«Авиакомпания «Ангара» пока не будет расширять свой парк новыми региональными лайнерами Ан-148-100. Перевозчик отложил реализацию опциона на пять таких машин до 2015 года.
В 2012 году «Ангара», базирующаяся в Иркутске, при участии «Ильюшин Финанс Ко» подписала с «Воронежским акционерным самолётостроительным обществом» (ВАСО) договор на поставку пяти Ан-148-100: три из них компания уже получила, еще два поступят до конца этого года. Стоимость каждого лайнера – около 750 миллионов рублей, поручителем по сделке выступало правительство Иркутской области. У «Ангары» есть опцион на покупку ещё пяти Ан-148-100, компания собиралась им воспользоваться в 2014 году.
Однако сейчас речь идёт о том, что вопрос об очередной сделке с ВАСО будет рассматриваться только в 2015 году. Решение, как говорится в сообщении перевозчика, будет зависеть от рыночной ситуации, возможности получения федеральных субсидий и программы производства ВАСО. Последнее, к слову, сейчас весьма загружено заказами. Только в этом году завод должен собрать для Минобороны четыре Ан-148 и ещё один для ФСБ.
Ситуация на внутреннем авиарынке пока нормальная, но газета «Ведомости» в конце июля написала о том, что авиакомпания «ЮТэйр» начала готовиться к кризису – перевозчик намерен закрыть неэффективные маршруты, сократить время наземного и технического обслуживания самолетов. Пример «ЮТэйр» – наиболее показателен, авиакомпания - федеральная, но в её маршрутной сети немало межрегиональных и областных рейсов – как у «Ангары».
Наконец, ещё один фактор, который может влиять на производство самолёта – политический. Разработчиком Ан-148-100 является украинское АНТК им. О.К. Антонова, в России самолет производится по лицензии и оснащается двигателями, которые собирают на ОАО «Мотор Сич» из Украины. Еще в 2010 году Россия рассматривала возможность замены двигателя на российско-французский Snecma, но в итоге отказалась от этого.
Несмотря на обострение взаимоотношений между странами, сотрудничество России и Украины в авиационной сфере продолжается, но в будущем, вероятно, его принципы могут поменяться. Генеральный директор ОАО «ВАСО» Сергей Юрасов, впрочем, заявил, что такое «сотрудничество пережило достаточно много политических перемен».
Близкий к «Ангаре» источник говорит, что финансовые и политические вопросы сейчас, конечно, важны, но значение имеет два фактора – сроки обучения пилотов и раскатка маршрутов для Ан-148. Ещё для пяти самолетов, которые авиакомпания может купить по опциону, будет трудно найти применение в СФО. Напомним, что ранее «Ангара» рассматривала возможность полётов и в страны АТР – комплектация самолета это позволяет, но на этот рынок так и не вышла.
Отметим, что еще одна региональная авиакомпания, базирующаяся в Иркутске, «ИрАэро», в этом году рассчитывает расширить свой парк. Сейчас у неё – шесть канадских Bombardier CRJ-200. В этом году компания намерена взять в лизинг два таких же лайнера, в 2015 году – ещё столько же.