Редакция ИА «БайкалПост» запускает на Иркутском городском портале «ИрСити» проект «Город изнутри», который позволит нашим читателям побывать там, где в обычной жизни им побывать едва ли удастся. Журналисты и фотографы редакции заглянут в цеха промышленных предприятий, за кулисы театров и во многие другие едва знакомые горожанам уголки Приангарья и раскроют много новых подробностей о них. Вы можете поделиться с нами идеями для следующих текстов проекта, направив письмо на электронную почту info@ircity.ru.
Иркутский авиационный завод — филиал российской авиастроительной корпорации «Иркут» - ведёт свою историю с 1932 года, когда Наркоматом тяжёлой промышленности СССР было принято решение о его строительстве. С тех пор завод выпустил около 7 тысяч самолётов более 25 типов, которые поставлялись в 37 стран мира. Руководство завода среди достоинств своего производства отмечает способность быстро осваивать новейшие технологии при организации выпуска новых типов и классов самолётов.
Как и любой другой стратегический объект, Иркутский авиазавод начинается со строгого режима пропуска на проходной. Журналистам и другим гостям вход позволен только по предварительному согласованию с руководством и с паспортом. У сотрудников существует отдельный механизм пропуска с кодами и карточками. На страже помимо охраны стоят грозно взведённые турникеты.
Возможности завода позволяют выполнять полный цикл работ по строительству самолётов — от выплавки мельчайших деталей до испытаний уже готовых машин. Все цепочки этого конвейера за несколько дней отследить невозможно, и мы подробно остановимся только на завершающих — агрегатно-сборочном и монтажно-испытательном производствах. А также познакомимся с кое-какими новинками как для цехов иркутского авиазавода, так и для мирового авиастроения.
Из металла — в детали
Всего на заводе около 100 подразделений. Цикл изготовления самолётов начинается с заготовительно-штамповочного производства, которое расположено в трёх цехах — штамповочном, профиле-гибочном и цехе плоской заготовки. Здесь детали будущих самолётов приобретают очертания перед отправкой на основное производство.
Вторым источником материалов для сборки самолётов является металлургическое производство. Здесь восемь цехов — литейный, кузнечный, неметаллов, термообработки, металлургической оснастки и цеха покрытия — анодно-малярный, гальванопокрытий, окончательной покраски и подготовки к люминесцентному контролю. Каждый цикл работы по-своему уникален. На эту часть производства приходит необработанный металл, а выходят сверкающие свежевыкрашенные детали размером от трети спичечного коробка до рамы фонаря на Су-30СМ.
Следующее производство - механосборочное. Именно здесь заготовки из трёх предыдущих подразделений начинают собирать в единое целое. На выходе получаются механообрабатываемые детали конструкций самолёта и его внутренней начинки.
Су-30МКИ – двухместный многоцелевой истребитель для экспорта, продолжение линейки Су-30МК. В работе над самолётом корпорация «Иркут» приняла на себя функции головного исполнителя, инвестора и организатора широкой интернациональной кооперации. Первый контракт на поставку истребителей Су-30МКИ ВВС Индии подписан 30 ноября 1996 года. После подписания в конце 2012 года очередного контракта ВВС Индии было передано более 270 Су-30МКИ. Успешная эксплуатация этого самолёта в Индии и репутация, завоёванная ими в ходе международных военных учений, поспособствовали заключению контрактов с ВВС Малайзии и Алжира.
Из частей - воедино
Не менее ответственная часть возложена на агрегатно-сборочное производство, которое раскинулось на большей части главного корпуса предприятия. Здесь из деталей, поступивших с предыдущих этапов, собирают части самолёта и стыкуют их между собой. Затем уже практически готовые истребители Су-30СМ, Су-30МКИ и учебно-боевой штурмовик Як-130 уходят в цех окончательной сборки. Это подразделение на заводе называют «агрегаткой».
Эта часть производства включает в себя цехи сборки головной части фюзеляжа, крыла, киля, оперения, предварительной стыковки, а также цех изготовления трубопроводов самолётов. Начальник 204-го цеха по сборке головной части фюзеляжа Олег Корзенников провёл для нас небольшую экскурсию.
Его цех также имеет своё производство, и это настоящее творчество. В одном из помещений этой части «агрегатки» установлены печи, в которых выдувается стекло для верхнего откидного фонаря — это стеклянная часть пилотской кабины. Местные стеклодувы любят пошутить.
Здесь же стёкла проверяют на толщину, прочность и на качество оптических свойств.
Стёкла заправляются взрывчаткой - их проклеивают полосками с взрывным наполнителем, чтобы в случае ЧП в воздухе стекло взорвалось и позволило пилоту покинуть кабину. Эти полоски видны на фотографиях.
После того как стекло готово, его направляют на сборку самого фонаря.
«Здесь собирается откидная часть фонаря. Сейчас стёкла, как видите, защищены специальным покрытием, которое позже удаляется. Их устанавливают в каркас, а затем проверяют под давлением порядка 4 атмосфер. Толщина стекла- около 9 миллиметров», - пояснил Корзенников.
Через несколько стенок от места сбора фонарей в 204-м цехе проходит сборка других элементов головной части фюзеляжа. В цехе работает около 60 человек.
Так выглядит их конечный продукт.
Готовая головная часть фюзеляжа уходит на стыковку с двумя другими — центропланом и хвостовой частью. Затем практически готовые самолёты отправляются на монтажно-испытательное производство.
Су-30СМ – двухместный многоцелевой истребитель для Минобороны РФ, продолжающий линейку Су-30МКИ. Головной исполнитель государственного оборонного заказа - корпорация «Иркут». Самолёт разработан «Опытно-конструкторским бюро Сухого» (ОКБ Сухого). Истребитель Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащён радиолокатором с фазированной антенной решёткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением. Истребитель способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Адаптирован под требования российских ВВС.
Монтаж и испытания
Заключительный этап сборки самолёта проходит в цехе окончательной сборки.
Поступивший сюда пустой фюзеляж устанавливают на подъёмники, где впоследствии и собирают самолёт.
Все необходимые для сборки детали подаются сюда из цехов механосборочного, заготовительно-штамповочного производств, а также из цеха электроверстачных работ.
После этого начинается сборка всех систем самолёта, которая заканчивается их включением под «ток». С этого момента самолёт проходит наземные испытания и проверки, после завершения которых он готов к передаче в лётно-испытательное подразделение для проверки в реальных условиях.
Лётные испытания проводят заводские лётчики-испытатели.
Як-130 – двухместный учебно-боевой самолёт. На Як-130 проходят основную и повышенную подготовку лётчики современных и перспективных боевых самолётов, в том числе сверхманевренных истребителей поколений «4++» и «5». Он также разработан «ОКБ Яковлева». Серийно выпускается на Иркутском авиационном заводе, успешно эксплуатируется ВВС России и за рубежом.
Гражданская авиация - будущее завода
На заводе производятся не только Як-130, Су-30СМ, Су-30МКИ, но и нескольких компонентов для Airbus по контракту с немецким заводом Premium Aerotec и французской компанией Aerolia. Сотрудничество казалось бы конкурентов по авиационному рынку - нормальная практика по снижению издержек для крупных мировых производителей гражданской авиации. Несмотря на долгое сотрудничество, скорее всего, в таком формате ему остаётся существовать недолго – мощности цеха международной кооперации в ближайшее время будут переориентированы под производство семейства пассажирских лайнеров МС-21.
Именно МС-21 и стал гвоздём нашего визита на завод. Одна только подготовка к серийному производству новинки мировой гражданской авиации уже вошла в историю предприятия своей масштабностью. Название машины расшифровывается как магистральный самолёт XXI века. Здесь считают, что за ним будущее не только Иркутского авиазавода, но и во многом гражданского авиастроения России.
В пяти специально реконструированных пролётах агрегатно-сборочного производства с января 2014 года ведётся монтаж станций современной автоматической линии сборки МС-21. А в цехе окончательной сборки идёт укладка нового фундамента, после чего и здесь будут установлены современные станции по сборке нового лайнера.
Спрос на МС-21 будет, уверены в корпорации «Иркут», так как уже заключены твёрдые контракты на 135 лайнеров, а соглашений о намерениях и того больше. К слову, первый заказчик пришёл ещё в 2011-м.
По словам вице-премьера правительства РФ Дмитрия Рогозина, первые лётные испытания нового самолёта начнутся в 2015-2016 годах, а серийное производство в 2020-м.
МС-21 – семейство пассажирских ближне-среднемагистральных самолётов нового поколения. Головной исполнитель проекта - ОАО «Корпорация «Иркут». В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолёты МС-21-300 (160-211 мест) и МС-21-200 (130-176 мест).
История, которой можно гордиться
Иркутский авиазавод заслуженно гордится своей историей. Уже больше 80 лет он работает на благо авиационной мощи страны. За это время заводу удалось создать не только тысячи самолётов, но и отличный музей, который раскинулся в новом административном здании и на открытой площадке возле него.
Здесь можно увидеть в десятки раз уменьшенные модели всех самолётов, которые когда-либо производились на ИАЗ и которые в своё время сыграли значимую роль в истории страны.
Имеются и несколько макетов нового МС-21.
А на открытой площадке музея установлены настоящие боевые машины.
Любой желающий может посетить музей по предварительной записи совершенно бесплатно, чем нередко пользуются экскурсионные группы из Иркутска и других городов области.
За помощь в подготовке материала благодарим руководство, пресс-службу и сотрудников Иркутского авиационного завода.