, как он создавал саундтрек к двум сезонам сериала «Территория». Текст можно прочитать по ссылке.

Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем