Культура карточки Какое поселение — это «вибрирующий свист», а какое — «гуща от молочной водки». Рассказываем о топонимах Иркутской области

Какое поселение — это «вибрирующий свист», а какое — «гуща от молочной водки». Рассказываем о топонимах Иркутской области

Снова смотрим на названия десятка поселений региона

Рассказываем о топонимах Иркутской области

Источник:

Деревня Кыцигировка произошла от якутского слова, Турская возникла от «родни», а Мишелёвка — по фамилии мастера из Иркутска. Редакция «ИрСити» подготовила очередной разбор топонимики Иркутской области.

Мы использовали данные книги «Происхождение географических названий Иркутской области» Матвея Мельхеева, словаря «Географические названия Иркутской области» Станислава Гурулева, а также сайтов муниципальных образований и других открытых источников.

  1. Кыцигировка
  2. Бозой
  3. Русский Мельхитуй
  4. Мингатуй
  5. Капсал
  6. Турская
  7. Мельничная Падь
  8. Малиновка
  9. Мишелёвка
  10. Хайта
1

Кыцигировка

В Иркутском районе можно найти деревню с редким для русского языка сочетанием К и Ы — Кыцигрировка. Объясняется это тем, что название поселения образовано от якутского слова кыhыгыраа — «издавать вибрирующий свист».

Кыцигрировка в этом году отметила 70-летие: официально деревня появилась в 1947 году как Майск. С 1947 по 1959 год она относилась к тресту «Главмука» СССР.

Население было многонациональным и состояло из чеченцев, азербайджанцев, армян, этнических поляков. В советское время в Майске занимались сбором багульника, пчеловодством, растениеводством, свиноводством.

Сейчас в деревне проживает около 500 человек.

2

Бозой

Поселок Бозой в Эхирит-Булагатском районе больше известен как место, где находятся две женские колонии — общего и строгого режима — и колония-поселение.

Название объясняют разными вариантами. По одной из версий, оно произошло от слова бозо — «гуща, оставшейся после перегонки молочной водки».

По другой версии, больше народной, рядом с этим местом когда-то жил старый бурят по имени Бозой, который держал огромное количество
коров, овец и лошадей. Чтобы ежедневно не пересчитывать
животных, он загонял стадо в ущелье. Если оставалось свободное пространство, значит, скота стало меньше.

Осужденные «заселяют» это место с 1930-х годов. А до того здесь находились летние выпасы нескольких бурятских родов. В 1932 году земли были переданы в распоряжение НКВД, был основан поселок-скотосовхоз для спецпереселенцев из европейской части Советского Союза. В ноябре 1937 года на месте поселка была учреждена исправительно-трудовая колония.

3

Русский Мельхитуй

На берегу Братского водохранилища в Нукутском районе находится село Русский Мельхитуй.

Вторую часть названия оно получило от наименования Мельхитуйской пещеры, затопленной водами водохранилища: от бурятского мулькэтэ — «ледяной». А слово «русский» было добавлено позже, в 1924 году, когда первыми жителями села стали переселенцы с запада: русские и украинцы.

Здесь сейчас проживает около 400 человек.

4

Мингатуй

Небольшой поселок Мингатуй в Куйтунском районе, где проживают не больше 200 человек, был в 1902 году. Первыми поселенцами были Барахтенко Агей с сыновьями Лукой, Никитой. Они построили для себя зимовье и занимались охотой.

В 1903 году приехали еще семьи поселенцев и начали строительство домов. Строили дома, корчевали лес под пашню, разводили скот. Занимались охотой и земледелием, вырабатывали деготь для смазки сбруи и конных телег. Семейство охотников снабжало их мясом. В основном заселяли местность переселенцы из Могилевской и Псковской губернии.

Название произошло от бурятского слова мунгэн — «серебро», «серебряный», мунгэтэй — «имеющий серебро». Исследователи отмечают, что либо буряты, которые жили раньше в этой местности, имели много серебряных украшений, либо здесь проживали мунгэшэ, или мунгэчины, — мастера-ювелиры, изготавливающие серебряные изделия, которые буряты раньше использовали в большом количестве для нарядов и украшения различных предметов.

5

Капсал

В Эхирит-Булагатском районе существует село Капсал, название которого произошло от бурятского хабсал — «теснина, скала».

Капсал возник в XVII веке — после того как предков местных жителей оттеснили казаки с территории за поселком Оёк. По легенде, мать-прародительница булагатов Гур-Тоодээ вела своих сыновей на восток. Когда они дошли до горы, густо поросшей лесом, увидели скалу. Отсюда и возникло название.

Село, кстати, расположено при въезде в Усть-Ордынский округ по трассе Иркутск — Качуг. Священное шаманское место по Качугскому тракту, у которого традиционно останавливаются путешественники, чтобы почтить местных духов и попросить хорошей дороги, так и называется: Капсальский барисан.

В селе сейчас проживает чуть больше 400 человек.

6

Турская

По тому же Качугскому тракту недалеко от Капсала находится деревня Турская. Название происходит от бурятского слова тγрэл — «родня», «родной».

Именно в той местности когда-то обитали буряты до того, как их оттеснили казаки.

Сейчас здесь проживает около 300 человек.

7

Мельничная Падь

Еще один поселок в Иркутском районе, но в другой стороне, по Мельничному тракту, — Мельничная Падь — возник в 1957 году для переселения жителей затопленной при строительстве Иркутской плотины ГЭС.

Название, по словам местных, пошло от старой мельницы, которая работала здесь в 50-х годах прошлого столетия. Мельник жил в деревне, а из здешней муки пекли вкусный хлеб.

Сейчас это большой поселок, в котором проживает около 3 тысяч жителей.

8

Малиновка

В Черемховском районе расположена деревня Малиновка, которая до 1986 года называлась Бурятский (или Бурминский) Забитуй.

В 1952 году здесь создали совхоз «Сибирский садовод», который специализировался на выращивании ягодных культур лучших морозоустойчивых, крупноплодовых сортов — смородины, вишни, облепихи, клубники. В садах было много сливы, груши, ранетки и малины. Поэтому в 1986 году деревня была названа Малиновкой.

Кстати, Забитуй происходит от бурятского словосочетания заби табя — «сделал остановку, привал», «сел, заложив ноги под себя».

В деревне сегодня проживает около 500 человек.

9

Мишелёвка

Усольский район славился когда-то своим хайтинским фарфором, однако производство было размещено не в селе Хайта, а в поселке Мишелёвка на одноименной реке.

Мишелёвка, по словам исследователей, была основана в 1860 годы прибывшим из Иркутска горновым мастером Николаем Мишелёвым, имя которого закрепилось за поселком.

А в 1869 году сибирский купец Перевалов образовал Хайтинскую фарфоро-фаянсовую фабрику, которая просуществовала до конца 1990-х годов.

В Мишелёвке сегодня проживает больше 5,3 тысячи человек.

10

Хайта

Что касается села Хайта, то оно возникло, предположительно, в XVII веке. Сейчас здесь живет около 700 человек.

Предположительно, Хайта произошло от слова хая, или кая по-тюркски. На тувинском и якутском языках их варианты переводятся как «скала», «утес», «гора с крутым скалистым склоном». Есть кай и в кетском языке — «крутой обрыв, берег».

Вместе с тем возможны и другие объяснения названия: например, от эвенкийского hаj — «перекат (мелководный участок реки между плесами)».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления